Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. исследовать виды памяти у младших школьников;
3. подобрать диагностические методики;
4. провести экспериментальное исследование различных видов памяти;
5. обобщить и проанализировать результаты исследования.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
1.1. Память в системе познавательной деятельности ……………………
1.2. Психолога–педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………….
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников…………………………………………….
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………..
2.2Результаты исследования и их анализ…………………………………
2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти…………….
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников …………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис 4. Динамика изменения уровня развития моторно- слуховой памяти учащихся.
В КГ прироста результата не выявлено, а в ЭГ прирост развития моторно–слуховой памяти увеличился с 72 %до 87,3%.
Рис 5. Динамика изменения уровня развития комбинированной памяти учащихся.
Сравнивая исходные и конечные данные развития комбинированной памяти, приходим к выводу, что средние показатели в контрольной группе улучшились на 2%, в экспериментальной группе на 12 %.
Рис 6. Динамика изменения уровня развития смысловой памяти учащихся.
Полученные итоговые данные учащихся в развитии смысловой памяти, свидетельствуют о положительных сдвигах, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, так в КГ средний результат повысился на 5%, в ЭГ на 14%.
Рис 6. Динамика изменения уровня развития механической памяти учащихся.
Сравнивая исходные и конечные данные развития механической памяти, приходим к выводу, что средние показатели в контрольной группе улучшились на 2,7 %, в экспериментальной группе на 15,1%.
Таким образом контрольный эксперимент показал положительную динамику при развитии памяти, при систематическом использовании развивающих упражнений.
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников
1. Память можно и нужно развивать.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани («мнема»). Такую память называют природной (или механической, непосредственной).
Каждый ребёнок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счёт разнообразных приёмов запоминания, способов обработки информации.
Культурную память можно развивать в течении всей жизни, формируя способы запоминания.
2.Способы помощи ребёнку с учётом недостатков памяти.
Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить , какой вид памяти у ребёнка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребёнок читал вслух материал, подлежащий запоминанию.
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребёнку кратко записывать материал, который нужно запомнить.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребёнка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.
В тех же случаях, когда
требуется дословное
3.Способы развития памяти с помощью мнемических приёмов.
Группировка материала: изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделён подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации: полезно учить ребёнка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ: ребёнок для запоминания фразы или слова, делает какой-нибудь как можно более простой и схематичный рисунок.
Опорные пункты: в качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Опорные пункты составляют своего рода план для припоминания.
Структурирование материала: при структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.
Выводы по второй главе
1. В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена динамика изменения памяти младших школьников. В экспериментальной группе показатели развития памяти значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.
2. В ходе исследования были подобраны упражнения и игры для развития памяти, используемые на уроках в общеобразовательной школе.
3. Данные упражнения применялись в системе ежедневно. И в результате вторичной диагностики практическое применение упражнений подтвердило гипотезу.
Заключение
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М.Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.
Итак, по проблеме развития памяти младших школьников, мною были проведены методики и упражнения, с помощью которых решены поставленные задачи и достигнута цель выпускной квалификационной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы. Вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
Список использованных источников
Монографическая и учебная литература
Периодическая литература
31. Вавилова, М. А. Учим быть ребенка внимательным [Текст] / М. А. Вавилова // Начальная кола: научно-методический журнал.- 2012 №5.-с.14-15.
32. Громов В. В. Память – как психологический процесс [Текст] / В. В. Громов // Начальная кола: научно-методический журнал.- 2011 №3.-с.10-12.
33. Давыдова, Е. С. Проблемы формирования памяти в процессе учебной деятельности [Текст] / Е. С. Давыдова // Школьный психолог: научно-методический журнал.- 2012 №1.-с.24-25.
34. Ершова, В. Д. Развитие слуховой памяти школьников [Текст] / В. Д. Ершова // Школьный психолог: научно-методический журнал.- 2010 №7.-с.4-6.
35. Жданов, А. Д. Коррекционные упражнения для развития памяти [Текст] / А. Д. Жданов //Мир психологии: научно-методический журнал.- 2013 №1.-с.6-8.
36. Чеботарева, Н.М. Развитие памяти школьников [Текст] / Н.М. Чеботарева// Школьный психолог: научно-методический журнал.- 2012 №4.-с.20-21.
Справочно-информационные материалы
37. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2001. - 8 электр. опт.дисков (СD-ROM).
38.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких [и др.]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.: ил.
Интернет – ресурсы
39. Калугина Н.И. Детская психология. - [Электронный ресурс] / Н.И. Калугина // Режим доступа: http://www.childpsy.ru, свободный.
40. Леонова И. Российское образование. - [Электронный ресурс] / И. Леонова //Режим доступа: http://www.edu.ru/ , свободный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра на слуховую память «Единственное и множественное число».
Диктовалось 12 слов в единственном числе, а дети должны были их сказать во множественном числе. После чего, дети записывали запомнившиеся им слова в единственном числе.
Игра на зрительную память: «Кто в чём одет?»
Выбирался водящий, который запоминал, в чём одеты его одноклассники. После он отворачивался, и ему задавались вопросы об одежде одноклассников. Если водящий допускал ошибку, его меняли на другого.
Игра на слуховую память: стих – вопрос «Кто живет…».
Был сочинен стих, в котором перечислялись имена и животные ребят, обладающих этими именами. Каждому выдавался лист с перечисленными в одной части именами, в другой – животными. Затем зачитывался стих, и после чего каждый отмечал соответствие имен и животных.
Игра на зрительную память: «16 кружков».
Перед детьми раскладывалось 16-ть кружков разного цвета в виде квадрата (4×4). Дети запоминали расположение кружков. После чего каждый по очереди отворачивался – менялось расположение кружков - ребенок поворачивался и должен был вернуть кружки в первоначальный порядок.
Игра на слуховую память: «Имена, предметы, блюда».
Дети по очереди называли свои любимые имена, школьные предметы, блюда и после чего, каждый должен был назвать, что нравится его однокласснику.
Игра на зрительную память: «Лица, лица».
Каждому выдавался лист с изображенными на нем очертаниями лиц (12 шт.). Затем детям показывали одно из очертаний в увеличенном виде, после чего они отмечали на своих листах это очертание.
Игра на зрительную память: «Пары».
Перед детьми раскладывалось 10-ть картинок (картинкой вниз), после чего каждый, по очереди, открывал две картинки. Если они совпадали, то оставались перевернутыми, если нет, то их переворачивали обратно и т.д. Самое главное – это запомнить где лежит та или иная картинка.
Непроизвольная- когда запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи запомнить.
Произвольная- когда процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.
ПРЛОЖЕНИЕ 2
Глоссарий
Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие движения.
Эмоциональная память - память на чувства.
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов.
Слуховая память- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти - они интенсивно развиваются в связи со специфическими видами деятельности.
Словесно - логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п.
Кратковременная память- это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память - это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти начинаются все ее процессы.
Информация о работе Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе