Психологическое сопровождение отбора в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования раскрыть сущность и методы психологического отбора в спорте.
Гипотеза: психологический отбор в спорте будет эффективным если:
он строится на основе диагностики способности личности к спортивной деятельности и определенному виду спорта ;
соблюдаются все этапы и принципы спортивного отбора;
грамотно организован весь комплекс мероприятий по организации психологического отбора в спорте.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....…………..3
Глава I Теоретические основы спортивного отбора……………………...……….6
1.1. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации………………....6
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации………………11
1.3. Место психологического компонента
в системе организации спортивного отбора…………………………….....15
Вывод по главе 1………………………………………………………………..…..19
Глава II Психологическое сопровождение отбора в спорте……………………..21
2.1. Психологические критерии спортивного отбора………….………………21
2.2. Этапы и принципы психологического отбора……………………………..23
2.3.Комплекс мероприятий по организации психологического отбора
в спорте……………………………………………...…………..……………27
Вывод по главе 2……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….…33
Литература………………………………………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

Психологические отборы в спорте 2.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в настоящее время, проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей, как самостоятельное направление, находится в стадии постоянного поиска и совершенствования и дальнейших разработок. Эта проблема  -  комплексная, она требует усилий многих специалистов. Ее необходимо решать, объединив усилия ученых, тренеров и педагогов.

Также, на сегодняшний  день, актуальной проблемой является классификация различных форм отбора и спортивной ориентации. Существует несколько десятков различных классификационных оснований, на основе которых, выделены следующие формы: отбор, ориентация, переориентация, распределение; естественный и искусственный отбор и ориентация; долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный отбор; отбор в индивидуальные виды и в командные; отсев и выбор и др.

Спортивный отбор -  длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным  лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования, педагогических, медико-биологических, социологических и психологических.

Особое значение имеет  оценка личностных и психических  качеств спортсмена, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

Научно - обоснованные методы отбора «спортивных» детей в спортивную детско-юношескую школу, а также  прогнозирование их будущих результатов  становится важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса. Одну из главных ролей в этом играет психологический отбор будущих чемпионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психологическое основы отбора в спорте

2.1. Методологические принципы психологического отбора в спорте

 

Как утверждает В. М. Мельников [ ] основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:

  1. Принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.
  2. Принцип научной обоснованности. Правила отбора, сформулированные для конкретного вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.
  3. Принцип комплексности. Отбор в спорте – проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего комплекса информации.
  4. Принцип пролонгированного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики важных для спортивной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.
  5. Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований: целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.
  6. Принцип адаптивности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или понизить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.
  7. Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.
  8. Принцип актуальности. Разработка системы психологического отбора необходима и целесообразна, потому что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.
  9. Принцип практической полезности. Мероприятия по психологическому отбору должны быть рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными (своевременная выдача психодиагностического заключения).

 

                    2.2. Система психологического отбора спортсменов

 

Разработка системы  психологического отбора, опираясь на соответствующие закономерности теории спортивной тренировки, включает в  себя четыре этапа: формирование целевых  критериев, выбор прогностических  критериев, построение модели отбора и практика спортивного отбора.

  1. Формирование целевых критериев.

При отборе спортсменов, по мнению специалистов, в качестве целевых критериев выступают  признаки успешности спортивной деятельности: соревновательные результаты различного уровня и результаты специальных испытаний и тестов, регистрирующих уровень развития различных систем организма.

Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные и субъективные.

  • Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта или через занятое место.
  • Субъективные - это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность.

Выбранные целевые критерии отбора должны пройти психометрическую процедуру оценки их валидности и  надёжности, т. к. цена ошибки в принятии решения о судьбе спортсмена очень  высока.

  1. Выбор прогностических критериев.

Прогностическими критериями являются результаты спортивной психодиагностики, по которым предсказывается - спортивная квалификация, пригодность к амплуа, уровень достижений, соревновательная устойчивость и надежность и другие спортивно-значимые целевые характеристики спортсмена.

Основная проблема прогнозирования  заключается в том, что достижение максимальных спортивных результатов  в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависят  от большого числа различных психофизиологических показателей и поиск информативных признаков превращается в самостоятельную задачу. Она решается в два этапа:

На первом этапе составляется психоспортограмма. Это психологическая характеристика конкретного вида спорта. Она подробно описывает специфические, характерные для вида спорта, психические нагрузки на спортсмена и детально, на уровне шкалирования устанавливает специфические требования к психике спортсмена.

 

Для составления психоспортограммы  исследуются: структура и характер спортивной деятельности, её специфические актуальные отрезки, анализируется нагрузка и условия её выполнения, описываются наиболее типичные тренировочные и соревновательные ситуации, составляется перечень типичных стресс-факторов.

 Требования к спортсмену, содержащиеся в психспортограмме, охватывают четыре уровня:

  • медицинские - состояние соматического здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным видом спорта.
  • физические - уровень общей и специальной физической подготовленности на определенном этапе отбора.
  • психофизиологические - требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств.
  • личностные и социально-психологические - требования к особенностям личности и межличностным отношениям спортсмена.

Выделенные требования служат основанием для выбора тестов и методов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, охватывающих возможно более полно профессионально-значимые для данного вида спорта качества психики. На основании этих требований создаются так называемые «батареи тестов» разной направленности, взаимодополняющие друг друга, что повышает надёжность прогноза.

На втором этапе выбора прогностических критериев осуществляется проверка их информативности. Как правило, это происходит при повторном, через определенные сроки, тестировании экспериментальных, рафинированных групп. Результаты тестирования подвергаются корреляционному анализу, регрессионному анализу, исследуется достоверность различия и вариативность признаков, определяются периоды времени, когда результаты неизменны и коррелируют их с критериями успешности. При значениях коэффициента корреляции больше 0,3 -0,4 тестовая батарея признается валидной и может использоваться в отборе.

  1. Построение модели отбора.

Надежное предсказание успешности спортивной деятельности возможно только с учетом одновременного воздействия различных факторов. В их числе множественные характеристики психики спортсмена. И чем больше в модели характеристик состояния систем, тем ниже эффективность вероятного прогнозирования.

Решение данной проблемы моделирования заключается в  объединении множества различных  характеристик психики спортсмена в одну или в небольшое число  интегральных характеристик психологической  пригодности спортсмена.

Исходя из задач спортивного  совершенствования и общей и специальной психологической подготовки, целесообразно разделять модели свойств личности спортсмена для психологического отбора на следующих уровнях:

- свойства личности (данная модель отражает наиболее консервативные качества индивида и служит целям долгосрочного прогноза).

- психические процессы и психомоторные качества (эти качества поддаются развитию, а модель отражает уровень психофизической подготовленности спортсмена на определенном этапе учебно-тренировочного процесса и служит целям среднесрочного прогноза).

- психические состояния  (данная модель отражает наиболее изменчивые и внешне зависимые свойства психики, а построение её сопряжено с большими теоретическими и методологическими трудностями связанными с объединением множества факторов - кроме количественных изменений в конкретный момент времени данная модель включает особенности предшествующей динамики состояния за некоторый промежуток времени, влияние биоритмов организма и личной мотивации. Это модель интегральной готовности к достижению максимального спортивного результата и она служит целям срочного прогноза).

 Разработка системы  психологического отбора и построения  моделей отбора завершается составлением  организационно-методических указаний  по его проведению.

  1. Практика психологического отбора

Проведение спортивного  отбора осуществляется с помощью  тестов, показатели которых вошли  в интегральную оценку психологической  пригодности спортсмена. В зависимости  от условий и используемых тестов форма обследования может быть индивидуальной или групповой. При проведении обследования соблюдаются два обязательных условия: мотивированность и стандартность.

Мотивированность выражается в том, чтобы обеспечить положительное  отношение и заинтересованность в результатах у обследуемых: непринужденная обстановка, хороший контакт между экспериментатором и испытуемым. Стандартность означает, что обстановка, внешние условия и методы проведения обследования должны быть совершенно одинаковыми во всех обследованиях. Опыт показывает, что даже небольшие изменения процедуры обследования могут повлиять на получаемые результаты.

После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей  пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы:

абсолютно пригодные;

условно пригодные;

непригодные.

Наличие промежуточной  группы связано с тем, что не всегда можно сделать однозначный вывод  о пригодности спортсмена. Граничные  пороги определяются исходя из требований отбора: отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных спортсменов и т.д.

Указанный подход к психологическому отбору не является единственным, но он считается достаточно эффективным  и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.

 

2.3. Комплекс мероприятий по организации психологического отбора

в спорте

 

Основу спортивной деятельности составляют две взаимосвязанные стороны: тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» относится в основном к тем психологическим основам, которые связаны с осуществлением тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности –  это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Рассмотрим схему психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнования, состоящую из четырех блоков (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Схема психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнования

 

Комплекс мероприятий  психологического обеспечения тренировки и соревнования условно делится на четыре составляющих компонента: психодиагностика, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием и поведением спортсмена.

Следует отметить, что эффективность психологического обеспечения тренировки и соревнования зависит от активного использования всех этих компонентов как единого целого, другими словами, от суммы данных компонентов (см. рис. 3):

Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий тем или иным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.

 

Рис. 3. Психологическое обеспечение спортивной тренировки и соревнования7

                                      

 

Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подготовка к конкретному соревнованию.

Информация о работе Психологическое сопровождение отбора в спорте