Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. исследовать виды памяти у младших школьников;
3. подобрать диагностические методики;
4. провести экспериментальное исследование различных видов памяти;
5. обобщить и проанализировать результаты исследования.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
1.1. Память в системе познавательной деятельности ……………………
1.2. Психолога–педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………….
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников…………………………………………….
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………..
2.2Результаты исследования и их анализ…………………………………
2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти…………….
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников …………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
Выводы по первой главе Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников……………………………………………. 2.1. Организация экспериментальной работы…………………………….. 2.2Результаты исследования и их анализ………………………………… 2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти……………. 2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников ……………………………………. Выводы по
второй главе………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников ……………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
6 9 9 14
18
23 24
24 25 30 39
41 42 43
|
Введение
Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти.
Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было, начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки коры мозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможность воспроизвести ее вновь.
У некоторых учащихся 2-3 классов наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а также неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие памяти, что является актуальной задачей.
Объект исследования: психика младших школьников.
Предмет исследования: уровень развития памяти у учащихся младших классов.
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
Гипотеза: предполагается, что систематическое использование на уроках специально подобранных упражнений, позволят повысить уровень развития памяти обучающихся младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Для достижения цели и решения
поставленных задач были
Работа происходила в два этапа:
1 этап- с октября 2011 года по март 2012 года - изучение и анализ литературных источниковпо различным аспектам исследуемой проблемы, определялась методика исследования. Результатом данного этапа явилось написание обзора литературы по исследуемому вопросу, формулировка цели, задач исследования, подбор методов. В соответствии с этим были сформулированы задачи и гипотеза исследования.
2 этап – с сентября 2012 по май2013 года - определение эффективности применения упражнений на развитие памяти младших школьников в общеобразовательной школе был проведен сравнительный педагогический эксперимент.
Эмпирическая база исследования: МКОУ «Перволебяжьевская ООШ».
В исследовании принимали участие учащиеся второго и третьего класса в количестве 20 человек, обучающиеся по программе «Перспективная начальная школа».
Теоретическая значимость работы состоит в изучении памяти младших школьников, проведённое теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительными информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса.
Практическая значимость: работы заключается в подборе методик и упражнений по развитию памяти младших школьников.
Глава 1. Память – психический познавательный процесс
Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.[29]
Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Это единый процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Единый не только потому, что мы нечто запоминаем, для того чтобы это впоследствии воспроизвести, сохранить в себе определенное чувство, но и потому, что о том, что запечатлелось, мы можем судить по тому, что так или иначе может быть воспроизведено. Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические устройства. Широта спектра использования понятия "память" требует от нас, прежде всего, выделения специфических признаков, которыми характеризуется память как психическая функция, как свойство психики. [16]
Память как психическая функция способна не только к запечатлению, хранению и воспроизведению информации о внешних воздействиях на носителя психической реальности, но она обладает способностью к запечатлению, хранению и воспроизведению своих собственных внутренних состояний. В этом смысле память представляет собой не просто отдельную психическую функцию наряду с другими, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом. Можно говорить о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об эмоциональной памяти, о памяти волевого усилия, о памяти творческого озарения. [18]
Таким образом, процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую, в том числе и управление конкретным исполнительным действием.[29]
По признаку наличия целей выделяют произвольную и непроизвольную память. Если при рассмотрении блоков запоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемических средствах, то говорят об опосредованном или непосредственном запоминании и воспроизведении. Если имеются в виду главным образом взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой, или активной и пассивной.
В отечественной психологии с 1960-х гг. изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнемической системы. А.А. Смирнов [32], рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А.Н. Леонтьевым [18] для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В. Я. Ляудис [21] показали, что в процессе развития памяти у детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризуются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания.[29]
П.И. Зинченко [12] провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели; фоновые раздражители запоминались хуже всего.
Автор исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.
Виды памяти дифференцируются в зависимости оттого, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Виды памяти дифференцируются
также и в зависимости от того,
как совершается запоминание. В
зависимости от характера деятельности,
в ходе которой совершается запоминани
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие движения. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы, письма и т. д. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки». [23]
Эмоциональная память - память на чувства. Раз человек способен бледнеть и краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз боится думать о давно пережитом несчастье, - значит, есть память на чувствования или - эмоциональная. Особенно она проявляется в человеческих отношениях. Она участвует в работе всех видов памяти. То, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок. [26]
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, вкусовой. [26]
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. [26]
Слуховая память- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки. [26]
Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти - они интенсивно развиваются в связи со специфическими видами деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д. [26]
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти обладают научные работники, преподаватели учебных заведений, юристы - люди, занимающиеся интеллектуальным трудом. [26]
Информация о работе Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе