Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 11:47, реферат
Деятельность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая деятельностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория познавательной деятельности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. Изучение психологических механизмов развития познавательных процессов личности непосредственно связано с разработкой общей концепции познавательной деятельности личности. Познавательная деятельность наиболее широко проявляется в учебной, научно-исследовательской и во всех других видах деятельности, связанных с общими и интеллектуальными способностями. Высокий уровень этих видов деятельности зависит от многих факторов: личностного роста, различных видов познавательных процессов (восприятия, воображения), но прежде всего, от сформированности механизмов развития познавательных процессов личности. Вот почему нами поставлена задача изучить основные психологические механизмы развития познавательных процессов личности.
Введение
1. Психологические механизмы развития познавательных процессов учащихся
1.1 Теоретические и методические основания исследования механизмов развития познавательных процессов учащихся
1.2 Адаптивные механизмы развития и проявления познавательной деятельности
1.3 Понятия психологических механизмов познавательных процессов в раннем онтогенезе
1.4 Анализ механизмов познавательных процессов
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Заочное отделение
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология»
Выполнила студенетка
2 курса, 201 гр.Новикова Наталья
Содержание
психологический познавательный компетентность творчество
Введение
1. Психологические механизмы
1.1 Теоретические и методические
основания исследования
1.2 Адаптивные механизмы развития и проявления познавательной деятельности
1.3 Понятия психологических
1.4 Анализ механизмов
Деятельность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая деятельностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория познавательной деятельности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности. Изучение психологических механизмов развития познавательных процессов личности непосредственно связано с разработкой общей концепции познавательной деятельности личности. Познавательная деятельность наиболее широко проявляется в учебной, научно-исследовательской и во всех других видах деятельности, связанных с общими и интеллектуальными способностями. Высокий уровень этих видов деятельности зависит от многих факторов: личностного роста, различных видов познавательных процессов (восприятия, воображения), но прежде всего, от сформированности механизмов развития познавательных процессов личности. Вот почему нами поставлена задача изучить основные психологические механизмы развития познавательных процессов личности.
Знание этих механизмов позволит решить ряд прикладных задач, связанных с познавательной деятельностью личности, позволит значительно повысить продуктивность различных видов профессиональной и учебной деятельности, подготовку и переподготовку специалистов; повысить уровень интеллектуального развития и самосовершенствования личности.
Современное представление о природе, источниках, формах и видах, формировании и содержании психологических механизмов познавательной деятельности человека складывается на основе анализа результатов исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.
Развитие представлений о познавательной деятельности происходило еще в XIX веке. На развитие психологической мысли оказала влияние эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора, в частности на формирование представлений об адаптивных механизмах проявления познавательной деятельности человека.
К началу XX века в психологии был накоплен большой экспериментальный материал, по проблеме познавательной деятельности, например, о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявлений познавательной деятельности, роли сознания в регуляции познавательной деятельности, в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу познавательной деятельности привели к возникновению различных направлений в изучении познавательной деятельности личности. Они нашли отражение в различных психологических школах, в пределах которых происходят дальнейшие развития представлений о познавательной деятельности человека. Концептуальные положения о поведении животных и человека, сформулированные в основных психологических школах (бихевиоризм, психоанализ, гештальтизм и гуманистическая психология) и во многих других ответвлениях от этих направлений значительно расширили представления об источниках, механизмах регуляции и проявления познавательной деятельности человеком.
В результате попыток усовершенствования фрейдизма, отказа от идеи пансексуализма возникают определенные разновидности модели познавательной деятельности в различных ответвлениях неофрейдизма. Побудителями познавательной деятельности в них выступают «коренная тревога» (К.Хорни), «стремление к любви» (Э. Фромм), «стремление к успеху, превосходству, власти, совершенству» (А. Адлер), « архетипы» (К. Юнг).
Что касается гуманистической психологии, то модель познавательной деятельности в ней выражается краткой формулой: «Потребность - деятельность». Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).
В отечественной психологии вопросы о поведении рассматриваются в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Б.М.Бехтерева, которые пришли к представлению об активной установке организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что павловское учение об условных рефлексах оказало влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимавшихся проблемами поведения и познавательной деятельности животных и человека.
Психологических проблем познавательной деятельности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Основы современного понимания природы познавательной деятельности человека заложены в работах М.Я.Басова, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. В работах М.Я.Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С.Выготский, развивая идею познавательной деятельности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование познавательной деятельности человека. С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму познавательной деятельности. В теории установки, разработанной Д.Н.Узнадзе, на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической познавательной деятельности.
Проблема психофизиологической природы познавательной деятельности рассматривается в работах Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, А.Р.Лурии и ряда других ученых.
Социальной природе познавательной деятельности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф.Ломова, К.А.Альбухановой-Славской, И.В.Шороховой.
Проблема познавательной деятельности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Эта проблема явлений познавательной деятельности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованиям ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего». (Леонтьев А.Н.).
Деятельность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению познавательной деятельности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом познавательной деятельности.
Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы познавательной деятельности. Изучение познавательной деятельности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.
В последние годы многие психологи изучают проблему субъектности и субъектной психической познавательной деятельности (Брушлинский А.В., Осницкий А.К., Петровский В.А., Слободчиков В.И., Татенко В.О., Чудновский В.Э. и др.). Значительный вклад в изучение проблемы познавательной деятельности личности внес В.А.Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) познавательной деятельности и связанную с ней концепцию персонализации.
Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, познавательной деятельности (Бодунов М.В., Голубева Э.А., Крупнов А.И., Русалов В.М. и др.).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений, проблема психологических механизмов развития познавательных процессов в психологии все еще требует дальнейшего изучения, так как известных в психологии концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях и механизмах развития познавательных процессов на разных уровнях, нет единства взглядов на источники, формы и виды познавательной деятельности.
Безусловно, значение вышеперечисленных исследований огромно, чтобы использовать эти научные данные в исследовании, необходимо вначале правильно их осмыслить, преодолеть их неоднозначность, противоречивость. О природе познавательных процессов можно судить, изучив деятельность на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом, психологическом и педагогическом уровнях. Наиболее слабым звеном в исследовании познавательных процессов является изучение психологических условий, факторов и механизмов, от которых зависит уровень проявления и повышения познавательных процессов в учебной и других видах деятельности человека.
В современных условиях производственной, культурной общественной деятельности человека значительно возрастает роль его познавательной деятельности, инициативности, способности самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для выполнения этих решений. Повышение познавательной деятельности людей представляет собой политическую, социальную, экономическую задачу. Она, без сомнения, представляет собой и психологическую проблему. Как психологическая проблема, деятельность выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о мотивации, ее закономерностях, механизмах, условиях проявления, изменения, формирования.
Следовательно, в наше время резко актуализировалась потребность разработки прикладных вопросов по изучению психологических механизмов развития познавательных процессов личности. Отсюда вытекает актуальность теоретического анализа концепции познавательной деятельности человека, выявление психологических механизмов развития познавательных процессов и дальнейшего экспериментального исследования влияния основных психологических механизмов на развитие познавательных процессов.
Для того чтобы описать методы исследования механизмов развития познавательных процессов учащихся, необходимо рассмотреть само понятие психологического механизма, его содержание и определяющие признаки. Изучением психологических механизмов занимаются известные психологи В.В. Карпов (1964), В.И. Степенский (1981), В.Г. Леонтьев (1992). Проведенный анализ работ выше перечисленных психологов позволяет нам составить научное представление об этих важных психологических образованиях.
Психологический механизм познавательных процессов представляет собой отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимодействия с окружающим миром. Отражение не закодированное, а открытое, содержательное, способное воплощаться в программу побуждения той или иной деятельности и поведения (Леонтьев В.Г., 1992).
Все механизмы познавательной деятельности неоднородны, разноуровневые. По словам В.Г. Леонтьева, на базе одних возникают мотивационные состояния, которые затем выражаются в тех или иных формах познавательной деятельности: потребности, мотиве, влечении и пр.; на базе других происходит становление, формирование познавательных процессов как конкретного реального побуждения поведения и деятельности; на базе третьих происходит реализация познавательной познавательной деятельности в виде преобразования внутренней и внешней среды человека (Леонтьев ВТ., 1992).
Кроме того, механизмы познавательных процессов имеют разную степень обобщенности и конкретизации. Одни из них способны обеспечивать деятельность поведения только в одной какой-либо конкретной ситуации. Они обладают высокой избирательностью. Всякие изменения ситуации прекращают действие механизма. Другие - более обобщенные, способные обеспечивать деятельность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы В.Т. Леонтьев называет исходными, генерализованными (1992).
По словам Т.А.Ребеко деятельность развивается в деятельности, а любая деятельность полимотивирована. Ее состав иерархизирован, а это значит, что и механизмы познавательной деятельности тоже иерархизированы, определенным образом соподчинены. В совокупности они составляют систему механизмов, которая только и может реально обеспечивать необходимую деятельность деятельности. Именно система, а не один единственный механизм, как утверждалось Т.А.Ребеко (1987), способна развертывать деятельность, создавать компенсаторные возможности человека. Эта система включает в себя разные типы механизмов, среди которых есть и врожденные (к ним мы относим различные предрасположенности, диспозиции, подражания, импринтинговые явления и пр., они нередко становятся ведущими условиями возникновения неосознаваемой познавательной деятельности) и приобретенные, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизиологические и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, способные порождать и реализовывать познавательную деятельность лишь в специфических условиях и ситуациях (Ребеко Т.А., 1987).
Информация о работе Психологические уровни развития познавательных процессов учащихся