Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:34, контрольная работа
Цель: Рассмотрение личности преступника с психологической точки зрения.
Задачи: 1) раскрыть понятие и структуру личности преступника;
2) изучить поведенческую схему личности преступника;
3) раскрыть порядок классификации и типологии личности преступника;
4) изучить психологию отдельных типов преступников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава І. Психологическая характеристика личности преступника………...6
§ 1.1 Понятие и структура личности преступника. ……………………………….6
§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника……………………………………………………………...16
Глава ІІ. Типология личности преступника……………………………….….22
§ 2.1 Классификация и типология личности преступника………………………22
§2.2 Психология отдельных типов преступников………………………………..31
Заключение……………………………………………………...…………………41
Список используемой литературы
Для характеристики личности преступника представляют существенное значение его социальная роль и социальный статус. Мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее интересы, потребности, ведущие отношения и активность. Весьма характерным для лиц, совершающих преступления, являются недисциплинированность, своеволие, негативное отношение к труду, к исполнению общегражданских обязанностей, пренебрежение правилами человеческого общежития.
Среди типичных черт преступников отмечаются также эмоциональная неустойчивость, импульсивность поведения, недостаточность внутреннего торможения, конфликтность. У значительной части преступников констатируются слабоволие, повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям со стороны. Многие наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вменяемости.
Рассмотрение социально-
При определенных благоприятных условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аномалии не криминогенны.
К психическим аномалиям относятся:
• различные психопатии;
• сексуальные аномалии;
• олигофрения.
Психопатии затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям. Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий. В основном ученые склонны выделять четыре разновидности психопатии:
– астенические психопаты – их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями;
– возбудимые психопаты – отличаются повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе. Часто их злобность может привести к пьянству, бродяжничеству и сексуальным извращениям;
– истерические психопаты – их поведение можно охарактеризовать как демонстрацию своего превосходства;
– паранойяльные психопаты – они постоянно находятся в состоянии борьбы с несуществующими врагами, отсюда их любовь к сутяжничеству и анонимным доносам.
Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.
Сексуальные аномалии в зависимости от поведения индивида подразделяются следующим образом:
– гиперлибидомия, превращающая сексуальность в смысл жизни, что приводит к частой смене партнеров и беспорядочным половым связям;
– гиполибидомия, в основном вызываемая жизненными неудачами, что приводит к понижению сексуальности.
Олигофрения – это приобретенное или врожденное слабоумие, ее разновидности:
• дебильность (легкая степень слабоумия);
• имбецильность (средняя степень слабоумия);
• идиотия (глубокая умственная отсталость).
Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической защиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву. Такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, а отсюда – конфликтным взаимодействием с окружающими. Таким образом, конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, и именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.
В этой связи очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.
Среди лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления, очень часто встречаются лица с повышенной агрессивностью, злобливые, жестокие.
Понятие «агрессия» и производные от него – «агрессивность», «жестокое обращение» и «жестокость», «особая жестокость», употребляемые в УК РФ, по смыслу близки друг к другу, но имеют разное содержание.
При оценке характера, уровня агрессивности действий виновного следует обращать внимание на такой важный критерий, как «норма агрессии» – понятие, производное от уровня социализации личности, ориентации субъекта на культурно-социальные нормы поведения, традиции, существующие в той социальной, культурной, этнической среде, в которой сформировались его личность, ценностные ориентации, правосознание.
Агрессивным действиям
нередко сопутствуют проявления
жестокости или даже «особой жестокости»,
о которой наряду с «жестоким
обращением» говорится в
По своему первоначальному смыслу жестокость предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в отношении которой совершаются агрессивные действия. В более широком смысле слова «жестокость» и «агрессия» (и это их роднит) представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость – более узкое понятие.
Таким образом, жестокость, как и агрессивность, можно рассматривать в качестве личностной особенности, черты характера индивида, которая проявляется в жестоком обращении с потерпевшим, в жестоких по характеру действиях по отношению к нему.
Итак, личность преступника - это совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.
Наглядным отличием личности преступника от не преступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно – преступной деятельности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что «отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы»4.
Механизм социальной
детерминации преступности требует
сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического
и социально-ролевого. При социально-типологическом
подходе анализируются прежде всего социальная
позиция личности, соответствующие ей
социальные нормы, их восприятие и исполнение.
Во втором случае личность рассматривается
как активный деятель, субъект общественных
отношений. Социально-ролевой подход позволяет
увидеть позиции и функции, которые объективно
криминогенны, так как они налагают на
личность обязанности, противоречащие
действующему праву, и она может их выполнить
только ценой правонарушения; предъявляют
к ней взаимоисключающие требования, что
ведет к социально-правовым конфликтам,
выводят личность из необходимой для нее
совокупности положительных воздействий
и т. п.
В криминальной психологии один из основных
вопросов — выделение внутренних личностных
предпосылок, которые во взаимодействии
прежде всего мотивационной сферы личности
с определенными факторами внешней среды
могут создать для данной личности криминогенную
ситуацию.
Психологическая зависимость преступников
отличается по своему характеру от аналогичной
особенности, которая присуща большинству
людей. Уже в силу социального характера
его развития и воспитания каждому человеку
свойственно стремление к объединению
с другими людьми для удовлетворения своих
потребностей, достижения личных и совместных
целей. В этих объединениях человек неизбежно
занимает определенную позицию, в том
числе и зависимую, подчиненную. Однако
в отличие от убийц правопослушные люди
при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах
способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего
их контакта либо постараются изменить
внутреннюю позицию к таким обстоятельствам.
Практика показывает, что для различных
видов преступлений (корыстных, насильственных,
неосторожных) характерны различные искажения
в мотивационной сфере правонарушителя.
Совершение именно данного поступка субъектом
обуславливается как внешней ситуацией
(объективный фактор), так и установками
субъекта, одна из которых на уровне сознания
превращается в умысел (субъективный фактор).
Эти установки аккумулируют прошлый жизненный
опыт субъекта, являются результатом его
воспитания, влияния семьи, определенной
социальной группы и т. д.
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.
Полное и глубокое изучение следователем и
судом психологических особенностей личности
обвиняемого способствует решению ряда
актуальных задач.
1.Правильная квалификация совершенного
преступления.
2. Выбор тактических приемов, которые
в наибольшей степени способствуют успешности
при производстве следственных действий,
особенно при допросе подследственного.
3. Воспитательное воздействие на личность
правонарушителя с целью его ресоциализации
должно начинаться на первом допросе и
опираться на достаточно глубокие знания
следователем и судьей индивидуальных
особенностей и динамики развития данной
личности.
4. Работа по выявлению причин и условий
преступления проводится более глубоко
и всесторонне, если следователь изучил
психологические особенности личности
обвиняемого. В криминальной психологии
большое значение имеет программа изучения
личности преступника, в которой следует
выделить следующие группы признаков.
1. Социально-демографические.
В эту группу входят: пол, возраст,
образование, партийность,
2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.
3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.
Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого
включает в себя исследование его внутреннего
мира, потребностей, побуждений, лежащих
в основе поступков, эмоционально-волевой
сферы, способностей, индивидуальных особенностей
интеллектуальной деятельности (мышления,
восприятия, памяти и других познавательных
процессов).
Следует отметить, что в рамках уголовного
процесса могут изучаться не все психологические
особенности подследственного, а только
имеющие принципиальное значение для
уголовного дела. Изучение психологических
особенностей обвиняемого должно быть
составной частью расследования преступления,
и в каждом конкретном случае диапазон
этих сведений должен конкретизироваться
в зависимости от категории и характера
уголовного дела и от особенностей личности
обвиняемого. Психологию личности обвиняемого
следует изучать так, чтобы следователь
мог обеспечить решение уголовно-правовых,
уголовно-процессуальных, криминологических
и исправительно-трудовых проблем по конкретному
делу. Широкий диапазон сведений о личности
предполагает использование большого
числа источников информации о психологии
обвиняемого процессуального и непроцессуального
характера.
§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
Преступления совершаются в результате того, что у данного человека упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает его извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.
Оценивая личность человека, совершившего преступление, необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности. Человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности. Человеческий выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, самосанкционированием избираемых целей и способов поведения.
Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования. Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек "санкционирует" как действие полезное и необходимое для себя, т.е. как личностную ценность.5
В ценностном смыслообразовании поведения преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной полезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий — одна из характерных особенностей большинства преступников.
В связи с отчуждением
от социальных ценностей преступник
прибегает к психическим
Самооправдание
Информация о работе Психологический анализ личности преступника