Психологическое консультирование компьютерной зависимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить эффективность психологического консультирования несовершеннолетних аддиктивных к компьютеру и интернету. Главный показатель оценки – стойкое во времени воздержание клиента от компьютерных игр и виртуального общения без медикаментозного лечения, а путем частичной коррекции его мировоззрения вообще, и в частности, подведение клиента к мысли, что проблемы решаются разными путями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика психологического консультирования аддиктивно зависимых…………………………………………………………………………5
1.1. Суть психологического консультирования – как основной вид…………..5
1.2. Причины и виды аддиктивной зависимости……………………………....10
2. Психологическое консультирование компьютерной зависимости………………………………………………………………………14
2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость…...……….14
2.1.1 Стадия легкой увлеченности……………………………………………...19
2.1.2 Стадия увлеченности………………………………………………………20
2.1.3 Стадия зависимости……………………………………………………….20
2.1.4 Стадия привязанности…………………………………………………….21
2.2 Организация консультирование компьютерной зависимости……………22
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………..……………………...32

Файлы: 1 файл

Псих консулирование курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на "эмоциональный крючок" им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

Алкогольная аддикция. Одна из форм фармакологических или  химических зависимостей, в основе ее лежит употребление спиртосодержащих напитков. Алкоголь является пищевым продуктом или входит в них, не являясь запрещенным как, например, наркотики. Алкоголь не изменяет, а кристаллизует текущее состояние, если вам грустно, то употребление алкоголя не поднимет ваше настроение, а наоборот, его еще больше ухудшит.

Наркотическая аддикция. Наркотическая аддикция —  болезненные состояния, характеризующиеся  явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в непреодолимом повторном потреблении  психоактивных веществ. Наркотическими признаются вещества или лекарства, которые обладают способностью специфического действия на центральную нервную систему.

Токсикомания. Токсикомания развивается в связи  с употреблением лекарственных  средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих состояние психической деятельности человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикоманическим действием очень широк — от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии.

Лекарственная аддикция. Лекарственная зависимость  — синдром, развивающийся при  употреблении психотропных веществ; характеризуется  патологической потребностью в приеме таких веществ для того, чтобы  избежать развития абстиненции или психических нарушений и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении их приема либо при введении антагонистов этих веществ.

Табакокурение. Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании, охватывающий большое количество людей и являющийся поэтому бытовой наркоманией. Дымящаяся сигарета доставляет привычному курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в курении после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Некоторое значение имеют вид красиво раскрашенной коробки, изящная упаковка, манера закуривания, манерное выдыхание дыма. Эти элементы кокетства и дополнительные черты индивидуальности особенно значимы для женщин.

Игровые аддикции. Игровую аддикцию по-другому называют гэмблингом (от англ. gambling - играние). К  этому виду аддикций относятся такие  зависимости как зависимость  от казино, карт, игровых автоматов, других азартных игр. Также сюда относятся и зависимости от компьютерных игр.

Трудоголизм. Трудоголизм, в отличие от многих видов других зависимостей, является социально-одобряемой аддикцией. Но на самом деле трудоголик - это личность с определенными  психологическими проблемами. Трудоголиком может стать и лентяй, дни и ночи отсиживающий на работе во время домашних неурядиц. Источником психологического дискомфорта, психологической травмы чаще всего бывает реально пережитый или мнимый страх: боязнь неудачи, страх перед одиночеством или, напротив, боязнь общения. Очень часто трудоголизм - страх перед постоянным напряжением в личной жизни, результат не сложившихся (или утраченных) отношений с детьми, разочарование в близком человеке. Работа становится своего рода заслоном, психологической защитой, щитом, отражающим отрицательные эмоции. Трудоголизм - социально приемлемая форма бегства от проблем.

Компьютерная  аддикция. О компьютерной зависимости  заговорили совсем недавно и очень  многие научные деятели в штыки  воспринимают версии о существовании подобных аддикций. Тем не менее, ее проявления все чаще и чаще встречаются в окружающем нас мире.

Секс-аддикции. Довольно сложная по структуре зависимость. С одной стороны здесь довольно сложно проследить грань между естественным физиологическим процессом и зависимым поведением, с другой стороны сложно различить любовь и сэкс.

Пищевые зависимости. К этому виду аддикций относятся  такие психические расстройства как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи). Пищевая зависимость - это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психологическое  консультирование компьютерной  зависимости

2.1. Компьютерная зависимость – как аддиктивная зависимость

 

Научно-технический  прогресс, набравший к концу минувшего столетия невероятную скорость, стал очевидной и закономерной базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей. Сфера компьютерных сетей развивается быстро и стабильно, постоянно предлагая потребителям свои усовершенствования и новые программы.

В настоящий момент компьютер  – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Недочеты в этих сферах не допускаются (как, в прочем, и в других), а если вдруг происходят, то исправляются непомерно дорогой ценой. Но даже не этим ограничивается зависимость человека от компьютера.

Итак, компьютер. Этот предмет  сравнительно недавно вошел в  нашу жизнь и закрепился в ней  навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится  без компьютерных технологий. С одной  стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят  подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным украинских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в  любом возрасте, но наиболее подверженными  этому являются подростки.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также  может послужить поводом для  ухода в другую реальность, где  нет никаких проблем. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем  повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный  мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие  и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Понятно, что  люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

-когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

-если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

-ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

-ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

-подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

-сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

-чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами; прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

-когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

-происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

-ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

-он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы  пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток  и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Формирование  компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно  выделить стадии формирования данной зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1. Стадия легкой увлеченности

После того как  ребенок впервые поиграл в  компьютерную игру, ему начинает нравиться  сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок  начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

Информация о работе Психологическое консультирование компьютерной зависимости