Психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Из чего состоит портрет личности:
Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Файлы: 1 файл

psihologia obshenia.docx

— 80.30 Кб (Скачать файл)

Лабораторная работа №7

Тема работы: «Рефлексивные способности личности»

Теоретическое обоснование

  • Рефлексия – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
  • Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
  • Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
  • Онтогенетическая рефлексия – это анализ прошлых ошибок успешного и не успешного опыт жизнедеятельности личности.

 

Основные виды

Рефлексия «-»

Рефлексия «+»

Прошлые ошибки выступают серьезным барьером. Формируется страх перед совершением новых ошибок. Излишняя осторожность, которая не всегда является гарантией жизненного успеха. Затрудненность реализации собственных желаний на фоне самокритики.

Анализ собственных ошибок, как стимул к дальнейшему развитию. Планирование своей деятельности, хороший прогноз ее результатов. Контроль на основе прошлого опыта. Человек чувствует себя автором или творцом собственной жизни .


 

 

 

Таблица 1.Онтогенетическая рефлексия личности

Баллы

Уровень рефлексии.

1.

50

Рефлексия со знаком «-»


 

 

Таблица 2. Уровень развития рефлексивности

Критерий

Баллы

Стены

Уровень

1.

Развитие рефлексивности

118

4

Средний


 

 

Анализ и интерпретация результатов

 

     По методике самооценки уровня онтогенетической рефлексии я получил результат рефлексии со знаком минус. Но т.к. я получил 50 баллов, то моя рефлексия очень близка к знаку «+». Это означает, что хоть я и боюсь новых ошибок и, возможно, иногда бываю излишне осторожен, это не означает, что я зациклен на страхе перед совершением новых ошибок  и не реализую собственные желания на фоне самокритики.

     По методике диагностики  уровня развития рефлексивности я получил 118 баллов, что соответствует среднему уровню развития рефлексивности. Это значит, что я обращаю внимание на свои действия, поступки, ошибки, но в то же время так же часто все это упускаю, не обращая внимания. Это не очень хорошо, и я бы хотел повысить свой уровень рефлексивности.

 

Лабораторная работа №8

Тема работы: «Эмпатийные способности личности или эмпатия как механизм социальной перцепции»

Теоретическое обоснование

  • Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
  • Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам.
  • Перцепция – комплекс физиологических, психофизиологических и психологических процессов, обеспечивающий получение информации из внешнего мира.
  • Социальная перцепция – влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д.
  • Эмпатичный человек – точно чувствующий другого человека; часто удостаивается звания «эмоциональный».

Каналы (сферы) эмпатии:

  • Рациональный канал – направленность познания на понимание другого человека; спонтанный интерес к другим людям
  • Эмоциональный канал – способность  сопереживать, сочувствовать;  эмоциональная отзывчивость, участие, настройка
  • Интуитивный канал – предвидение поведения партнера в условиях дифицита информации на нем; опора на «чувствование», на подсознательный опыт
  • Канал установки, способствующей эмпатии – стремление к эмоциональному контакту; уместное проявление любопытства к другому человеку, беспокойство за него; проявление эмоциональной отзывчивости
  • Проникающая способность к эмпатии – умение создавать открытую, доверительную, душевную атмосферу общения ; самораскрытие
  • Идентификация в эмпатии – способность почувствовать  переживания партнера, поставив себя на его место

Таблица 1. Эмпатийные способности личности

Методика

Баллы

Уровень способностей

1.

Опросник для диагностики способностей к эмпатии (А.Мехрабиан, Н. Эпштейн)

23

Средний

2.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей личности

19

Низкий

3.

Диагностика уровня коммуникативной эмпатии

58

Нормальный


 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Диагностика уровня коммуникативной эмпатии

Виды эмпатии

Баллы

Уровень эмпатии

1.

Эмпатия к родителям

13

Высокий

2.

Эмпатия к животным

11

Средний

3.

Эмпатия к старикам и больным

11

Средний

4.

Эмпатия к героям художественных произведений

7

Средний

5.

Эмпатия к малознакомым людям

9

Средний

6.

Эмпатия к детям

7

Средний


 

Таблица 3. Диагностика уровня эмпатийных способностей личности

Каналы эмпатии

Баллы

Уровень эмпатии

1.

Рациональный

2

Низкий

2.

Эмоциональный

5

Высокий

3.

Интуитивный

4

Средний, ближе к высокому

4.

Установки, способствующие  эмпатии

4

Средний, ближе к высокому

5.

Проникающая способность

2

Низкий

6.

Идентификация

2

Низкий


 

 

 

Рисунок 1. Диагностика уровня эмпатийных способностей личности

 

Анализ и интерпретация результатов

    Для меня характерен средний уровень развития эмпатийных способностей.  Это значит, что я могу сопереживать другим людям, сочувствовать им, помогать, но не в ущерб себе. Сопереживая другим, я , в то же время, не забываю о себе, своих чувствах или проблемах, как это делают люди с высоким уровнем развития эмпатии.  Я не испытываю затруднений  в межличностных отношениях, нахожу с людьми взаимопонимание.  
    Так же по методике Бойко В.В. у меня низкий уровень эмпатии, что противоречит первой методике  Мехрабиана и Эпштейна.  
    По сферам (каналам) эмпатии у меня самое большое количество баллов набрал эмоциональный канал ( 5 баллов). Что означает, что лучше всего у меня развита способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать.  Мне легче понять внутренний мир партнера, прогнозировать его поведение,  т.к. соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена между людьми.   
    4 балла у меня на интуитивном канале эмпатии, что позволяет предвидеть поведение партнера, действовать в условиях дифицита исходной информации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании , и на установках, способствующих эмпатии, что говорит о том,  что у меня есть стремление к эмоциональному контакту; уместное проявление любопытства к другому человеку, беспокойство за него.  
    И по 2 балла у меня на рациональном канале эмпатии, что значит, у меня не очень развита направленность внимания на понимание другого человека, это скорее спонтанный интерес к другому, на проникающей способности в эмпатии: у меня плохо получается создавать открытую,  доверительную атмосферу общения, что препятствует раскрытию и эмпатическому постижению; на индификации , что говорит о том, что мне сложно понять другого на основе сопереживания, поставив себя на его место. 
    Также по третьей методике  у меня самый высокий уровень эмпатии к родителям, я думаю, это потому что они близкие люди, с ними легче, их легче понять. Самый низкий уровень эмпатии у меня к героям художественных произведений и к детям. Я понимаю, что герои художественных произведений выдуманы, их не существует на самом деле. А вот с детьми просто сложно найти общий язык.

 

Лабораторная работа №9

Тема работы: «Невербальный репертуар партнера по общению»

Теоретическое обоснование

  • Социальная перцепция – влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания
  • Невербальное поведение – это индивидуальная конкретно-чувственная  форма действий и поступков, передаваемых индивидом при помощи невербальных средств общения.
  • Самоуправление – целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом
  • Ситуация общения – объективные и субъективные условия двустороннего( и более) взаимодействия

Инструментарий

  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации ( А. М. Кузнецова)

Таблица 1. Самооценка невербального поведения

Критерий

Баллы

%

1.

Разнообразие невербального репертуара

17

70,8

2.

Чувствительность к невербальному поведению партнера

17

60,7

3.

Самоуправление невербальным поведением

23

82,1


 

 

Таблица 2. Экспертная оценка невербального поведения

Критерии

Баллы

Средняя экспертная оценка

%

Эксперт 1

Эксперт 2

1.

Разнообразие невербального поведения

14

16

15

62,5

2.

Чувствительность к невербальному поведению партнера

22

19

20,5

73,2

3.

Самоуправление невербальным поведением

14

24

19

67,9


 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов

 

    По методике экспертной оценки невербального поведения выяснилось, что я оцениваю разнообразие невербального репертуара куда выше,  чему другие люди, но все же даже по оценке экспертов получилось выше 50 процентов, что уже хорошо. Чувствительность к невербальному поведению партнера, наоборот, я оценил ниже, чем эксперты, это меня порадовало – это значит я хорошо чувствую своих друзей и знакомых.  Это всегда может помочь мне найти новых друзей, завести знакомых, влиться в новый, совершенно не знакомый коллектив.  В общении очень важно чувствовать своего партнера. Моя оценка моего самоуправления невербальным поведением примерно на 15 процентов превышает экспертную оценку, значит я себя переоценил. В следующий раз буду стараться лучше анализировать  свое невербальное поведение. Хотя проценты по всем шкалам превышают  пятьдесят процентов – это меня радует.

 

 

Лабораторная работа №10

Тема работы: «Перцептивная компетентность»

Теоретическое обоснование

  • Перцепция – это комплекс физиологических, психо-физиологических и психологических процессов, обеспечивающий получение информации из внешнего мира
  • Социальная перцепция -  влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания
  • Компетентность – способность делать что-то хорошо или эффективно, это способность соблюдать установленный стандарт , применяемый в какой-либо профессии
  • Перцептивная компетентность – это точность восприятия социальных объектов ( например, других людей в организации)

Инструментарий

  • Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г.Я. Розен)
  • Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (Н.П. Фетискин)

 

Таблица 1. Уровень перцептивно-невербальной компетентности

Критерий

Баллы

Стены

Уровень

1.

Перцептивно-невербальная компетентность

19

7

Средний


 

 

Таблица 2. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности

Критерий

Баллы

Уровень

1.

Взаимо-познание

22

Высокий

2.

Взаимо-понимание

19

Средний

3.

Взаимо-влияние

15

Средний

4.

Социальная автономность

20

Высокий

5.

Социальная адаптивность

12

Средний

6.

Социальная активность

21

Высокий


 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов

 

   По методике Г.Я. Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной  компетентности» у меня  19 баллов, что соответствует среднему уровню  компетентности. Это означает, что  я одинаково как со своими собственными проблемами, так и проблемами других людей. Проявляя внимание к другим, я, в то же время, не забываю о себе. 
   По методике Н.П. Фетискина « Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» уровень взаимо-познания у меня высокий, что значит, что я могу адекватно оценивать личностные особенности партнера по взаимодействию. 
   Уровень  взаимо-понимания – средний. Это значит, что я недостаточно хорошо умею понимать точку зрения партнера , другого человека, его интересы, увлечения и т.д.  
   Уровень взаимо-влияния также средний. Значит, у меня не очень хорошо развита саморефлексия, самокоррекция, я не очень хорошо понимаю степень значимости мнения, поступков других людей.  
   Социальная автономность у меня высокая, что соответствует высокой степени значимости личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности.  
   Средний уровень социальной адаптивности означает, что у меня средняя благополучность отношений, контактность внутри коллектива и с внешним окружением, средняя удовлетворенность своим положением в группе.  
   Высокий уровень социальной активности означает высокую эффективность моей совместной деятельности  с другими людьми, в группе, легко дается работа в группах, коллективе.  
    В основном я согласен с результатами методики. Я и правда не всегда понимаю других людей, их точку зрения, их интересы, иногда для меня это довольно сложно

Информация о работе Психологический портрет