Психологическое сопровождение отбора в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.
Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:
он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....…………..3
Глава I Теоретические основы спортивного отбора……………………...……….6
1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11
1.3. Место психологического компонента
в системе организации спортивного отбора…………………………….....15
Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19
Глава II Психологическое сопровождение отбора в спорте……………………..21
2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21
2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23
2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора
в спорте……………………………………………...…………..……………27
Вывод по главе 2……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….…33
Литература………………………………………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

Психологические отборы в спорте 2.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

                                          Оглавление

 

 

 

Введение……………………………………………………………….....…………..3

Глава I Теоретические основы спортивного  отбора……………………...……….6

   1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6

   1.2.  Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11

   1.3. Место психологического компонента

          в системе организации спортивного отбора…………………………….....15

Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19

Глава II Психологическое сопровождение  отбора в спорте……………………..21

   2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21

   2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23

   2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора

          в спорте……………………………………………...…………..……………27

Вывод по главе 2……………………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….…33

Литература………………………………………………………………………..…35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

С каждым годом государство  все больше внимания уделяет развитию массового спорта и спорта высших достижений в стране. Одним из важных аспектов совершенствования подготовки спортсменов является разработка комплексной системы отбора, необходимым компонентом которой является психологический отбор.

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного  спортсмена в определенном виде спорта.

Актуальность темы исследования заключается в том, что рациональная система психологического отбора позволяет  правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками.

Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава, но и к определенным моральным потерям - психическим травмам.

В основе психологического отбора лежит глубокое и всестороннее изучение личности ученика, выявление его психологических особенностей, оценка типологических свойств нервной системы и уровня развития физических качеств. Решение этих задач «со многими неизвестными» - индивидуализированный, сложный и длительный процесс.

Проблема отбора должна обязательно рассматриваться с  позиции комплексной оценки физических, функциональных и психологических  особенностей будущего спортсмена, так как это позволит правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками. Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств. И сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на достаточно хорошем уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств – это задача психологического отбора и спортивной профориентации. Психологический отбор выявляет состояние, степень развития тех психических качеств и способностей личности, которые соответствуют требованиям профессии и благоприятствуют успешному овладению ею.

Объект исследования: профессиональный психологический отбор.

Предмет исследования: профессионально  важные качества.

Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.

Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:

  1. он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
  2. соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
  3. грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора        в спорте.

Задачи заключаются в следующем:

1. Рассмотреть проблемы спортивного отбора и спортивной ориентации;

2. Изучить классификацию форм отбора и спортивной ориентации;

3. Раскрыть место психологического компонента в системе организации спортивного отбора;

4. Исследовать психологические критерии спортивного отбора;

5. Проанализировать этапы и принципы психологического отбора;

6. изучить комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.

Методологической основой  исследования послужили труды следующих авторов, таких как: Барчуков И. С, опубликовавший более 450 учебных и научных работ в области физической культуры и спорта, в которых рассматриваются теория и методика физического воспитания, система физической культуры и спорта России, организация и проведение обучения физическим упражнениям, особенности физического воспитания юношей и девушек, проблемы тренировки спортсменов и д. р. , Горбунов Г. Д., который занимался вопросом содержания психологического обеспечения подготовки спортсмена, рассмотрел особенности спортивного характера и пути его совершенствования., Железняк Ю. Д., область научных исследований которого составляют два направления: «Подготовка спортивных резервов, физическое воспитание школьников»; «Подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе педагогических вузов», Ильин Е. П., занимавшийся такими вопросами: как индивидно-личностные и типические особенности человека влияют на выбор вида деятельности и ее эффективность, как специфика деятельности влияет на формирование личностных черт и особенностей поведения профессионала; а также, Караулова Л. К., Кузнецов В. С., Ложкин Г. В., Родионов А. В., Холодов Ж. К., Хозиев В. Б., Шебеко В. Н. изучавшие основные вопросы психологии и педагогики физической культуры и спорта.

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические  основы спортивного отбора

1.1. Проблема  спортивного отбора и спортивной ориентации

 

Рост результатов в  спорте зависит, как известно, от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного спортивного отбора. Если решение большинства этих задач в значительной мере определяется социальными, экономическими и организационными вопросами, спортивный отбор - это проблема научного исследования, проблема научного поиска.

Устойчивый интерес  к занятиям спортом у, детей и  подростков в значительной степени определяется правильностью выбора спортивной специализации, что, в свою очередь, зависит от соответствия индивидуальных особенностей специфике вида спорта. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта,- задача спортивного отбора.

Спортивный отбор —  это комплекс мероприятий, позволяющих  определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или  иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень  развития физических качеств, координационных  способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма и состояние здоровья спортсмена.

С помощью психологических  методов определяются способности  психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социалогические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

В отборе способных спортсменов  в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные ступени. На первой из них -предварительной - выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных и психических особенностей. Отбор на второй - промежуточной - ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней спортивной подготовки. Третья - заключительная - ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется отбор наиболее пригодных для него людей. Поэтому понятия «спортивный отбор» и «спортивная ориентация» необходимо различать.

Конечно, нельзя считать  реальной задачу разработать безошибочные методы отбора, например будущих чемпионов олимпийских игр, так как формирование любого таланта зависит от огромного количества факторов, перечислить которые просто невозможно, но все же человек в силу своих анатомических, физиологических и психологических особенностей всегда наилучшим образом приспосабливается к определенному виду деятельности1.

Логика постановки проблемы отбора в спорте такова: у разных людей при относительно одинаковых тренировочных возможностях степень тренируемости двигательных качеств различна. По-видимому, не всякий может добиться выдающихся спортивных результатов. Выдающееся спортивное достижение-это результат не только упорных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен.

Современное мастерство требует длительной подготовки - 5, 6 и более лет. Начинать тренироваться нужно в 10-12 или даже в 5-6 лет. Поэтому самая большая сложность заключается в умении разглядеть в ребенке то, что ему понадобится для победы, когда он будет взрослым2.

К сожалению, критериев оценки перспективности спортсмена, только что приступившего к занятиям, пока немного; обидно и то, что опыт тренеров, их интуиция не обобщаются достаточно широко. Пока мало разработаны модельные характеристики «идеальных типов» в отдельных видах спорта.

Высоких результатов  в спорте можно добиться лишь при наличии определенных способностей, но до сих пор, к сожалению, мало известно о том, как развиваются и формируются способности и какими научными критериями можно определить одаренность в той или другой двигательной деятельности. Здесь необходимо выделить комплекс свойств и качеств, который обеспечивает успех в спортивной деятельности. Доказано, например, что дети, имеющие преимущество в росте, сохраняют его и в последующие годы. Но не всем показателям можно приписывать такую прогностическую значимость. Для ребенка в период роста и развития характерны большие компенсаторные возможности, необычная пластичность и приспособляемость различных двигательных и психических функций. Если тренер, например, отобрал группу детей опираясь только на свой опыт и интуицию, он мог отобрать не обязательно способных, а лишь умеющий что-то делать, уже знакомых с предложенной задачей.

Как всякое сложное явление, формирование способностей имеет устойчивую, вероятностную и случайную составляющие. Случайная составляющая не поддается никаким прогнозам, вероятностную можно предполагать, а детерминированную (устойчивую) легче других предсказать.

Легко поддаются целенаправленному воздействию такие свойства личности, как морально-волевые качества, целенаправленность, трудолюбие, чувство долга, ответственность; относительно стабильны-эмоциональная устойчивость, самообладание, психическая выносливость, переключение внимания.

Проблема спортивного  отбора тесно связана с ростом массовости в спорте. Уменьшение массовости в спорте - следствие чаще всего неправильного выбора спортивной специализации. При опросе школьников 10-18 лет выяснилось, что выбор спортивной специализации происходит нередко случайно3. Если учесть, что в ДЮСШ страны могут принять около 3 млн. детей и подростков, а остальные 45-50 млн. школьников должны заниматься любимым видом спорта в школе на внеурочных занятиях, то нельзя не допустить, что вполне возможны определенные потери того огромного резерва для большого спорта, каким обладает массовый спорт. В первые годы занятий многие юные спортсмены выбывают из ДЮСШ. Очень частая причина отсева - несоответствие данных спортсмена специфике вида спорта. Отсев при отборе-это реальное явление на всех этапах подготовки спортсменов высокого класса.

Следует отметить, что  методы «отбракования» подростков могут дать и нежелательные последствия, поэтому при начальном отборе нужно вести поиск не талантов для отдельного вида спорта, а поиск и отбор вообще моторно одаренных детей. Не каждому тренеру дано воспитать классного спортсмена: кто-то может обучать, кто-то тренировать, но несомненно, что детскому спорту нужны люди, которые занимались бы только отбором. К сожалению, в практике ДЮСШ отсутствуют четкие представления о научно обоснованных приемах определения перспективности юных спортсменов. Критериев такой оценки иногда просто нет.

Не имея специальной  подготовки в вопросах отбора, многие медики, учителя физическое культуры и тренеры скептически смотрят на возможности отбора и ориентации юных спортсменов. Среди специалистов бытует мнение, что даже приблизительно невозможно увидеть что-либо определенное в подростке 10-11 лет, а тем более прогнозировать его успехи в спорте. Конечно, эта проблема очень сложная. Она усугубляется еще и тем, что интересы и склонности у детей этого возраста неустойчивы. Но такой пессимизм в общем не оправдан4.

Проблема отбора в спорте, особенно отбора детей, еще ждет своих исследователей», поскольку пока нет научно обоснованной системы спортивного отбора и ориентации ни в нашей стране, ни за рубежом. В некоторых руководствах, правда, можно найти такие термины, как «индексы одаренности в спорте», «тесты моторного таланта» и т.д., но, как правило, ничего кроме обычных физических упражнений они не содержат.

Информация о работе Психологическое сопровождение отбора в спорте