Психологический анализ личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение личности преступника с психологической точки зрения.
Задачи: 1) раскрыть понятие и структуру личности преступника;
2) изучить поведенческую схему личности преступника;
3) раскрыть порядок классификации и типологии личности преступника;
4) изучить психологию отдельных типов преступников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава І. Психологическая характеристика личности преступника………...6
§ 1.1 Понятие и структура личности преступника. ……………………………….6
§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника……………………………………………………………...16
Глава ІІ. Типология личности преступника……………………………….….22
§ 2.1 Классификация и типология личности преступника………………………22
§2.2 Психология отдельных типов преступников………………………………..31
Заключение……………………………………………………...…………………41
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧЕРЕНЦОВОЙ ЮРИДИЧ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО  «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра: «Уголовного  права и уголовного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Юридическая  психология»

На  тему: «Психологический анализ личности преступника»

Вариант№2

 

 

 

Выполнила:

студентка юридического факультета

3-х лет ЗО, 3 курса

Мазникина А.Н.

 

Проверила:

Чернецова М.В.

 

 

 

Орел – 2012

 

План

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава І. Психологическая характеристика личности преступника………...6

§ 1.1 Понятие и структура личности преступника. ……………………………….6

§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника……………………………………………………………...16

 

Глава ІІ. Типология личности преступника……………………………….….22

§ 2.1 Классификация и типология личности преступника………………………22

§2.2 Психология отдельных типов преступников………………………………..31

 

Заключение……………………………………………………...…………………41

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность: Изучение личности преступника является, пожалуй, центральной темой юридической психологии. При её изучении используется общественно-исторический подход, в соответствии с которым личность есть «совокупность общественных отношений». В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день.

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том  случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку  именно личность — носитель причин их совершения. Можно поэтому сказать, что эта личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного  поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия.

В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее,  чтобы не допустить больше преступных действий. Легко заметить, что все эти вопросы имеют большое практическое значение. Необходимо учитывать, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве  общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к  носителю различных форм общественной психологии, приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. Все это в целом представляет собой источник преступного поведения, его  субъективную причину, предопределяет необходимость изучения всей совокупности социологических, психологических, правовых,  медицинских (в первую очередь психиатрических) и других  аспектов личности преступника.

Личность преступника есть совокупность  интегрированных в ней социально значимых негативных свойств,  образовавшихся в процессе многообразных и систематических  взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не  исчерпывается только указанными свойствами, которые, к тому же, поддаются коррекции.

Чем же все-таки отличается преступник от других людей, в чем специфика его личности?

Сравнительное психологическое изучение личности больших групп преступников и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых значительно более высоким  уровнем импульсивности, т. е. склонностью действовать по первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных  взаимоотношениях. Из-за этого такие лица чаще применяют насилие в  различных конфликтах. Они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены от общества и его  ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.), и у них плохая социальная приспособляемость.

Психология личности преступника – совокупность негативных, типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние  определенного типа и вида.

Итак, проблема личности преступника все более привлекает к себе внимание отечественных юристов. В этой связи считается  необходимым провести психологический анализ личности преступника.

Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).

Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося избранной темы, состоит в том, что именно путём изучения личности преступника, на основе обобщения причин и характера индивидуального преступного поведения есть возможность разрабатывать меры предупреждения преступных проявлений и выходить на общие криминогенные закономерности, влияющие на уровень, структуру, динамику преступности, связанных с изменениями в характеристиках лиц преступников.

       Данной  темой занимались такие видные  учёные как, Васильев В.Н. «Юридическая психология»; Еникеев М.И. «Общая и юридическая психология»; Чуфаровский Ю.В. «Юридическая психология»; Антонян Ю. М., Кудрявцев, В.Н., Эминов, В.Е. «Личность преступника» и многие другие выдающиеся авторы данной науки.

Объект исследования: Личность преступника.

Предмет исследования: Психология личности преступника.

Цель: Рассмотрение личности преступника с психологической точки зрения.

Задачи: 1) раскрыть понятие и структуру личности преступника; 2) изучить поведенческую схему личности преступника; 3) раскрыть порядок классификации и типологии личности преступника; 4)  изучить психологию отдельных типов преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. Психологическая  характеристика личности преступника

§ 1.1. Понятие и структура личности преступника

Понятие «личность преступника» является многогранным, с ярко выраженным междисциплинарным характером, оно изучается психологами и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и уголовному процессу, криминологии и криминалистике.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Сущность личности, как  правило, проявляется в двух аспектах: внешнем, который характеризуется признаками социальной деятельности человека, и внутреннем, который оценивается на основе его социальной направленности. На внешнем уровне характеристику личности составляют ее реальные проявления в основных видах деятельности, которые закрепляются в социальном статусе и социальных функциях. На внутреннем уровне личность оценивается на основе отношений человека к основным видам его социальной деятельности, представляющей нравственно-психологические установки.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

• при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

• при выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях;

• в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;

• при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении, и т. д.);

• в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.1

В настоящее время  в научной литературе наиболее широкое  распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально-демографической и социально-психологической подсистем личности преступника.

Социально-демографическая  подсистема личности преступника  включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Например, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью  отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние и, наконец, 30—45-летние. Основная масса таких преступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли места работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т. е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т. д.

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности.

Анализ социально-демографических  признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений.

Социально-психологическая  подсистема личности преступника.  Психологическую структуру личности образуют четыре основных структурных элемента:

1) подструктура направленности  в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрения, ценностных ориентаций, социальных установок, ведущих мотивов и т. д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта,  включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) подструктура психических форм отражения,  проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств,  которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.2

Существенное отличие  всех этих структурных образований  личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит в том, что многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность преступника с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Справедливо считается, что основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.3

В новом уголовном  законодательстве социально-психологическим  качествам личности субъектов различных  преступлений уделено большее внимание. Отдельные психические явления, состояние психики лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния, прямо указаны в уголовном законе, введены в некоторые составы преступлений. Поэтому можно говорить об определенной психологизации отдельных институтов, принципов (справедливости, гуманизма и т. д.) и даже норм уголовного права. Например, законодателем введены в уголовно-правовую материю такие психические явления, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости (ст. 22 УК РФ); неспособность несовершеннолетнего правонарушителя в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии (ст. 20 УК РФ); легкомыслие (ст. 26 УК РФ); психофизиологические качества личности субъекта, совершившего опасное деяние, которые не соответствовали требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК РФ); понятие психического принуждения, препятствующего процессам волеизъявления потерпевшего (ч. 2 ст. 40, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ); понятие риска (ст. 41, п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ); особая жестокость, жестокое обращение как способы совершения целого ряда преступлений; аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация и т. д.

Информация о работе Психологический анализ личности преступника