Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:28, контрольная работа
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Введение
1. Теория психоанализа.
2. Теория научения.
3. Теория стилей управления.
4. Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
5. Теория рационального управления.
6. Теория соучаствующего управления.
7. Вероятностная модель управленческой эффективности.
8. Теория ситуационного лидерства.
Заключение
Литература
Характеристика
д) стремление к равенству в отношениях.
И, наконец, соучаствующее управление соответствует определенному типу задач. Этому типу управления наиболее соответствуют такие задачи:
а) предполагающие множественность решений;
б) требующие теоретического анализа и высокого профессионального исполнения;
в) работа над которыми осуществляется средними по напряжению усилиями.
Так что соучаствующее управление применимо в достаточно узких границах и только при определенных условиях.
Эта теория исходит из следующих предпосылок:
1. Стиль управления всегда
соотносится с эффективностью
функционирования
2. Связь между стилем (типом)
управления и эффективностью
обусловлена целым рядом
Суть вероятностной модели управленческой эффективности, разработанной известным американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Ф. Филлером, сводится к следующему:
1) Эффективность управления (вне зависимости от стиля или типа) выражается степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
2) Любая ситуация может
быть представлена как
— степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными;
— величина власти (влияния) руководителя в группе (его возможности в контроле за действиями подчиненных и в использовании различных видов стимулирования);
— структура групповой задачи (четкость поставленной цели, видение путей и способов ее решения и т. д.).
3) Совокупная количественная
оценка всех этих параметров
позволяет судить о степени
контроля руководителя над
Управление может быть эффективным как при высоком, так и при низком уровне ситуативного контроля. И управление может быть неэффективным даже при высокой степени ситуативного контроля. Это привело исследователей к выводу, что критерии эффективности управления лежат в области психологии и могут быть выражены формулой:
эффективное управление = эффективный руководительБыли описаны критерии эффективной деятельности руководителя, а также его личностные и профессиональные качества.
Эта теория родилась в результате
многолетних наблюдений американских
психологов, которые, стремясь показать,
что такое эффективное
Авторы теории определяли
лидерство как способность
П. Херси и К. Бландэд утверждают:
1. Лидерство есть способ
взаимодействия руководителя и
коллектива. Однако способов
2. Существует четыре уровня
развития группы. Каждая группа,
при условии умелого
Уровень А — группа, не способная и не желающая работать.
Уровень Б — группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать.
Уровень В — группа, желающая и частично способная работать.
Уровень Г — группа, полностью способная и желающая работать.
3. Каждому уровню развития
(зрелости) группы соответствует
стиль управления. Этот соответствующий
стиль является не только
«Указывание» — для группы уровня А.
«Распределение» (или «популяризация») — для группы уровня Б.
«Участие в управлении» — для группы уровня В.
«Передача полномочий» — для группы уровня Г.
Указание. Суть данного стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи. Лидер, отмечая ошибки, четко разъясняет их суть и показывает возможности для улучшения работы. С одной стороны, лидер инициативен, постоянно предлагает что-то новое иактивен в указаниях, инструктировании и надзоре. С другой стороны, он вовлекает работников в деятельность по определению и установлению образцов работы.
Участие вуправлении. Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряет чувство личной причастности. Он ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем и предоставлением им большой ответственности.
Передача полномочий. Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими членами группы. Эффективный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
а) На каком уровне развития находится группа?
б) Какой стиль управления использовать?
Он сможет добиться лидерского взаимодействия с группой, если найдет на них правильный ответ.
Заключение
В этой контрольной работе я рассмотрела тему «Психологические теории управления».
Психологические теории управления: