Психологическое консультирование компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить эффективность психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных к компьютеру и интернету. Главный показатель оценки – стойкое во времени воздержание клиента от компьютерных игр и виртуального общения без медикаментозного лечения, а путем частичной коррекции его мировоззрения вообще, и в частности, подведение клиента к мысли, что проблемы решаются разными путями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика психологического консультирования аддиктивно зависимых…………………………………………………………………………5
1.1. Суть психологического консультирования – как основной вид…………..5
1.2. Причины и виды аддиктивной зависимости……………………………....10
2. Психологическое консультирование компьютерной зависимости………………………………………………………………………14
2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость…...……….14
2.1.1 Стадия легкой увлеченности……………………………………………...19
2.1.2 Стадия увлеченности………………………………………………………20
2.1.3 Стадия зависимости……………………………………………………….20
2.1.4 Стадия привязанности…………………………………………………….21
2.2 Организация консультирование компьютерной зависимости……………22
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………..……………………...32

Файлы: 1 файл

Псих консулирование курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичные тенденции  характерны и для проявлений зависимости  в юношеском возрасте. Отдаление  от сверстников и сужение круга  интересов прогрессирует. Мотив  зарабатывания денег с использованием компьютера , появляющийся в это  время, увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тратятся на усовершенствование и обеспечение компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи.

В молодом взрослом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностью становится характерным для лиц с выраженными чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство долга, ответственности, стремление к развлекательным мероприятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не обращая внимания, что создает неудобства для остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то время как его безуспешно разыскивают клиенты.

Распознавание компьютерной зависимости в телефонном консультировании проводится и использованием приемов активного выслушивания. Консультативная беседа касается выяснения следующих обстоятельств, имеющих отношение к болезненному пристрастию:

1) наличия потребности  во все большем времени работы  на компьютере для достижения  удовлетворения;

2) снижения эффективности  работы на компьютере за аналогичный  промежуток времени;

3) наличия следующих  признаков (двух или более), возникающих  при прекращении или значительном  уменьшении времени работы на  компьютере:

-речедвигательного беспокойства (суетливости);

-тревоги;

-сниженного фона настроения, чувства опустошенности;

-навязчивых мыслей о компьютере;

активных действий, предпринимаемых для возобновления  работы на компьютере (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих  компьютер в неподходящее время, не взирая на реакции хозяев, совершение краж компьютеров и комплектующих, пренебрежение семейными и служебными обязанностями, нарушение межличностных контактов и т.п.):

-уменьшения или исчезновения вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере;

4) наличия непреодолимого желания и/или безуспешных попыток прекратить или контролировать работу на компьютере;

5) большого количества  времени, посвящаемого деятельности, имеющей отношение к обеспечению  работы на компьютере (покупка  литературы и комплектующих, поиски  новых программ и т.п.);

6) прекращения,  сокращения или видоизменения  актуальных ранее видов социальной  деятельности;

7) продолжения  работы на компьютере, несмотря  на явные психологические проблемы (депривацию сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижение продуктивности в учебе или работе и т.п.).

За рубежом  существует несколько он-лайн центров  поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютерной зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальной психологической службы». Как бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами, эмоциями, так как зависимые лица, как правило, испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.

 

 

 

 

Заключение

Интернет-пространство, обладая практически неограниченными  ресурсами, предоставляет пользователям  возможность получения разнообразной  научной, социальной, политической, развлекательной  и частной информации, хранящейся в текстовых, видео, аудио и др. форматах. Одной из главных проблем, получаемой через Интернет информации, является её качественность, достоверность и безопасность.

Активность  индивида в интернет-среде направлена на удовлетворение своих потребностей. С одной стороны, Интернет создаёт среду, позволяющую решать различные задачи информационного, коммуникативного, профессионального характера. С другой стороны, из-за отсутствия информационного контроля, в Интернет-пространстве могут содержаться материалы дезинформационной, агрессивной или противозаконной направленности.

Интернет-среда  позволяет индивиду реализовать  три основных вида деятельности: коммуникативную, познавательную и игровую. Любая  деятельность, для которой характерно стремление ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния без применения химических веществ (т.е. объектом которой является определённый поведенческий паттерн), занимающая доминирующее положение в жизни и сознании индивида и осуществляемая им в ущерб социальным связям и другим, жизненно важным сферам, может вызвать нехимическую зависимость.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Короленко  Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая  психиатрия, Новосибирск: Изд-во  НГПУ, 1999.

2. Короленко  Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.

3. Мельник Э.В.  О природе болезней зависимости  (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания»  и другие), Одесса, 1998.

4. Доронина О.В.  Страх перед компьютером: природа,  профилактика, преодоление // Вопросы психологии, 1993, № 1, С.68-78.

5. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.5-16.

6. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 3, С.53-61.

7. Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186.

8. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-69.

9. Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1994.

 

 

 

 

 

1 Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии, 1993, № 1, С.68-78.

 


Информация о работе Психологическое консультирование компьютерной зависимости