Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. исследовать виды памяти у младших школьников;
3. подобрать диагностические методики;
4. провести экспериментальное исследование различных видов памяти;
5. обобщить и проанализировать результаты исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
1.1. Память в системе познавательной деятельности ……………………
1.2. Психолога–педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………….
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников…………………………………………….
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………..
2.2Результаты исследования и их анализ…………………………………
2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти…………….
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников …………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 759.00 Кб (Скачать файл)

         Основой первого является понимание,  основой второго механическое  повторение. При осмысленном - возникают  обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения;  при механическом -  отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться. [3]

         Объём запоминаемого материала  увеличивается если, если он включен  в игровую или трудовую деятельность  и с ним выполнялись какие-либо  действия. Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающим.

         В тоже время известны такие  факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А.Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник,  объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

         Чтобы охарактеризовать память  человека, недостаточно сказать,  что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует.

         Возрастные особенности имеют и виды памяти. Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала. [26]

         Ели говорить о закономерности  словесного материала, то на  всём протяжении младшего возраста  дети лучше запоминают слова,  обозначающие название предметов  (конкретный материал), чем слова,  обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретны материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядный образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ(названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

         Абстрактный материал – также:  запоминается такой абстрактный  материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

         Конкретно-образный характер памяти  младших школьников проявляется  и в том, что дети справляются  даже с таким трудными приёмами  запоминания, как соотнесение,  деление на части текста, если  при этом опора на наглядность,  на иллюстрации.

         Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.

         Непроизвольное запоминание продолжает  играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности. [9]

         В этом возрасте преимущественное  значение имеет наглядно-образная  память. Эта особенность младших  школьников обуславливается своеобразием  других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым  связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

         Наглядно-образный характер памяти  и ориентация на точное усвоение  того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка.

Таким образом, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ специальной  научной литературы по исследуемой  проблеме показал, что память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Младший школьный возраст  является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у  младших школьников

 

2.1. Организация экспериментальной работы

 

Экспериментальная работа по теме дипломного проекта проводилась в период 3 четверти 2012-2013 учебного года на базе МКОУ «Перволебяжьевская ООШ»

Первоначальный этап эксперимента сводился к изучению и анализу  литературных источников по различным аспектам исследуемой проблемы, определялась методика исследования. Результатом данного этапа стало написание обзора литературы по исследуемому вопросу, формулировка цели, задач исследования, подбор методов.

В соответствии с этим нами были сформулированы задачи и  гипотеза исследования.

На следующем этапе  для определения эффективности применения упражнений на развитие памяти младших школьников в общеобразовательной школе был проведен сравнительный педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился в условиях общеобразовательной  школы в период 3 четверти для учащихся  2, 3-х классов.

В ходе эксперимента были организованы две группы: контрольная  и экспериментальная (n=10). В контрольной группе (2 класс) учащиеся занимались по традиционной методике, в экспериментальной группе (3 класс) учащиеся выполняли специально подобранные упражнения для развития памяти.

Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти учащихся:

- преобладающий тип  памяти;

- соотношение смысловой и механической  памяти.

Последним этапом являлась математическая обработка экспериментального материала, сопоставлялись и анализировались исходные и конечные данные экспериментальной и контрольной групп, просматривалась динамика развития памяти учащихся младшего школьного возраста.

Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с  целью, задачами и особенностями  организации исследования.

Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:

- изучение и анализ  литературных источников;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- статическая обработка  результатов исследования.

 

2.2. Результаты исследования и их анализ

 

В рамках констатирующего  эксперимента проведем  диагностическое  обследование, направленное на выявление  преобладающих видов и типов  памяти и уровня их развития у учащихся 2,3-х классов.

Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти учащихся:

- преобладающий тип  памяти;

- соотношение смысловой  и механической памяти.

Тестовая методика № 1

Цель: выявление преобладающего типа памяти у учащихся младших классов и его уровень.

Для запоминания на слух

При зрительном восприятии

При моторно-слуховом

При комбинированном

Лист

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес

Мяч

Шкаф

Свеча

Ночь

Бревно

Вода

Глаз

Год

Река

Заря

Гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед

Заяц

Луна

Капля

Белка

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт

Спица




 

  

 

Ход выполнения задания     

Испытуемым  предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает учитель с интервалом 4 – 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Учитель читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем  в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно – моторно – слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

Обработка и интерпретация результатов

О преобладающем типе памяти учащегося можно сделать  вывод, подсчитав коэффициент памяти (С):

100%

где а – количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти характеризуется  тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к 100%, тем лучше развит у ученика данный вид памяти.

Таблица № 1

Шкала нормативов

100%

очень высокий уровень

80 - 99%

высокий уровень

60 - 79%

средний уровень

40 - 59%

низкий уровень

20 - 39%

очень низкий уровень




 

 

Тестовая методика № 2

Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти учащихся младших классовI ряд                                                                    II ряд

Курица - яйцо                                             Спички – кровать

Ножницы - резать                                       Жук – кресло

Кукла - играть                                             Синица – сестра

Лампа - вечер                                               Рыба – пожар

Груша - компот                                          Шляпа - пчела 

Книга - читать                                            Ботинки – самовар

Корова - молоко                                        Лейка – трамвай

Ученик - школа                                          Компас – клей

Паровоз - ехать                                          Мухомор – диван

Ручка - писать                                            Небо – рак

Лед - коньки                                               Дерево – овца

Щетка - зубы                                              Гребенка -  ветер

Снег - зима                                                 Бусы – земля

Лошадь – сани                                           Пила – журнал

Бабочка – муха                                          График - туман

Информация о работе Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе