Психологическое консультирование компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить эффективность психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных к компьютеру и интернету. Главный показатель оценки – стойкое во времени воздержание клиента от компьютерных игр и виртуального общения без медикаментозного лечения, а путем частичной коррекции его мировоззрения вообще, и в частности, подведение клиента к мысли, что проблемы решаются разными путями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика психологического консультирования аддиктивно зависимых…………………………………………………………………………5
1.1. Суть психологического консультирования – как основной вид…………..5
1.2. Причины и виды аддиктивной зависимости……………………………....10
2. Психологическое консультирование компьютерной зависимости………………………………………………………………………14
2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость…...……….14
2.1.1 Стадия легкой увлеченности……………………………………………...19
2.1.2 Стадия увлеченности………………………………………………………20
2.1.3 Стадия зависимости……………………………………………………….20
2.1.4 Стадия привязанности…………………………………………………….21
2.2 Организация консультирование компьютерной зависимости……………22
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………..……………………...32

Файлы: 1 файл

Псих консулирование курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Курсовая работа на тему:

Психологическое консультирование компьютерной зависимости          

Студента Москалик А.В.

Курс: 3 курс

Группа: В432

Отделение: вечернее    

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Специфика психологического  консультирования аддиктивно зависимых…………………………………………………………………………5

1.1. Суть психологического консультирования – как основной вид…………..5

1.2. Причины и виды аддиктивной зависимости……………………………....10

2. Психологическое консультирование компьютерной зависимости………………………………………………………………………14

2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость…...……….14

2.1.1 Стадия легкой увлеченности……………………………………………...19

2.1.2 Стадия увлеченности………………………………………………………20

2.1.3 Стадия зависимости……………………………………………………….20

2.1.4 Стадия привязанности…………………………………………………….21

2.2 Организация консультирование  компьютерной зависимости……………22

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной  литературы…………………..……………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Непосредственная  работа с людьми, направленная на решение  различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в  межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Суть моей работы – показать необходимость психологического консультирования детей и подростков с аддикцией к компьютерной зависимости. Аддиктивность здесь выделена от других девиаций (отклонений) и рассматривается обособленно от них. То есть их пристрастие, чаще всего, обусловлено внутренним конфликтом личности, который можно уменьшить с помощью приемов психологического консультирования. Это не значит, что нужно решать проблему за клиента, в данном случае, психологическое консультирование аддиктивных к компьютеру и интернету клиентов подразумевает изменить пути решения своих проблем, то есть без компьютера и интернета. В данной работе будет рассмотрена проблема психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных ккомпьютеру. Пристрастие к компьютерным играм, интернету и виртуальному общению, с точки зрения подростков, «безопасно». Многие подростки у которых нет дома компьютера или доступа в интернет, имея карманные деньги вместо уроков направляются в компьютерные клубы. Состояние так называемой «одурманенности» достигается быстро, взрослые не могут понять, что происходит с ребенком. А неадекватность его поведения списывают на переходный возраст.

Актуальность  данной работы. Необходимость фактического введения психологов-консультантов  в консультирование как альтернатива в диагностике проблем клиентов. После диагностики отклонения врач ведет коррекцию параметров здоровья с помощью лечения. Лечение проводится в основном медикаментозное, что само по себе приносит вред организму. Поэтому и необходима уменьшающая вредное воздействие от лечения психологическая диагностика проблем клиента, как при экстренных показателях, так и при хронических. Психологическое консультирование параллельно включает в себя не только психологическую диагностику, но и показ клиенту оптимально возможного пути развития.

Цель: изучить  эффективность психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных к  компьютеру и интернету. Главный  показатель оценки – стойкое во времени воздержание клиента  от компьютерных игр и виртуального общения без медикаментозного лечения, а путем частичной коррекции его мировоззрения вообще, и в частности, подведение клиента к мысли, что проблемы решаются разными путями.

Объект исследования: консультирование как деятельность психолога.

Предмет исследования: психологическое консультирование несовершеннолетних к компьютерной зависимости.

Задачи исследования:

1. Провести анализ  имеющихся в литературе сведений  относительно причин компьютерной  зависимости.

2. Изучить современные  подходы к психологическому консультированию.

3. Сделать выводы по данной работе.

 

 

1. Специфика  психологического консультирования  аддиктивно зависимых

1.1 Суть  психологического консультирования – как основной вид

 

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс  психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и  рекомендации, предлагаемые клиенту  психологом-консультантом, в большинстве  случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.1

Во время  консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество  встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется  более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

• Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

• У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

• Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

• У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Консультирование  как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

• Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, - такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

• Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

• Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

• Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

• Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

• Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

• В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое  консультирование решает следующие  основные задачи:

• Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

• Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

• Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

• Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

• Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

• Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

• Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

 

 

 

 

 

1.2. Причины и виды аддиктивной зависомости

 

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образов алась новая - аддиктология или наука о зависимостях. Сегодня аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, теперь уже привычные компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также и вполне экзотические пищевые, любовные и сексуальные (что, как вы понимаете, не одно и тоже), зависимости от людей, предметов и событий и многие другие. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. Фармакологические (химические) подразумевают под собой такие зависимости, как наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания.

Субстанциональные включают в себя компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работаголизм и многие другие. Пищевые зависимости говорят сами за себя. Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

-Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)

-Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)

-Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния

Информация о работе Психологическое консультирование компьютерной зависимости