Психологическое исследование больных шизофренией в стадии ремиссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является исследование агрессивности и тревожности больных шизофрении в стадии ремиссии.
Цель и гипотеза исследования определили задачи:
1.Изучить литературу про людей, страдающих шизофренией в стадии ремиссии.
2.Провести исследование, направленное на изучение расстройства мышления у больных шизофренией в стадии ремиссии.
3.Провести исследование, направление на изучение тревожности больных шизофренией в стадии ремиссии
4.Провести исследование, направленное на изучение агрессивности у больных шизофренией, в стадии ремиссии.
5. После проведенного эмпирического исследования сделать интерпретацию полученных результатов на основе метода математической статистики, сделать выводы, а также описать реабилитацию и психокоррекцию больных шизофренией в стадии ремиссии.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 При составлении  вопросов А. Басс и А. Дарки  пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может  относиться только к одной  форме агрессии.

2. Вопросы были  сформулированы таким образом,  чтобы в наибольшей степени  ослабить влияние общественного  одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:

а) в содержании ответа заключено предположение  о том, что неодобрительное, с  точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило  и речь идет только об указании способа его выражения, что создает  акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;

б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась  возможность  для оправдания описываемого агрессивного поведения;

в) использование  привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.

           Методика Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий людей агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности людей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы больных, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

Для получения  достоверных данных была использована еще одна методика исследования тревожности больных – тест Спилбергера (приложение 3). Эта методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.  Тест   Спилбергера-Ханина  принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен  тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает  Спилбергер,  под обеими мерами  тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной  тревожности   Спилбергера  является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять  тревожность  и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

 Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения людей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене.  Данные о направленности активности, связанной с преодолением возникающих перед больными объективных или субъективных препятствий.  Выявить типичные для больных формы агрессивного поведения,  раскрыв как агрессивные, так и неагрессивные действия, применяемые больными для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций. Вместе с тем названные методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции  агрессивности.

Методики необходимо использовать в комплексе, т.е. применять не одну методику, а несколько, чтобы основываться на их результатах. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся агрессивностью у больных, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

2.2.Результаты исследования и их обсуждение

По вышеуказанным методикам было обследовано две группы людей. Первая группа больных шизофренией в стадии ремиссии экспериментальная в количестве 20 человек и вторая группа здоровых людей контрольная в количестве 20 человек.

З-1

Б-1

З-2

Б-2

З-3

Б-3

З-4

Б-4

З-5

Б-5

З-6

Б-6

З-7

Б-7

З-8

Б-8

З-9

Б-9

З-10

Б-10

З-11

Б-11

З-12

Б-12

З-13

Б-13

З-14

Б-14

З-15

Б-15

З-16

Б-16

З-17

Б-17

З-18

Б-18

З-19

Б-19

З-20

Б-20


Все методы проводились  с каждым испытуемым индивидуально. Результаты прилагаются ниже.

Результаты  по опроснику Басса-Дарки

Цель: Выявление  уровня агрессивности и враждебности у испытуемых.

Индекс враждебности включает в себя 5-ю и  6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой и  мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности  является  величина  ее индекса,   равная   21 ± 4,  а   враждебности  5 - 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. 

Таблица 1

Результаты  опросника Баса – Дарки.

Код испы-туемого

Агрессив-

ность

Враж-

деб-ность

Фи-зи-ческая аг-рес-сия

Кос-

вен-

ная

 агре-

ссия

Раз-

дра-

же-

ние

Не-

га-

ти-

ви-

зм

Оби-

да

Подозри-тельно-сть

Вер-баль-ная  агрес-сия

Чув-

ство 

ви-ны

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Экспериментальная группа

Б-1

27 é

10

норма

4

7

7

2

3

7

9

5

Б-2

28 é

10

норма

3

9

8

3

4

6

8

2

Б-3

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

Б-4

24

норма

7

норма

3

6

7

2

3

4

8

3

Б-5

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

Б-6

30 é

12 é

10

8

6

4

5

7

6

2

Б-7

27 é

10

норма

4

7

7

2

3

7

9

5

Б-8

22

норма

11é

4

7

7

2

4

5

4

1

Б-9

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

Б-10

28 é

12 é

3

9

8

3

4

6

8

2

Б-11

25

норма

8 норма

5

6

8

2

3

5

6

1

Б-12

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

Б-13

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

Б-14

27 é

8 норма

4

7

7

2

3

7

9

5

Б-15

30 é

12 é

10

8

6

4

5

7

6

2

Б-16

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

Б-17

30 é

12 é

5

6

8

2

3

5

6

1

Б-18

22

норма

11é

4

7

7

2

4

5

4

1

Б-19

26 é

11é

5

6

8

2

3

5

6

1

Б-20

30 é

12 é

4

7

7

2

4

5

4

1

                     
                     

 

Контрольная группа

З-1

25 норма

10норма

5

6

7

3

5

6

8

4

З-2

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

З-3

28 é

10

норма

3

9

8

3

4

6

8

2

З-4

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

З-5

25

норма

8 норма

5

6

8

2

3

5

6

1

З-6

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

З-7

25 норма

10 норма

10

8

6

4

5

7

6

2

З-8

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

З-9

22

норма

9

норма

4

7

7

2

4

5

4

1

З-10

22

норма

9

норма

4

7

7

2

4

5

4

1

З-11

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

З-12

25

норма

8 норма

5

6

8

2

3

5

6

1

З-13

25

норма

8 норма

5

6

8

2

3

5

6

1

З-14

22

норма

9

норма

4

7

7

2

4

5

4

1

З-15

24

Норма

7

норма

3

6

7

2

3

4

8

3

З-16

26 é

11 é

5

6

7

3

5

6

8

4

З-17

29 é

11 é

7

8

9

4

5

6

5

5

З-18

22

норма

9

норма

4

7

7

2

4

5

4

1

З-19

25

норма

8 норма

5

6

8

2

3

5

6

1

З-20

24

Норма

7

норма

3

6

7

2

3

4

8

3


Вывод: из данной таблицы видно, что в экспериментальной группе с повышенной агрессивностью 16 больных из них 12 больных с высокими показателями по шкале враждебности и 4 больных с агрессивностью в пределах нормы из них 2 больных с высокими показателями по шкале враждебности и в контрольной группе 12 людей с агрессивностью в пределах нормы из них 2 с высокими показателями враждебности и 8 с повышенной агрессивностью из них 7 с высокими показателями враждебности. Таким образом, в экспериментальной группе (больных шизофренией, в стадии ремиссии) можно увидеть, что 12 больных, которые имеют высокие показатели и по шкале агрессивности, и по шкале враждебности. У этих больных 2 реакции на окружающую действительность. Одна реакция проявляется «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, вторая – состоит в том, что личность занимает в общем негативную и недоверчивую позицию по отношению к окружающим. У тех больных (4), которые показатели в норме по агрессивности у 2 из них повышенные показатели по шкале враждебности – эти личности занимают в общем негативную и недоверчивую позицию по отношению к окружающим. Можно сделать вывод о том, что больные, которые находятся в состоянии ремиссии, сохраняется агрессивность и враждебность к окружающим.

Диаграмма повышенной  агрессивности и враждебности в экспериментальной группе

Диаграмма агрессивности и враждебности в контрольной группы

Вывод:  В результате исследования  было выявлено: В экспериментальной группе 16 больных (80%) с повышенной агрессивностью, 4 (20%) с агрессивностью в пределах нормы. В контрольной группе 8 человек (40%) с  повышенной агрессивностью, 12 человек (60%)  с агрессивностью в пределах нормы.

Результаты  по тесту Спилбергера-Ханина.

Цель: выявления личностной и ситуативной тревожности.

Таблица 2

Результаты  по тесту Спилбергера

Код, возраст

 и  пол испытуемого

Реактив-ная  тревожно-сть

Личност-ная  тревож-ность

Код, возраст

 и  пол испытуемого

Реактивная  тревожность

Личностная  тревожность

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Б-1

45

69

З-1

33

31

Б-2

29

22

З-2

31

34

Б-3

36

43

З-3

36

43

Б-4

28

22

З-4

34

44

Б-5

29

22

З-5

31

43

Б-6

45

49

З-6

29

22

Б-7

47

49

З-7

47

49

Б-8

48

58

З-8

48

58

Б-9

46

49

З-9

31

44

Б-10

29

22

З-10

33

42

Б-11

47

58

З-11

47

58

Б-12

29

28

З-12

31

34

Б-13

49

56

З-13

22

32

Б-14

45

59

З-14

38

36

Б-15

29

28

З-15

36

44

Б-16

46

69

З-16

46

69

Б-17

45

56

З-17

45

56

Б-18

46

57

З-18

36

40

Б-19

47

48

З-19

22

28

Б-20

48

68

З-20

26

30


 

До 30 – низкая тревожность

От 31 – 44 умеренная  тревожность

От 45 и выше высокая  тревожность

Вывод:  Исходя из  проведенного исследования, можно  сделать следующий вывод, что 13больных (65%)  (Б-1, Б – 6-9, Б-11, Б13, Б-14 ,Б – 16-20) из 20 в экспериментальной группе имеют повышенную тревожность, а значит 13 больных, имеют повышенную агрессивность и 3 больных агрессивность в пределах нормы. В контрольной группе 11 человек (55%) с умеренной тревожностью, 5 (25%) человек с высокой тревожностью и 4 (20%) с низкой тревожностью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что больные с повышенной тревожностью, характеризуются, как личности, которые склонны воспринимать ситуации как угрозу своей самооценке, престижу, а также своей жизни и реагировать выраженным состоянием тревожности. А если у таких больных еще и высокие показатели агрессивности, вместе с враждебностью, то на такие ситуации они могут реагировать общественно опасными действиями.

Вывод: В сравнении с контрольной группой (В контрольной группе 12 человек (48%) с агрессивностью в пределах нормы из них 11 человек с умеренной тревожностью и 1 человек с низкой тревожностью. 8 человек с повышенной агрессивностью, из них 5 человек и высокой тревожностью и 3 человека с низкой тревожностью. С повышенной тревожностью и агрессией в экспериментальной группе на  8 человек (25%) меньше.

С низкой тревожностью и низкой  агрессией в экспериментальной  группе на 2 человека  (8%) меньше.

С умеренной  тревожностью и агрессией на 10 человек (50%)  в экспериментальной группе больше.

Диаграммы по опроснику Спилбергера

Цель: Выявление  тревожности.

Диаграмма тревожности  в экспериментальной группе

                       Диаграмма тревожности в контрольной   группе

Вывод: Обследование показало, что в экспериментальной группе 13 больных (68%) имеют высокую тревожность, 6 больных (30%) с низкой тревожностью и 1 больных (5%) с умеренной тревожностью.

В контрольной  группе  5 человек (25%) с высокой тревожностью, 4 человек (20%) с низкой тревожностью, и 11 человек (55%) с умеренной тревожностью.

Сводная диаграмма по тесту Спилбергера

Вывод: Из сводной диаграммы видно, в контрольной группе 12 человек с умеренной тревожностью, а в экспериментальной – 13 человек с высокой тревожностью .

Для сравнения  выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статически достоверно друг от друга, мы используем t – критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

Информация о работе Психологическое исследование больных шизофренией в стадии ремиссии