Психологическое сопровождение отбора в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.
Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:
он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....…………..3
Глава I Теоретические основы спортивного отбора……………………...……….6
1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11
1.3. Место психологического компонента
в системе организации спортивного отбора…………………………….....15
Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19
Глава II Психологическое сопровождение отбора в спорте……………………..21
2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21
2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23
2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора
в спорте……………………………………………...…………..……………27
Вывод по главе 2……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….…33
Литература………………………………………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

Психологические отборы в спорте 2.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочно повлиять на психическое состояние спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Вывод по главе 2

 

Таким образом, необходимость отбора обусловлена тем, что: период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет); индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).

Цель отбора – выявление  таких спортсменов, у которых  процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие: принцип системности; принцип научной обоснованности; принцип комплексности; принцип пролонгированного динамического отбора; принцип педагогической ценности; принцип адаптивности критериев отбора; принцип гуманизма; принцип актуальности; принцип практической полезности.

В систему психологического отбора входит четыре этапа: формирование целевых признаков; выбор прогностических признаков построение модели отбора; практика спортивного отбора.

После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы: абсолютно пригодные; условно пригодные; непригодные.

Наличие промежуточной  группы связано с тем, что не всегда можно сделать однозначный вывод о пригодности спортсмена. Граничные пороги определяются исходя из требований отбора: отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных спортсменов и т.д.

Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но он считается достаточно эффективным и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

Любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно психолог знает, как сделать работу психики более эффективной.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует  определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на очень  близком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Для ДЮСША помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации.

Подготовка спортсменов  осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко  выдающийся спортсмен является обладателем  уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его  соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога.

История спорта знает  немало примеров, когда вовремя сказанное  слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.

В профессиональной карьере  любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.

Проблема отбора связана с решением четырех задач:

Определение модельных  характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к  психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.

Прогнозирование – одна из самых актуальных проблем в  спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.

Повышение эффективности  отбора, что непосредственно связано  с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.

Улучшение организации  отбора (обычно отбор и спортивная ориентация проводятся в течение  ряда лет на нескольких этапах, так как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном процессе и, во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей реальной обстановке со всеми возможными усложненными ситуациями, включая экстремальные условия).

Педагогу в своей  практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями  отбора и решать все вышеназванные  задачи. Если мысленно представить  все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением вышеназванных задач.

 

                                          Литература

 

  1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: КноРус, 2012. – 368с.
  2. Горбунов Г. Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта – М.: Академия, 2010. – 256с.
  3. Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" – М.: Академия, 2010. – 272с.
  4. Ильин Е. П. Психология спорта – СПб.: Питер, 2012. – 352с.
  5. Караулова Л. К., Красноперова Н. А., Расулов М. М. Физиология физического воспитания и спорта – М.: Академия, 2012. – 304с.
  6. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры – М.: Академия, 2012. – 416с.
  7. Ложкин Г. В. Психология спорта. Схемы, комментарии, практикум – К.: Освита Украины, 2011. – 484с.
  8. Родионов А. В. Психология физической культуры и спорта – М.: Академия, 2010. – 368с.
  9. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта – М.: Академия, 2012. – 480с.
  10. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии – М.: Академия, 2010. – 272с.
  11. Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Вышэйшая школа, 2010. – 288с.

 

 

Гогунов Е.Н., Мартьянов  Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

 

 Основы теории и  методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

 

 Теория и методики  физического воспитания: Учеб. Для  студентов фак. Физ. Культуры  пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ.  Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю.  А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

 

 Матвеев Л. П.  Основы общей теории спорта  и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

 

1 Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Вышэйшая школа, 2010. – 288с.

2 Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" – М.: Академия, 2010. – 272с.

3 Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры – М.: Академия, 2012. – 416с.

 

4 Караулова Л. К., Красноперова Н. А., Расулов М. М. Физиология физического воспитания и спорта – М.: Академия, 2012. – 304с.

5 Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: КноРус, 2012. – 368с.

 

6 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта – М.: Академия, 2012. – 480с.

7 Ложкин Г. В. Психология спорта. Схемы, комментарии, практикум – К.: Освита Украины, 2011. – 484ñ.




Информация о работе Психологическое сопровождение отбора в спорте