Психологические теории управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Содержание работы

Введение
1. Теория психоанализа.
2. Теория научения.
3. Теория стилей управления.
4. Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
5. Теория рационального управления.
6. Теория соучаствующего управления.
7. Вероятностная модель управленческой эффективности.
8. Теория ситуационного лидерства.
Заключение
Литература
Характеристика

Файлы: 1 файл

Психоло́гия управле́ния.docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

4. Психологические теории управления.

План: 

Введение

  1. Теория психоанализа.
  2. Теория научения.
  3. Теория стилей управления.
  4. Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
  5. Теория рационального управления.
  6. Теория соучаствующего управления.
  7. Вероятностная модель управленческой эффективности.
  8. Теория ситуационного лидерства.

Заключение

Литература

Характеристика 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психоло́гияуправле́ния  — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии  управления  — анализ  психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

 

 

 

 

 

  1. Теория психоанализа.

Любые школы современной  теории управления особое внимание уделяют  человеку, приоритету личности при  изучении любых социальных процессов. Резервы способностей человека, его  интеллект, его психика сложнее  любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыслители  сформулировали сверхсложную задачу: «Познай самого себя».Руководителю приходится чаще всего работать именно с людьми, а не с машинами. Если в недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог  позволить себе немедленно уволить  ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом  ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть  расходов предприятия.

Одним из первых попытался  исследовать личность и мотивы поведения  человека австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник теории психоанализа.

Основой теории психоанализа является идея бессознательного, которое  определяет поведенческие устремления  людей. Фрейд считал, что в основе любого творчества лежат неудовлетворенные, в том числе и сексуальные, желания, часто такие, которых мы стыдимся, которые мы должны скрывать от самих себя и которые поэтому  вытесняются в область бессознательного.

Фрейд описал четыре стадии социализации: оральную, анальную, фаллическую  и генитальную. На каждой из стадий ребенок фиксирует свое внимание на участках своего тела, которые задействованы  в процессах напряжения и наслаждения. Три первые стадии могут сыграть  серьезную роль в нарушении психической  жизни взрослого человека.

Теорию Фрейда дополнил другой представитель школы психоанализа — швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961), автор учения о «коллективном  бессознательном», основатель аналитической  психологии. Он утверждал, что поведение  человека определяется не только его  желаниями, но и системой целей, выработанной его опытом, его жизнью.

Юнг описал типы характеров людей, которые определяются не только экстраверсией и интроверсии, но и преимущественном развитии того или  иного психического процесса: ощущения, эмоций (чувствования), мышления и интуиции. У каждого человека какая-то психическая  функция более развита, чем остальные.

Идеи Фрейда, Юнга и их последователей не дают специалистам в области управления готовых  рецептов на все случаи жизни, но могут  подготовить их к пониманию неадекватных, алогичных поступков своих коллег, вскрыть глубинные, иногда подсознательные  причины поведения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория научения.

В работах И. П. Павлова, Д. Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера обосновывается система поощрений и наказаний (теория научения), определяется разумная сфера деятельности исполнителя  в соответствии с его способностями, обосновывается необходимость обратной связи между руководителем и  подчиненными. В основе теории научения лежит понятие рефлекса, т. е. ответа организма на внешнее раздражение. Рефлексы подразделяются на врожденные (безусловные) и условные, которые  вырабатываются опытом. Врожденные чаще всего проявляются в бессознательных  актах, в сложной гамме чувств, эмоций, желаний, а также формируют  поведенческие акты, требующие проявления воли и решимости. Безусловные рефлексы определяют инстинктивное поведение  личности, которое под влиянием воспитания, обучения и социального опыта  тормозится и ограничивается в своих  проявлениях. Условный рефлекс, с точки  зрения сторонников этой теории, формирует  стереотип мышления и поведения  и является основным компонентом  мотивационной системы человека.

По И. П. Павлову, одну из основ  поведения человека составляет рефлекс  цели (иначе — ориентировочный), стоящий на границе с врожденными  рефлексами и формирующий любознательность, чувство нового и создающий предпосылки  для успеха в труде. Этот мощный рефлекс  объясняет удивительную 'настойчивость  изобретателей, различного типа собирателей  и коллекционеров и даже влюбленных. Практика управления широко использует методы теории научения для адаптации  человека в коллективе, так как  зависимость между поведением личности в социуме и результатами этого  поведения весьма очевидна и поддается  корректировке, полезной и для человека, и для коллектива. Деятельность человека в обществе всегда оценивается, поощряется или осуждается. Система положительных  или отрицательных компенсаций  за поведение основана на нормах и  установленных правилах и способствует быстрой адаптации личности к  изменяющейся ситуации в коллективе.

  1. Теория стилей управления.

Выдающийся немецко-американский психолог К. Левин, занимавшийся созданием  теории личности, разработал и обосновал  концепцию стилей управления. На основе экспериментальных данных он выявил и описал 3 основных стиля:

— авторитарный (директивный);

— демократический (коллегиальный);

— нейтральный (попустительский).

 Основным критерием,  отличающим один стильуправления  от другого, является способ  принятия решения руководителем.  Существуют два способа принятия  управленческих решений — демократический  (коллегиальный) и авторитарный (директивный). Какой из них более эффективен? Некоторые исследователи склонны  считать, что демократический.  В защиту своего мнения они  приводят такие аргументы: уменьшается  риск принятия неверного решения,  в ходе обсуждения возникают  альтернативы или новые варианты  решения, невозможные при индивидуальном  анализе, появляется возможность  учесть позиции и интересы  каждого и т. д. Вместе с  тем дальнейшие исследования  показали, что концепция К. Левина, несмотря на ясность, простоту  и убедительность, имеет ряд существенных  недостатков. Перечислим их:

Информация о работе Психологические теории управления.