Психологический анализ личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение личности преступника с психологической точки зрения.
Задачи: 1) раскрыть понятие и структуру личности преступника;
2) изучить поведенческую схему личности преступника;
3) раскрыть порядок классификации и типологии личности преступника;
4) изучить психологию отдельных типов преступников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава І. Психологическая характеристика личности преступника………...6
§ 1.1 Понятие и структура личности преступника. ……………………………….6
§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника……………………………………………………………...16
Глава ІІ. Типология личности преступника……………………………….….22
§ 2.1 Классификация и типология личности преступника………………………22
§2.2 Психология отдельных типов преступников………………………………..31
Заключение……………………………………………………...…………………41
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧЕРЕНЦОВОЙ ЮРИДИЧ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Для характеристики личности преступника представляют существенное значение его социальная роль и социальный статус. Мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее интересы, потребности, ведущие отношения и активность. Весьма характерным для лиц, совершающих преступления, являются недисциплинированность, своеволие, негативное отношение к труду, к исполнению общегражданских обязанностей, пренебрежение правилами человеческого общежития.

Среди типичных черт преступников отмечаются также эмоциональная неустойчивость, импульсивность поведения, недостаточность внутреннего торможения, конфликтность. У значительной части преступников констатируются слабоволие, повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям со стороны. Многие наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вменяемости.

Рассмотрение социально-демографических, социально-психологических особенностей личности преступника предполагает анализ так называемых психических аномалий, т. е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

При определенных благоприятных  условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аномалии не криминогенны.

К психическим аномалиям  относятся:

• различные психопатии;

• сексуальные аномалии;

• олигофрения.

Психопатии  затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям. Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий. В основном ученые склонны выделять четыре разновидности психопатии:

– астенические психопаты – их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями;

– возбудимые психопаты – отличаются повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе. Часто их злобность может привести к пьянству, бродяжничеству и сексуальным извращениям;

– истерические психопаты – их поведение можно охарактеризовать как демонстрацию своего превосходства;

– паранойяльные психопаты – они постоянно находятся в состоянии борьбы с несуществующими врагами, отсюда их любовь к сутяжничеству и анонимным доносам.

Преступное поведение  у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.

Сексуальные аномалии  в зависимости от поведения индивида подразделяются следующим образом:

– гиперлибидомия, превращающая сексуальность в смысл жизни, что приводит к частой смене партнеров и беспорядочным половым связям;

– гиполибидомия, в основном вызываемая жизненными неудачами, что приводит к понижению сексуальности.

Олигофрения  – это приобретенное или врожденное слабоумие, ее разновидности:

• дебильность (легкая степень слабоумия);

• имбецильность (средняя степень слабоумия);

• идиотия (глубокая умственная отсталость).

Ученые заметили, что  криминогенный характер психических  аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению  механизмов психологической защиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву. Такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, а отсюда – конфликтным взаимодействием с окружающими. Таким образом, конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, и именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

В этой связи очевидно, что психические аномалии связаны  с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Среди лиц, совершающих  насильственные, корыстно-насильственные преступления, очень часто встречаются  лица с повышенной агрессивностью, злобливые, жестокие.

Понятие «агрессия» и  производные от него – «агрессивность», «жестокое обращение» и «жестокость», «особая жестокость», употребляемые  в УК РФ, по смыслу близки друг к другу, но имеют разное содержание.

При оценке характера, уровня агрессивности  действий виновного следует обращать внимание на такой важный критерий, как «норма агрессии» – понятие, производное от уровня социализации личности, ориентации субъекта на культурно-социальные нормы поведения, традиции, существующие в той социальной, культурной, этнической среде, в которой сформировались его личность, ценностные ориентации, правосознание.

Агрессивным действиям  нередко сопутствуют проявления жестокости или даже «особой жестокости», о которой наряду с «жестоким  обращением» говорится в уголовном  законодательстве.

По своему первоначальному  смыслу жестокость  предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в отношении которой совершаются агрессивные действия. В более широком смысле слова «жестокость» и «агрессия» (и это их роднит) представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость – более узкое понятие.

Таким образом, жестокость, как и агрессивность, можно рассматривать  в качестве личностной особенности, черты характера индивида, которая  проявляется в жестоком обращении с потерпевшим, в жестоких по характеру действиях по отношению к нему.

Итак, личность преступника - это совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Наглядным отличием личности преступника от не преступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно – преступной деятельности.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что «отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы»4.

Механизм социальной детерминации преступности требует  сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. При социально-типологическом подходе анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может их выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам, выводят личность из необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п. 
В криминальной психологии один из основных вопросов — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию. 
Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Уже в силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта либо постараются изменить внутреннюю позицию к таким обстоятельствам. 
Практика показывает, что для различных видов преступлений (корыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение именно данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.

Преступление можно  рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.

Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных задач. 
1.Правильная квалификация совершенного преступления. 
2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного. 
3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности. 
4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого. В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.

1. Социально-демографические.  В эту группу входят: пол, возраст,  образование, партийность, социальное  положение, специальность, шкала ролей и т. п.

2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.

3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент  (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.

Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов). 
Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

 

§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника

Преступления совершаются  в результате того, что у данного  человека упрочилась система смысловых образований, которая обусловливает его извращенное отношение к определенной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека, совершившего преступление, необходимо выявить доминирующие побуждения и обобщенные способы его жизнедеятельности, образующие общую схему его поведения, стратегию его жизнедеятельности. Человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями личности. Человеческий выбор целей и средств их достижения определяется самосознанием субъекта, самосанкционированием избираемых целей и способов поведения.

 Ведущим системообразующим фактором типа личности является механизм ее смыслообразования. Человек ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. О человеке можно судить лишь по его поступкам, в которых проявляется его смысловое отношение к действительности. Сам человек может даже и не осознавать всю систему личностных смыслов, часть из них подсознательна. Однако любое сознательное действие человек "санкционирует" как действие полезное и необходимое для себя, т.е. как личностную ценность.5

В ценностном смыслообразовании  поведения преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной оценке ими личной полезности преступного деяния. Более или менее осознавая свою антисоциальную сущность, преступники обычно выдвигают систему самооправдательных мотивов и нейтрализуют те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Снятие с себя ответственности на основе самооправдания своих действий — одна из характерных особенностей большинства преступников.

В связи с отчуждением  от социальных ценностей преступник прибегает к психическим декомпенсациям, к системе псевдозамещений, создающих  внутреннее душевное равновесие. Причины  своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей. Совершение преступного деяния совмещается, как правило, с высокой самооценкой преступника. Это свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностно-образующей сфере их личности.

Самооправдание преднамеренного  преступления совершается различными способами: 1) утрированием виновности жертвы; 2) обесцениванием общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных антисоциальных групп (банды, воровской шайки); 3) перенесением ответственности на других лиц, оправданием сложившимися обстоятельствами и т.п.

Информация о работе Психологический анализ личности преступника