Психологический анализ личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение личности преступника с психологической точки зрения.
Задачи: 1) раскрыть понятие и структуру личности преступника;
2) изучить поведенческую схему личности преступника;
3) раскрыть порядок классификации и типологии личности преступника;
4) изучить психологию отдельных типов преступников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава І. Психологическая характеристика личности преступника………...6
§ 1.1 Понятие и структура личности преступника. ……………………………….6
§ 1.2. Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника……………………………………………………………...16
Глава ІІ. Типология личности преступника……………………………….….22
§ 2.1 Классификация и типология личности преступника………………………22
§2.2 Психология отдельных типов преступников………………………………..31
Заключение……………………………………………………...…………………41
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЧЕРЕНЦОВОЙ ЮРИДИЧ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Следователь должен уметь:

- применять психологические знания в общении и в своей профессиональной деятельности;

  • устанавливать психологический контакт с гражданами при решении профессиональных задач;
  • применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;
  • осуществлять визуальную психодиагностику личности;
  • правильно использовать методы и приемы психологического воздействия в ходе осуществления профессиональной деятельности;

- использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий.

И это всё говорит  о том, что психологические знания играют важную роль в организации  работы следователя.

Следователь должен уметь  организовать свое психическое состояние. 
Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и 
эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.

Разработка тактических  приемов, повышение их научной обоснованности и эффективности требует обязательного и полного учета психологической характеристики действий и поступков лиц, связанных как с совершением, так и с расследованием преступлений. Под психологическим изучением личности в следственной деятельности следует понимать целенаправленную деятельность по установлению определенной совокупности данных, характеризующих личность и имеющих значение для выработки правильных решений по проведению следственных мероприятий, оказанию психологического воздействия на личность и т.п. Учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивида в конкретных ситуациях (например, при задержании преступника, определении при этом тактических приемов задержания). Получению необходимой информации об особенностях личности способствует наблюдение, которое осуществляется с целью выявить определенные черты характера и темперамента, мотивы и интересы и др.

Следователь должен уметь  правильно пользоваться психологическими приёмами в сфере своей деятельности (например, приёмы использования «слабых мест» допрашиваемого; установление психологического контакта с лицами, оказавшимися в сфере его деятельности; индивидуально – психологический подход к каждому из них); должен подробно изучать личность допрашиваемого (изучении его психотипа, привычек, особенностей характера.); выбрать психологический приём, обеспечивающий наиболее эффективное общение с допрашиваемым лицом.; устанавливать психологический контакт. Установление психологического контакта - это прежде всего, создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне психологически настроен участвовать в диалоге слушать следователя, воспринимать его доводы и аргументы и предъявляемые доказательства.

Изучение личности допрашиваемого помогает следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, и выработать нужную тактику допроса. Допрос - это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах. Как и любое другое следственное действие, допрос имеет свое собственное психологическое содержание: 

  • изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.; 
  • изменение психического состояния допрашиваемого; 
  • установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним; 
  • оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого; 
  • использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

Таким образом, следователь  выступает в качестве психологического агента, действующего на психологическую жизнь людей в желательном для него направлении. Это еще раз подчеркивает значение для него психологических познаний, необходимость понимания человеческой психики, проникновения в духовный мир людей.

Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, тактики его действий, а также  без знаний психологии потерпевших  и свидетелей, ее закономерностей. Но чтобы понимать психологию людей и оказывать на них психологическое воздействие, необходимо уметь управлять и своими процессами и состояниями.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сказать, что знания психологии исключительно важно для следственной работы и играют большую роль в научной организации работы следователя.

 
№4. Раскройте понятие «профессиональной деформации» и ее видов.

Слово «деформация» (от лат. deformatio) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии.

В узком смысле, «профессиональная деформация» – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация возникает во многих профессиях. Знать  о профессиональной деформации необходимо для недопущения возникновения  данного явления в профессиональной деятельности специалиста и для  преодоления уже наступивших  последствий, так как профессиональная деформация является нежелательным качеством, снижающим уровень профессиональной пригодности специалиста и эффективности выполняемой деятельности.

Профессиональная деформация – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Итак, под термином «профессиональная деформация» следует понимать неразрывный процесс развития двух взаимосвязанных психологических феноменов, обусловленных овладеванием и занятием определённым родом деятельности:

бесконтрольно развивающиеся  негативные изменения в структуре личности, находящие свое выражение, прежде всего, в характерологических особенностях, протекании психических процессов, эмоциональном отражении действительности;

закрепившиеся сознательные отклонения в структуре личности, проявляющиеся в основном в действиях  при выполнении функциональных обязанностей и ведущие к нарушениям установившихся в обществе как нравственно-этических, так и правовых норм.

Профессиональную деформацию, степень пораженности ею, прежде всего, можно определить в процессе наблюдения за поведением того или иного человека, на основе  анализа совершаемых людьми поступков и действий. Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее разновидности: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм и нравственно-правовой конформизм Правовой нигилизм представляет собой явление, уже давно выявленное в общественном сознании и сравнительно изученное правовой наукой. Он выражается в неуважительном отношении к праву, в неверии в его общеполезную роль в социальной жизни и отрицании ценности правового регулирования. Одним из ключевых моментов здесь выступает высокомерно-пренебрежительное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, основополагающей идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей. Данное замечание особенно удачно

подходит к характеристике правового нигилизма в качестве проявления профессиональной деформации правосознания юриста.

Правовой  инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций. Правовой инфантилизм — это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике.

Негативно-правовой радикализм, в сущности, представляет собой внутренне сформировавшееся противоправно ориентированное сознание должностного лица, которое использует профессиональные знания и навыки в личных целях. Он выражается в состоянии маргинального повседневного поведения и всего образа жизни. Подобный радикал рассуждает и живет по формуле: «Не я существую для права, а право существует для того, чтобы я хорошо жил». Отсюда, взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением. Данным понятием охватывается особое состояние профессионального правосознания, характеризующееся своеобразным «перерождением» идейно-психологической структуры личности и ее настроем, готовностью к решительным противоправным действиям. Правовые знания и навыки деятельности здесь приносятся в жертву преступным целям. Искажение познавательной, мотивационной и поведенческой сфер личности достигает такого уровня, который сообщает правосознанию аномальный характер, ориентирует его на достижение преступных намерений. Это, как отмечается в науке, наиболее опасная, точнее социально-вредная форма профессиональной деформации. Неуважение к праву у негативных радикалов трансформируется в противоправный умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях.

Спекулятивно-правовой популизм как особая разновидность профессиональной деформации выражается в субъективном настрое должностного лица на внешнюю аффектацию своей личности и результатов деятельности, на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к делу и стремления на этой основе укрепить свой социальный и служебный статус. Это идейно-психологическая готовность «работать на публику», искусственно рассчитывая на популярность собственных правовых воззрений и практических действий и выигрыш в мнениях и оценках других людей. Спекулятивный популизм рассматривается в виде тактики заигрывания с народом, спекулирования на его потребностях с целью приобретения авторитета и в конечном счете личных благ, выгоды от подобной политики.

Нравственно-правовой конформизм характеризует правосознание должностного лица, ориентирующегося в своей деятельности на образцы и стандарты ролевого поведения, культивируемого в данной социальной среде.

Термин «конформный» понимается как соглашательский, стремящийся к сглаживанию различий. Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма.

Нравственно-правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания юриста характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подлаживанием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

Итак, исходя из всего  вышесказанного, профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы

Нормативно-правовые акты:

1.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 17.06.1996, N 25, ст. 2954

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

Информация о работе Психологический анализ личности преступника