Лабораторная
работа №7
Тема работы: «Рефлексивные
способности личности»
Теоретическое обоснование
- Рефлексия – это обращение
внимания субъекта на самого себя и на
свое сознание, в частности, на продукты
собственной активности, а также какое-либо
их переосмысление.
- Личность – это система социально
значимых качеств индивида, мера овладения
им социальными ценностями и его способность
к реализации этих ценностей.
- Способности – это индивидуально-психологические
особенности, определяющие успешность
выполнения деятельности или ряда деятельностей,
не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
- Онтогенетическая рефлексия
– это анализ прошлых ошибок успешного
и не успешного опыт жизнедеятельности
личности.
Основные виды
Рефлексия «-» |
Рефлексия «+» |
Прошлые ошибки выступают серьезным
барьером. Формируется страх перед совершением
новых ошибок. Излишняя осторожность,
которая не всегда является гарантией
жизненного успеха. Затрудненность реализации
собственных желаний на фоне самокритики. |
Анализ собственных ошибок, как стимул
к дальнейшему развитию. Планирование
своей деятельности, хороший прогноз ее
результатов. Контроль на основе прошлого
опыта. Человек чувствует себя автором
или творцом собственной жизни . |
Таблица 1.Онтогенетическая
рефлексия личности
№ |
Баллы |
Уровень
рефлексии. |
1. |
50 |
Рефлексия
со знаком «-» |
Таблица 2. Уровень развития
рефлексивности
№ |
Критерий |
Баллы |
Стены |
Уровень |
1. |
Развитие рефлексивности |
118 |
4 |
Средний
|
Анализ и интерпретация
результатов
По методике самооценки
уровня онтогенетической рефлексии я
получил результат рефлексии со знаком
минус. Но т.к. я получил 50 баллов, то моя
рефлексия очень близка к знаку «+». Это
означает, что хоть я и боюсь новых ошибок
и, возможно, иногда бываю излишне осторожен,
это не означает, что я зациклен на страхе
перед совершением новых ошибок и не
реализую собственные желания на фоне
самокритики.
По методике диагностики
уровня развития рефлексивности я получил
118 баллов, что соответствует среднему
уровню развития рефлексивности. Это значит,
что я обращаю внимание на свои действия,
поступки, ошибки, но в то же время так
же часто все это упускаю, не обращая внимания.
Это не очень хорошо, и я бы хотел повысить
свой уровень рефлексивности.
Лабораторная работа
№8
Тема работы: «Эмпатийные
способности личности или эмпатия как
механизм социальной перцепции»
Теоретическое обоснование
- Эмпатия – это осознанное сопереживание
текущему эмоциональному состоянию другого
человека без потери ощущения внешнего
происхождения этого переживания.
- Способности – это индивидуально-психологические
особенности, определяющие успешность
выполнения деятельности или ряда деятельностей,
несводимые к знаниям, умениям и навыкам.
- Перцепция – комплекс физиологических,
психофизиологических и психологических
процессов, обеспечивающий получение
информации из внешнего мира.
- Социальная перцепция – влияние
на процесс восприятия социальных или
личностных факторов, к которым могут
относиться мотивация, установки, ожидания,
влияние группы и т.д.
- Эмпатичный человек – точно
чувствующий другого человека; часто удостаивается
звания «эмоциональный».
Каналы (сферы) эмпатии:
- Рациональный канал – направленность
познания на понимание другого человека;
спонтанный интерес к другим людям
- Эмоциональный канал – способность
сопереживать, сочувствовать; эмоциональная
отзывчивость, участие, настройка
- Интуитивный канал – предвидение
поведения партнера в условиях дифицита
информации на нем; опора на «чувствование»,
на подсознательный опыт
- Канал установки, способствующей
эмпатии – стремление к эмоциональному
контакту; уместное проявление любопытства
к другому человеку, беспокойство за него;
проявление эмоциональной отзывчивости
- Проникающая способность к
эмпатии – умение создавать открытую,
доверительную, душевную атмосферу общения
; самораскрытие
- Идентификация в эмпатии –
способность почувствовать переживания
партнера, поставив себя на его место
Таблица 1. Эмпатийные способности
личности
№ |
Методика |
Баллы |
Уровень способностей |
1. |
Опросник для диагностики способностей
к эмпатии (А.Мехрабиан, Н. Эпштейн) |
23 |
Средний |
2. |
Методика диагностики уровня эмпатических
способностей личности |
19 |
Низкий |
3. |
Диагностика уровня коммуникативной
эмпатии |
58 |
Нормальный |
Таблица 2. Диагностика уровня
коммуникативной эмпатии
№ |
Виды эмпатии |
Баллы |
Уровень эмпатии |
1. |
Эмпатия к родителям |
13 |
Высокий |
2. |
Эмпатия к животным |
11 |
Средний |
3. |
Эмпатия к старикам и больным |
11 |
Средний |
4. |
Эмпатия к героям художественных
произведений |
7 |
Средний |
5. |
Эмпатия к малознакомым людям |
9 |
Средний |
6. |
Эмпатия к детям |
7 |
Средний |
Таблица 3. Диагностика уровня
эмпатийных способностей личности
№ |
Каналы эмпатии |
Баллы |
Уровень эмпатии |
1. |
Рациональный |
2 |
Низкий |
2. |
Эмоциональный |
5 |
Высокий |
3. |
Интуитивный |
4 |
Средний,
ближе к высокому |
4. |
Установки,
способствующие эмпатии |
4 |
Средний,
ближе к высокому |
5. |
Проникающая
способность |
2 |
Низкий |
6. |
Идентификация |
2 |
Низкий
|
Рисунок 1. Диагностика уровня
эмпатийных способностей личности
Анализ и интерпретация
результатов
Для
меня характерен средний уровень развития
эмпатийных способностей. Это значит,
что я могу сопереживать другим людям,
сочувствовать им, помогать, но не в ущерб
себе. Сопереживая другим, я , в то же время,
не забываю о себе, своих чувствах или
проблемах, как это делают люди с высоким
уровнем развития эмпатии. Я не испытываю
затруднений в межличностных отношениях,
нахожу с людьми взаимопонимание.
Так же по методике Бойко В.В.
у меня низкий уровень эмпатии, что противоречит
первой методике Мехрабиана и Эпштейна.
По сферам (каналам) эмпатии
у меня самое большое количество баллов
набрал эмоциональный канал ( 5 баллов).
Что означает, что лучше всего у меня развита
способность входить в эмоциональный
резонанс с окружающими – сопереживать,
сочувствовать. Мне легче понять внутренний
мир партнера, прогнозировать его поведение,
т.к. соучастие и сопереживание выполняют
роль связующего звена между людьми.
4 балла у меня на интуитивном
канале эмпатии, что позволяет предвидеть
поведение партнера, действовать в условиях
дифицита исходной информации, опираясь
на опыт, хранящийся в подсознании , и на
установках, способствующих эмпатии, что
говорит о том, что у меня есть стремление
к эмоциональному контакту; уместное проявление
любопытства к другому человеку, беспокойство
за него.
И по 2 балла у меня на рациональном
канале эмпатии, что значит, у меня не очень
развита направленность внимания на понимание
другого человека, это скорее спонтанный
интерес к другому, на проникающей способности
в эмпатии: у меня плохо получается создавать
открытую, доверительную атмосферу
общения, что препятствует раскрытию и
эмпатическому постижению; на индификации
, что говорит о том, что мне сложно понять
другого на основе сопереживания, поставив
себя на его место.
Также по третьей методике
у меня самый высокий уровень эмпатии
к родителям, я думаю, это потому что они
близкие люди, с ними легче, их легче понять.
Самый низкий уровень эмпатии у меня к
героям художественных произведений и
к детям. Я понимаю, что герои художественных
произведений выдуманы, их не существует
на самом деле. А вот с детьми просто сложно
найти общий язык.
Лабораторная работа №9
Тема работы: «Невербальный
репертуар партнера по общению»
Теоретическое обоснование
- Социальная
перцепция – влияние на процесс восприятия
социальных или личностных факторов, к
которым могут относиться мотивация, установки,
ожидания
- Невербальное
поведение – это индивидуальная конкретно-чувственная
форма действий и поступков, передаваемых
индивидом при помощи невербальных средств
общения.
- Самоуправление
– целесообразное, относительно соответствующее
изменяющимся условиям установление равновесия
между средой и организмом
- Ситуация
общения – объективные и субъективные
условия двустороннего( и более) взаимодействия
Инструментарий
- Методика
экспертной оценки невербальной коммуникации
( А. М. Кузнецова)
Таблица 1. Самооценка невербального
поведения
№ |
Критерий |
Баллы |
% |
1. |
Разнообразие
невербального репертуара |
17 |
70,8 |
2. |
Чувствительность
к невербальному поведению партнера |
17 |
60,7 |
3. |
Самоуправление
невербальным поведением |
23 |
82,1 |
Таблица 2. Экспертная оценка
невербального поведения
№ |
Критерии |
Баллы |
Средняя
экспертная оценка |
% |
Эксперт
1 |
Эксперт
2 |
1. |
Разнообразие
невербального поведения |
14 |
16 |
15 |
62,5 |
2. |
Чувствительность
к невербальному поведению партнера |
22 |
19 |
20,5 |
73,2 |
3. |
Самоуправление
невербальным поведением |
14 |
24 |
19 |
67,9 |
Анализ и интерпретация
результатов
По методике экспертной
оценки невербального поведения выяснилось,
что я оцениваю разнообразие невербального
репертуара куда выше, чему другие
люди, но все же даже по оценке экспертов
получилось выше 50 процентов, что уже хорошо.
Чувствительность к невербальному поведению
партнера, наоборот, я оценил ниже, чем
эксперты, это меня порадовало – это значит
я хорошо чувствую своих друзей и знакомых.
Это всегда может помочь мне найти новых
друзей, завести знакомых, влиться в новый,
совершенно не знакомый коллектив.
В общении очень важно чувствовать своего
партнера. Моя оценка моего самоуправления
невербальным поведением примерно на
15 процентов превышает экспертную оценку,
значит я себя переоценил. В следующий
раз буду стараться лучше анализировать
свое невербальное поведение. Хотя проценты
по всем шкалам превышают пятьдесят
процентов – это меня радует.
Лабораторная работа №10
Тема работы: «Перцептивная
компетентность»
Теоретическое обоснование
- Перцепция
– это комплекс физиологических, психо-физиологических
и психологических процессов, обеспечивающий
получение информации из внешнего мира
- Социальная
перцепция - влияние на процесс восприятия
социальных или личностных факторов, к
которым могут относиться мотивация, установки,
ожидания
- Компетентность
– способность делать что-то хорошо или
эффективно, это способность соблюдать
установленный стандарт , применяемый
в какой-либо профессии
- Перцептивная
компетентность – это точность восприятия
социальных объектов ( например, других
людей в организации)
Инструментарий
- Определение
уровня перцептивно-невербальной компетентности
(Г.Я. Розен)
- Диагностика
перцептивно-интерактивной компетентности
(Н.П. Фетискин)
Таблица 1. Уровень перцептивно-невербальной
компетентности
№ |
Критерий |
Баллы |
Стены |
Уровень |
1. |
Перцептивно-невербальная
компетентность |
19 |
7 |
Средний |
Таблица 2. Диагностика перцептивно-интерактивной
компетентности
№ |
Критерий |
Баллы |
Уровень |
1. |
Взаимо-познание |
22 |
Высокий |
2. |
Взаимо-понимание |
19 |
Средний |
3. |
Взаимо-влияние |
15 |
Средний |
4. |
Социальная
автономность |
20 |
Высокий |
5. |
Социальная
адаптивность |
12 |
Средний |
6. |
Социальная
активность |
21 |
Высокий |
Анализ и интерпретация
результатов
По методике Г.Я.
Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной
компетентности» у меня 19 баллов,
что соответствует среднему уровню
компетентности. Это означает, что
я одинаково как со своими собственными
проблемами, так и проблемами других людей.
Проявляя внимание к другим, я, в то же
время, не забываю о себе.
По методике Н.П. Фетискина « Диагностика
перцептивно-интерактивной компетентности»
уровень взаимо-познания
у меня высокий, что значит, что я могу
адекватно оценивать личностные особенности
партнера по взаимодействию.
Уровень
взаимо-понимания – средний. Это значит,
что я недостаточно хорошо умею понимать
точку зрения партнера , другого человека,
его интересы, увлечения и т.д.
Уровень взаимо-влияния
также средний. Значит, у меня не очень
хорошо развита саморефлексия, самокоррекция,
я не очень хорошо понимаю степень значимости
мнения, поступков других людей.
Социальная
автономность у меня высокая, что соответствует
высокой степени значимости личностной
позиции в совместных действиях и организации
или участии в совместной деятельности.
Средний уровень
социальной адаптивности означает,
что у меня средняя благополучность отношений,
контактность внутри коллектива и с внешним
окружением, средняя удовлетворенность
своим положением в группе.
Высокий уровень
социальной активности означает высокую
эффективность моей совместной деятельности
с другими людьми, в группе, легко дается
работа в группах, коллективе.
В основном я согласен с результатами
методики. Я и правда не всегда понимаю
других людей, их точку зрения, их интересы,
иногда для меня это довольно сложно