Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. исследовать виды памяти у младших школьников;
3. подобрать диагностические методики;
4. провести экспериментальное исследование различных видов памяти;
5. обобщить и проанализировать результаты исследования.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
1.1. Память в системе познавательной деятельности ……………………
1.2. Психолога–педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………….
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников…………………………………………….
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………..
2.2Результаты исследования и их анализ…………………………………
2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти…………….
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников …………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ход выполнения задания
Для исследования
были приготовлены два ряда
слов: в первом ряду между словами
существуют смысловые связи,
Испытуемым дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10 -15 секунд, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и интерпретация результатов
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результатызаносятся в таблицу.
Объем смысловой памяти |
Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а) |
Кол-во запомнившихся слов (б) |
Коэффициент смысловой памяти
100% |
Кол-во слов второго ряда (х) |
Кол-во запомнившихся слов (у) |
Коэффициент механической памяти
|
Таким образом, сопоставление результатов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.
Для оценки памяти учащихся необходимо измерить уровень развития у них слуховой, зрительной, моторно – слуховой, комбинированной, смысловой и механической памяти. Этих видов памяти достаточно чтобы судить о развитии памяти учеников.
Проведенные исследования показали, что на начальном этапе уровень развития памяти учащихся контрольной и экспериментальной группы существенно не различался.
Рис.1 Сравнительные показатели развития памяти ЭГ и КГ до эксперимента.
Таким образом проведенные исследования показали, что на начальном этапе уровень развития памяти учащихся контрольной и экспериментальной группы существенно не различался.
2.3.Коррекционная работа, направленная на развитие памяти
Для развития памяти на уроке математики мы проводили различные игры и упражнения (ПРИЛОЖЕНИЕ1).
"Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори".
Цель: развитие слуховой, кратковременной памяти.
Это упражнение проводилось на уроке математики на этапе устного счёта.
Детям называем числа в произвольном порядке, они должны их воспроизвести (или воспроизвести их в обратном порядке ).
6, 1, 8
8, 3, 4, 6
10, 15, 12, 14
25, 27, 29, 31, 33
"Назови отличия".
Цель: развитие зрительной памяти.
Учащимся дается 2 картинки, которые предъявляются последовательно.
Картинки отличаются деталями. Необходимо назвать отличия.
"Волшебный мешочек".
Цель: развитие тактильной памяти.
Тема: Геометрические фигуры.
Перед детьми мешочки с набором разных геометрических фигур.
Они выбирают из мешочка называемую педагогом фигуру
( , , , , ) и выкладывают ее на стол.
Следующее упражнение проводилось на уроке изобразительного искусства:
"Зрительный диктант".
Цель: развитие кратковременной памяти.
Детям предъявляется картинка с изображением геометрического узора, который они должны затем воспроизвести по памяти на листе бумаги.
Упражнения, которые проводились на уроке русского языка.
«Пять строк»
Цель: развитие ассоциативной памяти.
Учитель читает вслух пять строк по 2 слова в каждой, обращая внимание на логическую связь, которая существует между словами.
весна – ручей
мост – река
небо – облако
школа – учитель
медведь – лес
Прочитав вслух 5 строк, педагог предлагает учащимся тетради, в которых написаны лишь первые слова.
Дети должны написать в каждой строке вторые слова.
"Закончи предложение".
Цель: развитие смысловой памяти и активизацию словаря учащегося.
Игры проводимые на уроках «Учись учиться».
1. Игра "Фотоаппараты"
1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка
с любым изображением, они должны как
можно подробнее описать его.
2-ой вариант: на столе раскладываются
любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве
не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если
ребенок младше, то число предметов должно
быть меньше). Ребенку дается 30 секунд,
чтобы запомнить, что и где лежит. Затем
он отворачивается. Взрослый переставляет
предметы, либо что-то убирает совсем или
замещает на другой предмет. Ребенок должен
определить, что изменилось.
3-ий вариант: игра проводится с группой
детей. Выбирается один человек, внешний
вид которого дети должны запомнить. Затем
он выходит из комнаты и что-то изменяет
в своей внешности (взрослый может помогать
ребенку). После чего он возвращается и
дети должны найти отличие.
4-ый вариант: может проводиться как с группой
детей, так и индивидуально.
Инструкция для учителя: "Усаживайтесь
за столы. Сегодня вы будете фотоаппаратами.
Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым
лучшим. Перед вами лежат перевернутые
обратной стороной карточки (их 3) и картинки
в стопочке. Сначала по сигналу возьмем
первую карточку, взглянем на нее, стараясь
запомнить все, что на ней нарисовано.
По сигналу вновь переверните ее обратной
стороной и положите на угол стола. Затем
по сигналу отберите картинки, которые
были нарисованы на большой карте. Приготовились(гонг).
Переворачиваем карту. Смотрим на нее
30 секунд (гонг). Переворачиваем карту.
Кладем на угол стола - начинаем отбирать
картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили.
Возьмите снова первую
карту. Положите ее перед собой изображением
вверх. Проверьте, правильно ли вы запомнили картинки. Уберите лишние. Сколько
картинок вам удалось запомнить? Запомните
это число.
А теперь повторим это упражнение с другой
картой. Приготовились (гонг). 30 секунд.
Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем
картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите.
Проверяем себя. Сколько картинок
вам удалось запомнить? Это
больше, чем в первый раз, или
меньше? Потренируемся в третий
раз. Сколько картинок вы
Реквизит: 3
карточки с 8 изображениями разных предметов.
Предметы одни и те же, но расположение
разное. Картинки.
2. Игра "Опиши соседа" - развитие памяти, наблюдательности.
Учитель вместе с ребенком выбирает знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
3. Игра "Кукловод" - развитие двигательной памяти.
Вариант 1. Учитель -"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
4. "Сделай, как я!" (со спичками) - развитие памяти и внимания.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, и т.д.
5. Игра "Подарки".
Одного из участников игры выбирают водящим.
- Мы слышали, что
вы отправляетесь в
Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами.
- Будете в Костроме,
- говорит один, - загляните к моей
бабушке. Передайте ей привет.
Если от нее будет посылочка,
не откажите в любезности
- У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из класса.
"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.
Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное.
"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
- Был у вашего дедушки,
- обращается водящий к кому-
Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".
6. Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия.
Таким образом, при практическом применении игр была выявлена заинтересованность детей к упражнениям данного вида. Обучающиеся были активны, инициативны, доброжелательны друг к другу.
Завершив экспериментальную работу, нами были проведены повторные исследования памяти учащихся.
После проведенного тестирования испытуемых была выявлена динамика изменения развития памяти учащихся младших классов.
Рис. 2 Динамика изменения уровня развития слуховой памяти учащихся.
На рисунке 2 показана динамика изменения уровня развития слуховой памяти учащихся. Средний показатель КГ до эксперимента составил 65%, после – 67%. В ЭГ данный показатель улучшился с 64.5% до 84% соответственно. Можно отметить положительную динамику результатов развития в ЭГ группе.
Рис 3. Динамика изменения уровня развития зрительной памяти учащихся.
Прирост результатов в уровне развития зрительной памяти в КГ не значительный и составил 6%, а в ЭГ более существенный 21 %.
Информация о работе Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе