Психологическое сопровождение отбора в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.
Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:
он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....…………..3
Глава I Теоретические основы спортивного отбора……………………...……….6
1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11
1.3. Место психологического компонента
в системе организации спортивного отбора…………………………….....15
Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19
Глава II Психологическое сопровождение отбора в спорте……………………..21
2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21
2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23
2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора
в спорте……………………………………………...…………..……………27
Вывод по главе 2……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….…33
Литература………………………………………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

Психологические отборы в спорте 2.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

В целом, несмотря на многочисленные имеющие данные, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно - обоснованные методы отбора «спортивных» детей в спортивную детско-юношескую школу, а также прогнозирование их будущих результатов становится важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса. Эта проблема  -  комплексная, она требует усилий многих специалистов. Ее необходимо решать, объединив усилия ученых, тренеров и педагогов.

 

  1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации

 

В связи с тем, что  отбор и ориентация в качестве одной из основных процедур включает в себя прогнозирование, к ним можно применить классификацию прогнозов. Это позволит использовать несколько десятков различных классификационных оснований.

Отбор, ориентация, переориентация, распределение. Отбор и ориентацию мы будем понимать традиционно. При отборе определяется «пригоден ли человек к определенной деятельности» (отбор без конкурса) или «кто из претендентов, кандидатов наиболее пригоден к данной деятельности» (отбор с конкурсом). Второй вариант осуществляется, когда конкурс в деятельности больше единицы. Первый вариант реализуется, когда, во-первых, нет конкурса, а во-вторых, когда вид деятельности, для которого осуществляется отбор,  относится к группе так называемых «абсолютных» профессии. Ориентация определяет, какая деятельность наиболее пригодна для человека.

В литературе отмечается, что в ряде видов спорта многие известные спортсмены до «своего» вида серьезно занимались одним или нескольким другими видами. Можно утверждать, что сегодня в спорте имеется  массовая смена специализаций. Назовем это явление переориентацией спортсменов, хотя в отдельных случаях сути дела больше соответствовали бы термины «переотбор» или «вторичный отбор»5.

Существование переориентации можно оценить двояко. С одной стороны, это отрицательное явление, подтверждающее тот факт, что ориентация работает крайне плохо. Либо то, что спортивная тренировка еще крайне плохо индивидуализирована, т.к. спортсменам приходится искать самим наиболее подходящий для них вид спорта (тренировку). С другой стороны переориентация может иметь в основании объективные, вполне закономерные и в этом смысле имеющие право на существование факторы. Так, например, можно предположить, что в видах спорта, связанных с проявлением выносливости, в которых применяется длительные, монотонные тренировки,  спортсмены пресыщаются этими тренировками. А при переходе в другой, но близкий вид спорта они, находясь уже на достаточно высоком уровне функциональной (спортивной) подготовленности, становятся способными продолжать такую тренировку. Это переход может быть вызван не только пресыщением, но и многими другими причинами (переезд, закрытие спортшколы, уход тренера и т.д.).

Естественный и искусственный  отбор и ориентация. Отбор и  ориентацию людей трудно разделить  на естественные и искусственные, хотя такое разделении удобно для работы. Относительно живой природы, разделение отбора на искусственный и естественный делается на основе того, кто производит отбор: человек или сама природа. Способность и пригодность людей всегда определяется только людьми. Поэтому для подобного разделения остаётся только один критерий – осознанность отбора тем, кто его производит. Если отбор и ориентация производятся осознанно и специально организованы, то их можно назвать искусственными. Если они не осознанны и специально не организованы, то их можно считать естественными.

Ряд авторов, таких как СВ. Брянкин, Д.Ж. Жданов, Б.Н. Шустин, пользуются разделением отбора на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Общего мнения о длительности каждой формы пока не существует. Аналогичная ситуация наблюдается и в прогностике, откуда по всей видимости и пришло подобное расчленение отбора6. Срок долгосрочного отбора и ориентации по можно ограничить тем наибольшим сроком жизни человека, который может интересовать исследователя. Для профессионального отбора наиболее подходящим для этого является срок, равный средней продолжительности трудовой жизни. Для спортивного отбора длительность этой формы можно ограничить средним временем, за которое спортсмены достигают своих максимальных результатов и могут их поддерживать (10-15 лет), т.е. сроком «спортивной жизни». Ориентацию видимо должна интересовать вся жизнь человека. Длительность среднесрочного отбора и ориентации целесообразно ограничить четырехлетие - сроком одного олимпийского цикла, а кратко-срочного - одним годом, который обычно соответствует одному спортивному сезону. Более краткосрочные виды отбора удобно выражать в точной временной терминологии (напр., двухмесячный, трехнедельный и т.д.). Конкретный и постоянный отбор и ориентация. Суть первой формы заключается в том, что известно время проведения определенного соревнования, к которому необходимо осуществить отбор или ориентацию. Во втором случае таких ограничений нет и необходимо постоянно добиваться успеха, в частности постоянно отбирать способных спортсменов. В существующей спортивной практике имеется потребность как в конкретном, так и в постоянном отборе. Несколько схематизируя, можно сказать, что для осуществления первой формы относительно больший вес имеет разработка конкретных инструментальных средств, методов и испытаний, их внедрение и т.д., а для второй - организационные разработки и их внедрение.

Отбор в индивидуальные виды и в командные (комплектование команд). Это разделение приводится здесь для того, чтобы подчеркнуть сложность комплектования команд, выступающих на соревновании как единое целое (гребля на многоместных лодках, командные гонки в велоспорте, футбол, баскетбол, хоккей и др.). Существующая практика показывает, что хуже всего поставлена именно эта форма отбора, особенно это, относится к командным играм. В командных циклических видах спорта есть возможность проверить спортсменов в индивидуальных номерах программы и сравнительно легко определить вклад каждого спортсмена (например, по скорости и расстоянию, пройденному в качестве лидера в велоспорте, по усилиям, длине и скорости гребка в гребле). Хотя и этого бывает недостаточно. В командных играх отбирают каждого игрока отдельно, а результат игры принадлежит команде и вклад каждого игрока определить невозможно. Иначе говоря, основная причина трудности отбора в командных играх – отсутствие результативных индивидуальных показателей.

Отсев и выбор. Отсев - это отбор и ориентация желающих заниматься определенной деятельностью. Выбор - это отбор и ориентация людей, не имеющих определенного  желания заниматься этой деятельностью. После выбора обычно необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у человека желание заниматься этой деятельностью, хотя, конечно, иногда включение человека в какую-то деятельность может происходить независимо от его желания.

Эти формы тесно связаны  с конкурсом в деятельности. В  спорте отбор в секции футбола, фигурного  катания обычно проводится в форме  отсева, т.к. конкурс здесь больше единицы. В фигурном катании существуют даже платные группы, где дети готовятся  к приемным экзаменам (отбору) в спортивные группы. А в циклических видах спорта, связанны с проявлением выносливости (лыжи, гребля, бег), особенно в крупных городах, где часто конкурс меньше единицы, приходится использовать отбор в форме выбора: тренеры идут в школы, просматривают ребят, а затем - приглашают их в секции. Аналогичная ситуация существует и в профессиональной сфере. Отбор в форме отсева в вузы резко отличается от отбора в форме выбора во многие профессии сферы материального производства. Но отсев нельзя отождествлять с наличием большого конкурса, а выбор - с отсутствием такового. Даже при наличии конкурса больше единицы, часто приходится производить выбор среди «не подавших заявления». Выбор имеет одно неоспоримое преимущество перед отсевом. Он является этически более желательной формой отбора.

В литературе можно найти  несколько высказываний, в которых  утверждается необходимость и полезность выбора из числа уже занимающихся другими видами спорта (переориентация). Но пока кроме общего положения о том, что это должны быть родственные, близкие виды спорта (в основном циклические) ничего иного не предлагается. Кроме чисто «технических» проблем, выбор, среди уже занимающихся другими видами спорта, очень сложен с этической стороны. Эта трудность не может быть видимо решена как «техническая», т.е. за счет описания средств, методов, стандартов и т.д., а только за счет воспитания отборщиков и ориентаторщиков.

Различные формы отбора и ориентации в зависимости от применяемых средств и методов. Здесь в первую очередь надо назвать соревновательный, тренировочный, с помощью испытаний, тестовый, формальный и комплексный отбор и ориентацию. Та или иная форма проявляется в зависимости от того, что используется в качестве основного средства оценки способностей спортсмена. Уточним три из названных форм. Проводить отбор и ориентацию с помощью испытаний, тестов, т.е. оценивать способности спортсмена с помощью упражнений, входящих в тренировку (различные смежные виды, дистанции, упражнения по ОФП). Отбор и ориентация на основе обследований – это оценка способностей с помощью упражнений, не входящих в тренировку, с помощью различного рода физиологических, психологических и т.п. средств. И наконец, формальный – это отбор и ориентация на основании тех ограничений, которые имеются в положениях о соревнованиях (гражданство, возраст, место жительства и работы, принадлежность к спортивной организации и т.д.).

Отбор и ориентацию можно  классифицировать и в зависимости  от других особенностей применяемых  оценочных средств. Например, в зависимости от применяемых методов прогноза способностей или принадлежности средств к тому или иному научному предмету (медицинский, психологический, анатомический и т.д.).

 

1.3. Место психологического  компонента в системе организации спортивного отбора

 

Важная роль в подготовке квалифицированных спортсменов принадлежит эффективной системе отбора, которая представляет собой организационно-методические мероприятия комплексного характера, включающие педагогические, медико-биологические, социологические и психологические методы исследований, на основе которых выявляются задатки и способности индивида, в наибольшей мере соответствующие требованиям того или иного вида спорта. Спортивный отбор -  длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

Педагогические методы исследования позволяют оценивать уровень  развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На основе применения медико-биологических  методов исследования выявляются морфофункциональные  особенности, уровень физического  развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена, оказывающие влияния на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы исследования позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким достижением в спорте.

Для спортивного отбора и успешной ориентации немаловажное значение играют наследственные и приобретенные  свойства и особенности организма, влияния которых нельзя не учитывать  для достижения высокого спортивного  результата.

Психологические методы позволяют оценить индивидуальные психологические особенности человека.

Способный спортсмен  отличается комплексом физических и  психических качеств, высокий уровень  которых определяет эффективность  спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной эффективности этих действий

При всем многообразии приведенных  здесь компонентов пригодности  можно выделить ведущие, которые  относятся к направленности личности, волевым качествам, эмоциональной  устойчивости и наконец, к психическим  качествам. Аналогичную систему составляют и признаки профессиональной пригодности спортсмена высокого класса. Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.

Поэтому, оценка личностных и психических качеств спортсмена имеет  особое значение. При этом, оценивают устойчивость к стрессовым, ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролировать усилия, темп, скорость, направление движений, распределение силы в соревнованиях, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников. Выдающихся спортсменов, как правило, характеризует умение вести активную борьбу в ответственейших соревнованиях, с наибольшей конкуренцией. Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев оценки перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах более высокие результаты, чем в предварительных. Практика показывает, что психическая устойчивость, способность предельно мобилизоваться в экстремальных условиях ответственных соревнований во многом обусловлены природными задатками и совершенствуются с большим трудом.

Психологический отбор  в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической надежности является одним из фактов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим  фактором отбора.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что для спортивного отбора центральным является психологический аспект, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 1

Информация о работе Психологическое сопровождение отбора в спорте