Психологические теории управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления . Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Содержание работы

Введение
1. Теория психоанализа.
2. Теория научения.
3. Теория стилей управления.
4. Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
5. Теория рационального управления.
6. Теория соучаствующего управления.
7. Вероятностная модель управленческой эффективности.
8. Теория ситуационного лидерства.
Заключение
Литература
Характеристика

Файлы: 1 файл

Психоло́гия управле́ния.docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

д) стремление к равенству  в отношениях.

И, наконец, соучаствующее  управление соответствует определенному  типу задач. Этому типу управления наиболее соответствуют такие задачи:

а) предполагающие множественность  решений;

б) требующие теоретического анализа и высокого профессионального  исполнения;

в) работа над которыми осуществляется средними по напряжению усилиями.

Так что соучаствующее  управление применимо в достаточно узких границах и только при определенных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вероятностная модель управленческой эффективности.

Эта теория исходит из следующих  предпосылок:

1. Стиль управления всегда  соотносится с эффективностью  функционирования возглавляемого  руководителем коллектива.

2. Связь между стилем (типом)  управления и эффективностью  обусловлена целым рядом показателей,  придающих ей вероятностный характер.

Суть вероятностной модели управленческой эффективности, разработанной  известным американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Ф. Филлером, сводится к  следующему:

1) Эффективность управления (вне зависимости от стиля или  типа) выражается степенью контроля  руководителя над ситуацией, в  которой он действует.

2) Любая ситуация может  быть представлена как совокупность  трех основных параметров. Ими  являются:

— степень благоприятности  отношений руководителя с подчиненными;

— величина власти (влияния) руководителя в группе (его возможности  в контроле за действиями подчиненных  и в использовании различных  видов стимулирования);

— структура групповой  задачи (четкость поставленной цели, видение  путей и способов ее решения и  т. д.).

3) Совокупная количественная  оценка всех этих параметров  позволяет судить о степени  контроля руководителя над ситуацией.

Управление может быть эффективным как при высоком, так и при низком уровне ситуативного контроля. И управление может быть неэффективным даже при высокой  степени ситуативного контроля. Это  привело исследователей к выводу, что критерии эффективности управления лежат в области психологии и  могут быть выражены формулой:

эффективное управление = эффективный руководительБыли описаны критерии эффективной деятельности руководителя, а также его личностные и профессиональные качества.

  1. Теория ситуационного лидерства.

Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь показать, что такое эффективное управление, записывали и анализировали, как  эффективные и неэффективные  менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки данных был  получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством, как лидерство. Только лидер  может быть эффективным управленцем  вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе  и человеческие) для получения  результата. Так лидерство стало  предметом психологического анализа. В настоящее время существует достаточно большое количество концепций  лидерства. Однако теория ситуационного  лидерства П. Херси и К. Бландэд  является классической и имеет самое  прямое отношение к управленческой деятельности.

П. Херси и К. Бландэд  утверждают:

1. Лидерство есть способ  взаимодействия руководителя и  коллектива. Однако способов взаимодействия  личности и группы много. Далеко  не любой из них являет лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей  степени соответствует уровню (стадии) развития группы.

2. Существует четыре уровня  развития группы. Каждая группа, при условии умелого руководства  ею, может достичь самого высокого.

Уровень А — группа, не способная и не желающая работать.

Уровень Б — группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная  работать.

Уровень В — группа, желающая и частично способная работать.

Уровень Г — группа, полностью  способная и желающая работать.

3. Каждому уровню развития (зрелости) группы соответствует  стиль управления. Этот соответствующий  стиль является не только самым  эффективным для управления, но  и создает предпосылки для  развития группы, для перехода  ее на более высокий уровень.  Существует четыре основных стиля  управления:

«Указывание» — для  группы уровня А.

«Распределение» (или «популяризация») — для группы уровня Б.

«Участие в управлении»  — для группы уровня В.

«Передача полномочий» —  для группы уровня Г.

Указание. Суть данного стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи. Лидер, отмечая ошибки, четко разъясняет их суть и показывает возможности для улучшения работы. С одной стороны, лидер инициативен, постоянно предлагает что-то новое иактивен в указаниях, инструктировании и надзоре. С другой стороны, он вовлекает работников в деятельность по определению и установлению образцов работы.

Участие вуправлении. Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряет чувство личной причастности. Он ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем и предоставлением им большой ответственности.

Передача полномочий. Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими членами группы. Эффективный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

а) На каком уровне развития находится группа?

б) Какой стиль управления использовать?

Он сможет добиться лидерского взаимодействия с группой, если найдет на них правильный ответ.

 

Заключение

    В этой контрольной  работе я рассмотрела тему  «Психологические теории управления».

Психологические теории управления:

  • Теория психоанализа.
  • Теория научения.
  • Теория стилей управления.
  • Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона.
  • Теория рационального управления.
  • Теория соучаствующего управления.
  • Вероятностная модель управленческой эффективности.
  • Теория ситуационного лидерства.

Информация о работе Психологические теории управления.