Психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Из чего состоит портрет личности:
Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Файлы: 1 файл

psihologia obshenia.docx

— 80.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет психологии

  

 

 

 

 

 

МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ.

 

 

 

Выполнил

студент 1 курса

группы  ППБ-401-О

Скубской Станислав

Станиславович

 

Проверила

кандидат психологических наук, доцент кафедры

социальной психологии

Маленова А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2014

 

Введение

    Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. 
    Из чего состоит портрет личности:  
     Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. 
     Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам. 
    Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др. 
    Направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. 
    Интеллектуальность. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними.  
     Эмоциональность. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций. 
    Волевые качества. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей 
     Коммуникабельность человека Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира 
    Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. 
   Самоконтроль. Умение контролировать себя сдерживая свои эмоции и аффекты. 
   Способность к совместной работе. Способность, в первую очередь, приспосабливаться к другим. 
    Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. 
   

Раздел 1. Коммуникативная сторона общения

   Говоря о коммуникации в узком смысле слова,  то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности  люди обмениваются информацией (различными представлениями, идеями, интересами и т.д.). Отсюда следует , что весь процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

   При ошибочном рассмотрении человеческой коммуникации  фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

   Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого “движения информации” между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участгник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

    Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс. Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

     

 

           

 

Лабораторная работа №1.

Тема работы: «Потребность личности в общении»

 

Теоретическое обоснование, основные понятия.

  • Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

  • Потребность – состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность.

  • Потребность в общении – человеческая потребность, в основе которой лежат фундаментальные основания стремления людей к сообществу и сотрудничеству.

 

Инструментарий

  • Методика «Изучение потребности в общении» (Ю.М. Орлов)

 

Таблица 1. Уровень потребности в общении

Критерий

Баллы

Уровень

Потребность в общении

29

Высокий


 

 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов 

 

    Для меня свойственен  высокий уровень потребности  в общении. Это означает, что я общительный, у меня много друзей и знакомых. Я легко нахожу общий язык с разными людьми. У меня нет проблем с вливанием в новую компанию. Мне достаточно просто дается знакомство с новыми людьми. Общение занимает очень важное место в моей жизни

 

 

Лабораторная работа №2.

 

Тема работы: «Мотивы личности в общении»

 

Теоретическое обоснование, основные понятия.

  • Мотив – определенная потребность, внутренний фактор, направляющий активность человека, выступающий ее причиной.

  • Мотив аффилиации - стремление к общению с членами сообщества, поддержанию эмоционально положительных взаимоотношений с другими людьми.

  • Представлена двумя мотивами или тенденциями: 1) стремлением к принятию (СП); 2) страхом отвержения (СО)

  • Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

  • Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга.

 

Инструментарий  

  • Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан)

 

 

Таблица 1. Особенности мотивации аффилиации

Мотивы

Баллы

1

Стремление к принятию (СП)

156

2.

Страх отвержения (СО)

111


 

 

 

 

Рисунок 1. Особенности мотива аффилиации

 

Анализ и интерпретация результатов:

    Доминирующий мотив аффилиации, характерный для меня - это стремление к принятию. Это означает, что я скорее стремлюсь к общению, новым знакомствам поддержанию хороших отношений с людьми, чем боюсь быть не принятым обществом, отвергнутым людьми. У меня нет страха перед большими группами незнакомых людей, шумными местами. 
Мне не сложно вливаться в новую компанию. Я не испытываю чувство страха или особого волнения, находясь в новых компаниях, людных местах. Мне это даже кажется интересным и увлекательным. Я не боюсь того, что меня не примут в новую компанию, поэтому общаться у меня получается легко и непринужденно. Я считаю, что это очень хорошее и нужное качество для человека. 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №3.

 

Тема работы: «Речевые особенности личности»

 

Теоретическое обоснование, основные понятия.

 

    • Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

    • Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

    • Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

    • Речевая тревожность- индивидуальная психологическая особенность человека, проявляющаяся в склонности часто переживать сильную тревогу, относительно своих коммуникативных способностей.

 

 

Таблица 1. Уровень речевой тревожности

Критерии

Баллы

Уровень

Речевая тревожность

8

Средний


 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов:

 Для меня характерен средний уровень речевой тревожности. Это означает, что в некоторых случаях мне сложно подобрать нужные слова или неловко говорить, а в другое время, мне  достаточно легко завести разговор, и я могу легко вложить свои мысли в слова. Все зависит от ситуации, в которой я нахожусь и от людей, с которыми я веду разговор.

Возможно, мне нужно стать увереннее в себе. Когда человек не боится высказывать свое мнение, выдвигать свои идеи или даже просто разговаривать с другими, ему намного проще найти свой круг общения, найти работу или получить продвижение по ней.

Хотя, если посмотреть на это с другой стороны, если человек без страха и волнений может сказать все, о чем думает, это может привести и к не совсем хорошим последствиям. Например, высказав свое, как он считает, правильное мнение, он может обидеть друга или показаться некомпетентным работодателю. Это может привести к потере доверия близкого человека или увольнения с работы.

Поэтому считаю, что средний уровень речевой тревожности, самый оптимальный вариант.

 

Лабораторная работа №4.

 

Тема работы: «Вербальные и невербальные особенности коммуникации»

 

Теоретическое обоснование, основные понятия.

    • Коммуникация - процесс информационного взаимодействия между собой, двух и более людей.

    • Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

    • Невербальная коммуникация - передача сообщения без использования слов, (т.е. с помощью мимики, жестов или пространства).

    • Акустическая невербальная коммуникация - невербальное общение посредством восприятия и передачи звуков.

    • Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи как высота, громкость голосового тока, тембр голоса, сила ударения.

 

Инструментарий (описание методики):

  • Метод "Семантический дифференциал" (И. Осгуд)

(Модификация для изучения речи)

 

 

Таблица 1. Речевые особенности коммуникации

Шкалы

СО

ИО

ЭО

1.

Красивая

5

7

6

2.

Приятная

5

7

6

3.

Хорошая

6

7

6

4.

Успокаивающая

5

6

5

5.

Естественная

6

6

6

6.

Активная

7

6

7

7.

Быстрая

7

5

6

8.

Активная

6

7

5

9.

Громкая

7

5

5

10.

Выразительная

5

6

6

11.

Экспрессивная

5

4

5

12.

Бодрая

7

7

5

13.

Интеллигентная

5

7

4

14.

Серьезная

5

6

4

15.

Наполненная

5

6

5

16.

Четкая

3

7

6

Информация о работе Психологический портрет