Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:41, дипломная работа
Целью данного исследования является исследование агрессивности и тревожности больных шизофрении в стадии ремиссии.
Цель и гипотеза исследования определили задачи:
1.Изучить литературу про людей, страдающих шизофренией в стадии ремиссии.
2.Провести исследование, направленное на изучение расстройства мышления у больных шизофренией в стадии ремиссии.
3.Провести исследование, направление на изучение тревожности больных шизофренией в стадии ремиссии
4.Провести исследование, направленное на изучение агрессивности у больных шизофренией, в стадии ремиссии.
5. После проведенного эмпирического исследования сделать интерпретацию полученных результатов на основе метода математической статистики, сделать выводы, а также описать реабилитацию и психокоррекцию больных шизофренией в стадии ремиссии.
При составлении
вопросов А. Басс и А. Дарки
пользовались следующими
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы были
сформулированы таким образом,
чтобы в наибольшей степени
ослабить влияние
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;
в) использование
привычных разговорных
Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий людей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности людей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы больных, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Для получения
достоверных данных была использована
еще одна методика исследования тревожности
больных – тест Спилбергера
(приложение 3). Эта методика
позволяет дифференцированно измерять
тревожность и как личностное свойство,
и как состояние. Тест Спилбергера-Ханина
Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения людей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене. Данные о направленности активности, связанной с преодолением возникающих перед больными объективных или субъективных препятствий. Выявить типичные для больных формы агрессивного поведения, раскрыв как агрессивные, так и неагрессивные действия, применяемые больными для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций. Вместе с тем названные методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции агрессивности.
Методики необходимо использовать в комплексе, т.е. применять не одну методику, а несколько, чтобы основываться на их результатах. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся агрессивностью у больных, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
2.2.Результаты исследования и их обсуждение
По вышеуказанным методикам было обследовано две группы людей. Первая группа больных шизофренией в стадии ремиссии экспериментальная в количестве 20 человек и вторая группа здоровых людей контрольная в количестве 20 человек.
З-1 |
Б-1 |
З-2 |
Б-2 |
З-3 |
Б-3 |
З-4 |
Б-4 |
З-5 |
Б-5 |
З-6 |
Б-6 |
З-7 |
Б-7 |
З-8 |
Б-8 |
З-9 |
Б-9 |
З-10 |
Б-10 |
З-11 |
Б-11 |
З-12 |
Б-12 |
З-13 |
Б-13 |
З-14 |
Б-14 |
З-15 |
Б-15 |
З-16 |
Б-16 |
З-17 |
Б-17 |
З-18 |
Б-18 |
З-19 |
Б-19 |
З-20 |
Б-20 |
Все методы проводились с каждым испытуемым индивидуально. Результаты прилагаются ниже.
Результаты по опроснику Басса-Дарки
Цель: Выявление уровня агрессивности и враждебности у испытуемых.
Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности 5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Таблица 1
Результаты опросника Баса – Дарки.
Код испы-туемого |
Агрессив- ность |
Враж- деб-ность |
Фи-зи-ческая аг-рес-сия |
Кос- вен- ная агре- ссия |
Раз- дра- же- ние |
Не- га- ти- ви- зм |
Оби- да |
Подозри-тельно-сть |
Вер-баль-ная агрес-сия |
Чув- ство ви-ны
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Экспериментальная группа | ||||||||||
Б-1 |
27 é |
10 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
3 |
7 |
9 |
5 |
Б-2 |
28 é |
10 норма |
3 |
9 |
8 |
3 |
4 |
6 |
8 |
2 |
Б-3 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Б-4 |
24 норма |
7 норма |
3 |
6 |
7 |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
Б-5 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
Б-6 |
30 é |
12 é |
10 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
2 |
Б-7 |
27 é |
10 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
3 |
7 |
9 |
5 |
Б-8 |
22 норма |
11é |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
Б-9 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Б-10 |
28 é |
12 é |
3 |
9 |
8 |
3 |
4 |
6 |
8 |
2 |
Б-11 |
25 норма |
8 норма |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
Б-12 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
Б-13 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Б-14 |
27 é |
8 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
3 |
7 |
9 |
5 |
Б-15 |
30 é |
12 é |
10 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
2 |
Б-16 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Б-17 |
30 é |
12 é |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
Б-18 |
22 норма |
11é |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
Б-19 |
26 é |
11é |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
Б-20 |
30 é |
12 é |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
Контрольная группа | ||||||||||
З-1 |
25 норма |
10норма |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
З-2 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
З-3 |
28 é |
10 норма |
3 |
9 |
8 |
3 |
4 |
6 |
8 |
2 |
З-4 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
З-5 |
25 норма |
8 норма |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
З-6 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
З-7 |
25 норма |
10 норма |
10 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
2 |
З-8 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
З-9 |
22 норма |
9 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
З-10 |
22 норма |
9 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
З-11 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
З-12 |
25 норма |
8 норма |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
З-13 |
25 норма |
8 норма |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
З-14 |
22 норма |
9 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
З-15 |
24 Норма |
7 норма |
3 |
6 |
7 |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
З-16 |
26 é |
11 é |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
З-17 |
29 é |
11 é |
7 |
8 |
9 |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
З-18 |
22 норма |
9 норма |
4 |
7 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
1 |
З-19 |
25 норма |
8 норма |
5 |
6 |
8 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1 |
З-20 |
24 Норма |
7 норма |
3 |
6 |
7 |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
Вывод: из данной таблицы видно, что в экспериментальной группе с повышенной агрессивностью 16 больных из них 12 больных с высокими показателями по шкале враждебности и 4 больных с агрессивностью в пределах нормы из них 2 больных с высокими показателями по шкале враждебности и в контрольной группе 12 людей с агрессивностью в пределах нормы из них 2 с высокими показателями враждебности и 8 с повышенной агрессивностью из них 7 с высокими показателями враждебности. Таким образом, в экспериментальной группе (больных шизофренией, в стадии ремиссии) можно увидеть, что 12 больных, которые имеют высокие показатели и по шкале агрессивности, и по шкале враждебности. У этих больных 2 реакции на окружающую действительность. Одна реакция проявляется «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, вторая – состоит в том, что личность занимает в общем негативную и недоверчивую позицию по отношению к окружающим. У тех больных (4), которые показатели в норме по агрессивности у 2 из них повышенные показатели по шкале враждебности – эти личности занимают в общем негативную и недоверчивую позицию по отношению к окружающим. Можно сделать вывод о том, что больные, которые находятся в состоянии ремиссии, сохраняется агрессивность и враждебность к окружающим.
Диаграмма повышенной агрессивности и враждебности в экспериментальной группе
Диаграмма агрессивности и враждебности в контрольной группы
Вывод: В результате исследования было выявлено: В экспериментальной группе 16 больных (80%) с повышенной агрессивностью, 4 (20%) с агрессивностью в пределах нормы. В контрольной группе 8 человек (40%) с повышенной агрессивностью, 12 человек (60%) с агрессивностью в пределах нормы.
Результаты по тесту Спилбергера-Ханина.
Цель: выявления личностной и ситуативной тревожности.
Таблица 2
Результаты по тесту Спилбергера
Код, возраст и пол испытуемого |
Реактив-ная тревожно-сть |
Личност-ная тревож-ность |
Код, возраст и пол испытуемого |
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Б-1 |
45 |
69 |
З-1 |
33 |
31 |
Б-2 |
29 |
22 |
З-2 |
31 |
34 |
Б-3 |
36 |
43 |
З-3 |
36 |
43 |
Б-4 |
28 |
22 |
З-4 |
34 |
44 |
Б-5 |
29 |
22 |
З-5 |
31 |
43 |
Б-6 |
45 |
49 |
З-6 |
29 |
22 |
Б-7 |
47 |
49 |
З-7 |
47 |
49 |
Б-8 |
48 |
58 |
З-8 |
48 |
58 |
Б-9 |
46 |
49 |
З-9 |
31 |
44 |
Б-10 |
29 |
22 |
З-10 |
33 |
42 |
Б-11 |
47 |
58 |
З-11 |
47 |
58 |
Б-12 |
29 |
28 |
З-12 |
31 |
34 |
Б-13 |
49 |
56 |
З-13 |
22 |
32 |
Б-14 |
45 |
59 |
З-14 |
38 |
36 |
Б-15 |
29 |
28 |
З-15 |
36 |
44 |
Б-16 |
46 |
69 |
З-16 |
46 |
69 |
Б-17 |
45 |
56 |
З-17 |
45 |
56 |
Б-18 |
46 |
57 |
З-18 |
36 |
40 |
Б-19 |
47 |
48 |
З-19 |
22 |
28 |
Б-20 |
48 |
68 |
З-20 |
26 |
30 |
До 30 – низкая тревожность
От 31 – 44 умеренная тревожность
От 45 и выше высокая тревожность
Вывод: Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующий вывод, что 13больных (65%) (Б-1, Б – 6-9, Б-11, Б13, Б-14 ,Б – 16-20) из 20 в экспериментальной группе имеют повышенную тревожность, а значит 13 больных, имеют повышенную агрессивность и 3 больных агрессивность в пределах нормы. В контрольной группе 11 человек (55%) с умеренной тревожностью, 5 (25%) человек с высокой тревожностью и 4 (20%) с низкой тревожностью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что больные с повышенной тревожностью, характеризуются, как личности, которые склонны воспринимать ситуации как угрозу своей самооценке, престижу, а также своей жизни и реагировать выраженным состоянием тревожности. А если у таких больных еще и высокие показатели агрессивности, вместе с враждебностью, то на такие ситуации они могут реагировать общественно опасными действиями.
Вывод: В сравнении с контрольной группой (В контрольной группе 12 человек (48%) с агрессивностью в пределах нормы из них 11 человек с умеренной тревожностью и 1 человек с низкой тревожностью. 8 человек с повышенной агрессивностью, из них 5 человек и высокой тревожностью и 3 человека с низкой тревожностью. С повышенной тревожностью и агрессией в экспериментальной группе на 8 человек (25%) меньше.
С низкой тревожностью и низкой агрессией в экспериментальной группе на 2 человека (8%) меньше.
С умеренной тревожностью и агрессией на 10 человек (50%) в экспериментальной группе больше.
Диаграммы по опроснику Спилбергера
Цель: Выявление тревожности.
Диаграмма тревожности в экспериментальной группе
Диаграмма тревожности в
Вывод: Обследование показало, что в экспериментальной группе 13 больных (68%) имеют высокую тревожность, 6 больных (30%) с низкой тревожностью и 1 больных (5%) с умеренной тревожностью.
В контрольной группе 5 человек (25%) с высокой тревожностью, 4 человек (20%) с низкой тревожностью, и 11 человек (55%) с умеренной тревожностью.
Сводная диаграмма по тесту Спилбергера
Вывод: Из сводной диаграммы видно, в контрольной группе 12 человек с умеренной тревожностью, а в экспериментальной – 13 человек с высокой тревожностью .
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статически достоверно друг от друга, мы используем t – критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
Информация о работе Психологическое исследование больных шизофренией в стадии ремиссии