Психологический анализ педагогического типа учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, реферат

Описание работы

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Таким образом, значимость личности педагога огромна, а, следовательно, и его профессионально важных качеств, о которых пойдет речь в данной работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологические требования к личности педагога 4
2. Общие и специальные способности педагога 11
3. Стадии формирования «Я-концепции педагога» 19
4. Личностная центрация педагога 23
5. Влияние педагогической профессии на личность педагога 24
6. Развитие профессиональной направленности личности педагога 29
7. Психологический анализ педагогического типа учителя 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.42 Кб (Скачать файл)

Негативное  влияние профессиональной деятельности на педагога

Работа с людьми, как известно, требует больших эмоциональных  затрат. Дело в том, что представители  многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам  постепенного утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, социальных работников, особенно в тех случаях, когда они взаимодействуют с трудным контингентом.

Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика  вырабатывают различные механизмы  защиты. Синдром «эмоционального  выгорания» - один из таких механизмов.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.16

«Выгорание» приобретается в жизнедеятельности  человека, это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет  человеку дозировать и экономно расходовать  энергетические ресурсы.

В то же время, могут возникать дисфункциональные его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности - клиентами, больными, подопечными, коллегами.

«Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации личности.

В условиях перехода к личностно-ориентированным  формам обучения предъявляются повышенные требования к личности учителя. Постоянно  акцентируется принципиальное положение: профессиональное развитие неотделимо от личностного, а цель подготовки педагога должна быть связана не только с  формированием навыков деятельности, но и, что существенно, личностных характеристик  будущих профессионалов.

Поскольку в психологии укоренилось представление  о том, что основанием для развития личности является деятельность, в  общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит  ее профессионально-личностному развитию. Считается, что становление личности профессионала идет от субъекта профессиональной деятельности и субъекта профессионального  общения к личности как субъекту жизни. Вместе с тем, личность оказывает  и самостоятельное влияние на профессиональную деятельность. В связи  с этим, при анализе профессионального  развития важно учитывать и то, насколько человек соответствует  объективной профессиональной деятельности, и то, как сама профессия соответствует личности работника и влияет на ее становление.

Рассогласование профессиональных требований и возможностей человека, в конечном итоге, приводит не только к снижению уровня профессионализма, но и к деформации личности. Среди  отрицательных последствий взаимодействия профессии и личности – так  называемое «психическое (эмоциональное) выгорание», - феномен, негативно сказывающийся  на профессиональном становлении педагога. Важно отметить, что одной из главных  составляющих синдрома выгорания, наряду с эмоциональным истощением и  неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, называется обезличивание  интерперсональных отношений. Несмотря на это, никем не рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые входят в структуру качеств, обеспечивающих эффективность педагогического общения.

Проблема  ухудшения эмоционального здоровья учителя и, соответственно, ученика  заставляет предъявить новые требования к профессии учителя:

  • умение восстанавливать свою эмоциональную форму;
  • поддерживать благополучное состояние здоровья;
  • расширение возможности адаптации к нагрузке;
  • выработка собственного опыта эмоциональной гигиены.

Профессия педагога относится к числу так  называемых «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста  реализуется через построение особых отношений с другими людьми, названных  помогающими.

«Помогающие»  отношения, по утверждению К. Рождерса, это «отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости». Это определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию: родитель и ребенок, учитель и ученик, врач и пациент, психолог-консультант и клиент.

Особенность педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и результатом труда педагога является человеческая сущность воспитанника во всей целостности - включая его физические, интеллектуальные, личностные и духовные качества. Если для физического и интеллектуального развития минимально достаточным может быть использование технических и методических средств, то формирование личности и духовности человека возможно только через соприкосновение с личностью и духовностью другого человека. Именно поэтому высшая и наисложнейшая задача учителя – наряду со своими знаниями через личные отношения передать ученику систему человеческих ценностей, которая призвана стать основой его личности. 17

Таким образом, своеобразие помогающих профессий  заключается в том, что сам  субъект деятельности является первичным  инструментом своей работы, и для  построения помогающих отношений оказывается  недостаточным использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека.

6. Развитие профессиональной  направленности личности педагога

личность педагог профессия  учитель

Согласно  Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом  смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».18 Расширяя понятийное содержание этого определения применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных  стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую, формально  педагогическую и ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов  в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит  в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».19

Основным  мотивом истинно педагогической направленности является интерес к  содержанию педагогической деятельности (по данным Н.В. Кузьминой, он характерен более чем для 85% студентов педагогического  вуза). В педагогическую направленность как высший ее уровень включается призвание, которое соотносится  в процессе своего развития с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания  — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих  учеников» (Н.В. Кузьмина).

Весомую роль в личностной характеристике учителя  играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входят: осознание  учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального  кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым  профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и б) эмоциональный аспект. Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней отражены минимальные различия между актуальной и рефлексивной самооценкой и максимальные различия между ретроспективной и актуальной, между актуальной и идеальной самооценкой 20 и когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками.

7. Психологический анализ  педагогического типа учителя

 

Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя  и ребенка — педагогическом отношении.

Выделяют  несколько типов отношений педагога к детям: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. Что характерно для каждого из них?

1. Устойчиво-положительный  тип. Он характеризуется ровным, душевным отношением к детям,  заботой о них, помощью при  затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой учитель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

2. Пассивно-положительный  тип отношений проявляется в  нечетко выраженной эмоционально-положительной  направленности во взаимодействии  с детьми. Такой педагог нередко  проявляет сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

3. Неустойчивый  тип отношений характеризуется  ситуативностью поведения педагога  при общей эмоционально-положительной  направленности. Такие педагоги  нередко попадают под власть  своих настроений и переживаний,  их оценка ребенка и манера  поведения в значительной степени  зависят от сложившейся ситуации.

4. Открыто-отрицательный  тип отношений педагога к детям  характеризуется негативным отношением  к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как  бы подчеркивает, насколько он  выше детей. Такой педагог создает  в группе часто атмосферу постоянной  напряженности, сосредоточивает  свое внимание на отрицательных  поступках, фактах плохого поведения.  Между детьми и учителем (воспитателем) такого типа может возникнуть  и психологический барьер, когда  дети вообще перестают воспринимать  требования педагога, постоянно  «защищаются» от него.

5. Пассивно-отрицательный  тип отношений педагога характеризуется  скрытой отрицательной направленностью  педагога к детям, педагогической  деятельности. Педагог умеет создать  внешние признаки хорошей организации  работы, однако на самом деле  к работе и детям безразличен.21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогическую  профессию из ряда других профессий  типа "человек-человек" выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному  чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается  в том, что она относится как  к классу преобразующих, так и  к классу управляющих профессий  одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление  и преобразование личности, педагог  призван управлять процессом  её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Основное  содержание педагогической профессии  составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и  удовлетворения запросов человека. В  педагогической профессии ведущая  задача - понять общественные цели и  направить усилия других людей на их достижение. Своеобразие этой профессии  ещё и в том, что она по природе  своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».

В педагогической профессии очень трудно вычленить  вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного  усиления коллективистских начал в  педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Содержание  и организацию труда учителя  можно правильно оценить, лишь определив  уровень его творческого отношения  к своей деятельности. Уровень  творчества в деятельности педагога отражает степень использования  им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал  личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять  оригинальные решения, новаторские  формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // "Педагогические вести". - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. - № 25.
  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология М.: 1999. - 384 с.
  4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе).
  7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.
  8. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / Под редакцией С.А.Смирнова. М.: Академия. – 2001.
  9. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.; ЗАО «Издательство «Питер» 1999. - 416 с: (Серия «Мастера психологии»)
  10. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  11. http://www.e-ng.ru/pedagogika/obshhaya_xarakteristika_etiki.html
  12. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/library/moya-pedagogicheskaya-filosofiya
  13. http://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-127.shtml

Информация о работе Психологический анализ педагогического типа учителя