Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа
Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.
Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:
он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.
Введение……………………………………………………………….....…………..3
Глава I Теоретические основы спортивного отбора……………………...……….6
1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11
1.3. Место психологического компонента
в системе организации спортивного отбора…………………………….....15
Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19
Глава II Психологическое сопровождение отбора в спорте……………………..21
2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21
2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23
2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора
в спорте……………………………………………...…………..……………27
Вывод по главе 2……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….…33
Литература………………………………………………………………………..…35
Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочно повлиять на психическое состояние спортсмена.
Таким образом, необходимость отбора обусловлена тем, что: период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет); индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).
Цель отбора – выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие: принцип системности; принцип научной обоснованности; принцип комплексности; принцип пролонгированного динамического отбора; принцип педагогической ценности; принцип адаптивности критериев отбора; принцип гуманизма; принцип актуальности; принцип практической полезности.
В систему психологического отбора входит четыре этапа: формирование целевых признаков; выбор прогностических признаков построение модели отбора; практика спортивного отбора.
После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы: абсолютно пригодные; условно пригодные; непригодные.
Наличие промежуточной группы связано с тем, что не всегда можно сделать однозначный вывод о пригодности спортсмена. Граничные пороги определяются исходя из требований отбора: отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных спортсменов и т.д.
Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но он считается достаточно эффективным и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.
Любая задача человеческой деятельности, в том числе и в спорте, содержит психологический компонент, а именно психолог знает, как сделать работу психики более эффективной.
Каждый вид спорта
для успешных выступлений требует
определенного состояния
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.
В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога.
История спорта знает немало примеров, когда вовремя сказанное слово, пауза, жест и т.п. решали судьбу упорного противоборства. В спортивной психологии для такой деятельности есть специальное название - секундирование, которое пришло из дуэльного прошлого. Поэтому спортивный психолог - это именно тот человек, который может самостоятельно, с помощью тренера или товарищей по команде оказать небольшое, но решающее воздействие на психику спортсмена.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.
Проблема отбора связана с решением четырех задач:
Определение модельных характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.
Прогнозирование – одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.
Улучшение организации отбора (обычно отбор и спортивная ориентация проводятся в течение ряда лет на нескольких этапах, так как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном процессе и, во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей реальной обстановке со всеми возможными усложненными ситуациями, включая экстремальные условия).
Педагогу в своей
практической деятельности приходится
сталкиваться со всеми разновидностями
отбора и решать все вышеназванные
задачи. Если мысленно представить
все временные этапы
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
Матвеев Л. П.
Основы общей теории спорта
и системы подготовки
1 Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Вышэйшая школа, 2010. – 288с.
2 Железняк Ю. Д., Минбулатов В. М., Кулишенко И. В., Крякина Е. В. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" – М.: Академия, 2010. – 272с.
3 Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры – М.: Академия, 2012. – 416с.
4 Караулова Л. К., Красноперова Н. А., Расулов М. М. Физиология физического воспитания и спорта – М.: Академия, 2012. – 304с.
5 Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: КноРус, 2012. – 368с.
6 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта – М.: Академия, 2012. – 480с.
7 Ложкин Г. В. Психология спорта. Схемы, комментарии, практикум – К.: Освита Украины, 2011. – 484ñ.
Информация о работе Психологическое сопровождение отбора в спорте