Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа
Цель: изучить эффективность психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных к компьютеру и интернету. Главный показатель оценки – стойкое во времени воздержание клиента от компьютерных игр и виртуального общения без медикаментозного лечения, а путем частичной коррекции его мировоззрения вообще, и в частности, подведение клиента к мысли, что проблемы решаются разными путями.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика психологического консультирования аддиктивно зависимых…………………………………………………………………………5
1.1. Суть психологического консультирования – как основной вид…………..5
1.2. Причины и виды аддиктивной зависимости……………………………....10
2. Психологическое консультирование компьютерной зависимости………………………………………………………………………14
2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость…...……….14
2.1.1 Стадия легкой увлеченности……………………………………………...19
2.1.2 Стадия увлеченности………………………………………………………20
2.1.3 Стадия зависимости……………………………………………………….20
2.1.4 Стадия привязанности…………………………………………………….21
2.2 Организация консультирование компьютерной зависимости……………22
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………..……………………...32
Аналогичные тенденции
характерны и для проявлений зависимости
в юношеском возрасте. Отдаление
от сверстников и сужение круга
интересов прогрессирует. Мотив
зарабатывания денег с
В молодом взрослом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностью становится характерным для лиц с выраженными чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство долга, ответственности, стремление к развлекательным мероприятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не обращая внимания, что создает неудобства для остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то время как его безуспешно разыскивают клиенты.
Распознавание
компьютерной зависимости в телефонном
консультировании проводится и использованием
приемов активного
1) наличия потребности во все большем времени работы на компьютере для достижения удовлетворения;
2) снижения эффективности
работы на компьютере за
3) наличия следующих
признаков (двух или более), возникающих
при прекращении или
-речедвигательного беспокойства (суетливости);
-тревоги;
-сниженного фона настроения, чувства опустошенности;
-навязчивых мыслей о компьютере;
активных действий,
предпринимаемых для
-уменьшения или исчезновения вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере;
4) наличия непреодолимого желания и/или безуспешных попыток прекратить или контролировать работу на компьютере;
5) большого количества
времени, посвящаемого
6) прекращения,
сокращения или видоизменения
актуальных ранее видов
7) продолжения
работы на компьютере, несмотря
на явные психологические
За рубежом существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг, самым известным исследователем компьютерной зависимости. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевого аналога службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальной психологической службы». Как бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи все же большинство специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами, эмоциями, так как зависимые лица, как правило, испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.
Заключение
Интернет-пространство,
обладая практически
Активность индивида в интернет-среде направлена на удовлетворение своих потребностей. С одной стороны, Интернет создаёт среду, позволяющую решать различные задачи информационного, коммуникативного, профессионального характера. С другой стороны, из-за отсутствия информационного контроля, в Интернет-пространстве могут содержаться материалы дезинформационной, агрессивной или противозаконной направленности.
Интернет-среда позволяет индивиду реализовать три основных вида деятельности: коммуникативную, познавательную и игровую. Любая деятельность, для которой характерно стремление ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния без применения химических веществ (т.е. объектом которой является определённый поведенческий паттерн), занимающая доминирующее положение в жизни и сознании индивида и осуществляемая им в ущерб социальным связям и другим, жизненно важным сферам, может вызвать нехимическую зависимость.
Список использованной литературы
1. Короленко
Ц.П., Дмитриева Н.В.
2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
3. Мельник Э.В.
О природе болезней
4. Доронина О.В.
Страх перед компьютером:
5. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.5-16.
6. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 3, С.53-61.
7. Садовская Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, № 2, С.183-186.
8. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.62-69.
9. Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1994.
1 Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии, 1993, № 1, С.68-78.
Информация о работе Психологическое консультирование компьютерной зависимости