Психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Из чего состоит портрет личности:
Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Файлы: 1 файл

psihologia obshenia.docx

— 80.30 Кб (Скачать файл)

Раздел 3. Интерактивная сторона общения

 

   Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.

     Интерактивная  сторона общения заключается  в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая  в контакт, собеседники узнают  друг друга и находят точки  соприкосновения, организуют совместную  деятельность. Именно так и проявляется  интерактивная функция общения.

    Иногда эти  составляющие можно встретить  под другими наименованиями. Например, коммуникативный аспект называется  коммуникативно-информационным, перцептивный  – аффективно-коммуникативным, а  интерактивный компонент общения  – регуляционно-коммуникативным. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются – люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №11

Тема работы: « Особенности партнера, затрудняющие общение»

Теоретическое обоснование

  • Интеракция – взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный разговор
  • Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения
  • Барьеры общения – совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации
  • Социальная перцепция – влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания

Инструментарий

  • Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения»

 

Таблица 1. Характеристики партнера, затрудняющие общение (групповая оценка)

Характеристика партнера

Количество человек (из 14)

%

Тип затруднения

1.

Неумение соотношения действия партнера с его качествами

9

64

СП

2.

Безразличие

7

5

ОО

3.

Привычка перебивать

8

57

НВ

4.

Враждебное отношение

10

71

ОО

5.

Властное отношение

10

71

ОО

6.

Высокомерное отношение

14

100

ОО

7.

Стремление к ведущей позиции

8

57

НВ

8.

Навязывание своей точки зрения

12

86

НВ

9.

Мнение о партнера на основе внешности

8

57

СП

10.

Оценка других на основе мнения окружающих

7

50

СП


 

 

Таблица 2. Типы трудностей при взаимодействии

Типы затруднений

Сырой балл

Итоговый балл

1.

Экспрессивно-речевые

32

8,6

2.

Социально-перцептивные

36

9,7

3.

Отношения-обращения

38

10,3

4.

Навыки организации взаимодействия

37

10

5.

Условия общения

19

10


 

 

 

 

 

Таблица 3. Характеристика партнера, затрудняющая общение. Индивидуальная оценка

Характеристики

Типы затруднений

1.

Неумение соотношения действия партнера с его качествами

СП

2.

Безразличие

ОО

3.

Застывшая поза, лицо партнера

ЭР

4.

Привычка перебивать

НВ

5.

Враждебное отношение к другим

ОО

6.

Властное отношение к другим

ОО

7.

Неумение партнера аргументировать свои замечания

НВ

8.

Высокомерное отношение к другим

ОО

9.

Стремление занимать ведущую позицию

НВ

10.

Навязывание своей точки зрения

НВ

11.

Мнение о партнере на основе внешности

СП

12.

Оценка партнера на основе мнения окружающих

СП

13.

Самочувствие (настроение, готовность к общению)

УО


 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов

   Самое большое затруднение общения вызывает характеристика «высокомерное отношение  к другому» . Для меня очень сложно найти общий язык с человеком, который относится ко мне или к другим людям высокомерно. Мне не приятно общаться с такими людьми. Я стараюсь избегать контакта с ними.  
   На втором месте «навязывание своей точки зрения» . С такими людьми общение обычно не длится долго, так  как я всегда придерживаюсь своего мнения, и мне не нравится, когда пытаются навязать чужое. Если дают советы, я прислушиваюсь, ведь они могут помочь в какой-либо ситуации, но никак не навязывание.  
     Далее «враждебное» и «властное» отношения .Думаю, многим людям не нравится, когда с ними разговаривают с высока, грубо. Это всегда ставит барьеры в общении.  
   По 57% получилось на нескольких характеристиках. Например,  «привычка перебивать» - потому что, если я говорю какие-либо свои мысли, а меня перебивают, у меня сразу пропадает желание продолжать диалог, это неуважение к партнеру по беседе. Я  думаю, такого мнения придерживаются большинство людей. Также на «стремлении к ведущей позиции» - если собеседник так себя ведет, то я просто не вижу смысла продолжать общение, я считаю, что мы должны быть равны.  
     Меньше всего получилось на двух характеристиках. «Безразличие» - так как если я хочу общаться с человеком, мне это нравится, то его безразличие к разговору не помешает мне, хотя и будет смущать, конечно. И характеристика «оценка других на основе мнения окружающих». 
     В итоге мой тип трудностей при взаимодействии – это «отношения-обращения». Прежде всего, в общении с людьми, я обращаю внимание на то, как они ко мне относятся, это очень важно для меня. Если ко мне относятся неуважительно, высокомерно, враждебно, грубо и так далее, то желание дальше продолжать общение с этим человеком пропадает.

 

Лабораторная работа № 12

Тема работы: «Коммуникативные барьеры»

Теоретическое обоснование

  • Интеракция - взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.
  • Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им
  • Коммуникативная установка - готовность реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимися у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения.
  • Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям

  Инструментарий

  • Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В.Бойко)
  • Диагностика коммуникативной установки(В.В.Бойко)

Таблица 1.Показатель уровня толерантности

Компоненты установки

Я

Воспитатели

Медсестры

Врачи

1.

Неприятие, непонимание индивидуальности

7

3,4

5,6

4,4

2.

Использование себя в качестве эталона

3

3

4,3

4,7

3.

Категоричность, консерватизм

5

4,7

6,1

5,7

4.

Неумение скрывать негативные чувства

6

3,7

5,3

5,2

5.

Стремление переделать партнера

5

5,1

5,1

4

6.

Стремление подогнать партнера под себя

6

3,2

4,5

4,4

7.

Неумение прощать другому ошибки

7

3,7

4,6

4,4

8.

Нетерпимость к дискомфорту партнера

3

1,8

3,3

3,4

9.

Неумение приспосабливаться

5

2,6

4

4

10.

Общий показатель

47

31,2

42,8

40,2


 

 

 

    

Анализ и интерпретация результатов

   Мои «помехи» в  установлении эмоциональных контактов  – это «неумение управлять  эмоциями, дозировать их» и «  неадекватное проявление эмоций». Они заработали 3 балла из 5.

 Меньше всего, то есть  совершенно 0 баллов получилось на  «доминировании негативных эмоций». Это значит, что я чаще всего  нахожусь в хорошем настроении, оптимистичен, поэтому плохое настроение или грусть не мешают моему общению с людьми. 
  По показателям уровня толерантности у меня лидируют «неприятие, непонимание индивидуальности», что означает, что я не всегда могу правильно понять другого человека. Также «неумение прощать другому ошибки» - мне достаточно сложно простить и продолжать поддерживать хорошие отношения с человеком, который допустил ошибку и обидел меня, потому что я всегда буду ожидать повторения или совершения новых ошибок. У меня пропадает доверие к этим людям.  
   На втором месте « стремление подогнать партнера под себя» и «неумение скрывать негативные чувства».  
   Меньше всего ( 3 балла) получили такие установки как «нетерпимость дискомфорту партнера» и «использование себя в качестве эталона». Я никогда не ставил себя выше других, не общался с высока. Я предпочитаю общаться с партнером на равных, и мне не важно кто он, какой он, как он одет и так далее. 
    В итоге выходит, что у меня достаточно низкий уровень толерантности.

 

Лабораторная работа №13.

Тема работы: «Ролевое взаимодействие»

Теоретическое обоснование

  • Трансакция – единица общения, акт межличностного взаимодействия, обращенный к любому из состояний партнера
  • Трансакционный стимул – начало контакта с другим человеком
  • Агент – тот, кто посылает стимул
  • Респондент – тот, кому посылают стимул
  • Трансакционная реакция – ответ или действие человека, к которому обращен трансактный стимул
  • Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние «Я» осуществило трансакционную реакцию

 

 

Инструментарий

  • Определение ролевых позиций в межличностных отношениях ( по Э. Берну)

 

Таблица 1. Определение ролевых позиций

Роль

Баллы

1.

Родитель

20

2.

Взрослый

23

3.

Ребенок

25


 

Анализ и интерпретация результатов

 

   Моя ведущая ролевая позиция в межличностных отношениях – это ребенок. На мое поведение в основном влияют чувства и эмоции. Мое детское «Я» отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. 
   Да, я часто веду себя совсем по-детски. Мне нравится наслаждаться жизнью, веселиться и получать приятные эмоции.  
   Такая ролевая позиция не всегда хороша. В сложных жизненных ситуациях нужно вести себя по-взрослому, принимать серьезные решения, смотреть на все, анализируя. В некоторых ситуациях нужно быть «родителем».  Поддерживать кого-то, говорить нужные слова. Позиция ребенка этому мешает. 

 

Лабораторная работа №14

Тема работы: «Конфликтное взаимодействие»

Теоретическое обоснование

  • Интеракция - взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений
  • Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор
  • Агрессивность - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние

Инструментарий

  • Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Таблица 1. Критерии агрессивности и конфликтности

Критерии

Баллы

Уровень

1.

Вспыльчивость

9

Высокий

2.

Напористость

4

Средний

3.

Обидчивость

6

Средний

4.

Неуступчивость

3

Низкий

5.

Бескомпромиссность

7

Средний

6.

Мстительность

4

Средний

7.

Нетерпимость к мнению других

4

Средний

8.

Подозрительность

5

Средний


 

 

Таблица 2. Определение агрессивности и конфликтности

Критерии

Баллы

Уровень

1.

Позитивная агрессивность

7

Низкий

2.

Негативная агрессивность

8

Средний

3.

Конфликтность

27

Высокий

Информация о работе Психологический портрет