Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:28, контрольная работа
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Введение
1. Теория психоанализа.
2. Теория научения.
3. Теория стилей управления.
4. Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
5. Теория рационального управления.
6. Теория соучаствующего управления.
7. Вероятностная модель управленческой эффективности.
8. Теория ситуационного лидерства.
Заключение
Литература
Характеристика
4. Психологические теории управления.
План:
Введение
Заключение
Литература
Характеристика
Введение
Психоло́гияуправле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.
Любые школы современной
теории управления особое внимание уделяют
человеку, приоритету личности при
изучении любых социальных процессов.
Резервы способностей человека, его
интеллект, его психика сложнее
любого компьютера, космической ракеты.
Не случайно еще древние мыслители
сформулировали сверхсложную задачу:
«Познай самого себя».Руководителю
приходится чаще всего работать именно
с людьми, а не с машинами. Если
в недалеком прошлом
Одним из первых попытался исследовать личность и мотивы поведения человека австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник теории психоанализа.
Основой теории психоанализа
является идея бессознательного, которое
определяет поведенческие устремления
людей. Фрейд считал, что в основе
любого творчества лежат неудовлетворенные,
в том числе и сексуальные,
желания, часто такие, которых мы
стыдимся, которые мы должны скрывать
от самих себя и которые поэтому
вытесняются в область
Фрейд описал четыре стадии социализации: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. На каждой из стадий ребенок фиксирует свое внимание на участках своего тела, которые задействованы в процессах напряжения и наслаждения. Три первые стадии могут сыграть серьезную роль в нарушении психической жизни взрослого человека.
Теорию Фрейда дополнил другой
представитель школы
Юнг описал типы характеров людей, которые определяются не только экстраверсией и интроверсии, но и преимущественном развитии того или иного психического процесса: ощущения, эмоций (чувствования), мышления и интуиции. У каждого человека какая-то психическая функция более развита, чем остальные.
Идеи Фрейда, Юнга и их
последователей не дают специалистам
в области управления готовых
рецептов на все случаи жизни, но могут
подготовить их к пониманию неадекватных,
алогичных поступков своих
В работах И. П. Павлова, Д.
Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера обосновывается
система поощрений и наказаний
(теория научения), определяется разумная
сфера деятельности исполнителя
в соответствии с его способностями,
обосновывается необходимость обратной
связи между руководителем и
подчиненными. В основе теории научения
лежит понятие рефлекса, т. е. ответа
организма на внешнее раздражение.
Рефлексы подразделяются на врожденные
(безусловные) и условные, которые
вырабатываются опытом. Врожденные чаще
всего проявляются в
По И. П. Павлову, одну из основ
поведения человека составляет рефлекс
цели (иначе — ориентировочный),
стоящий на границе с врожденными
рефлексами и формирующий
Выдающийся немецко-
— авторитарный (директивный);
— демократический (коллегиальный);
— нейтральный (попустительский).
Основным критерием,
отличающим один