Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся младших классов, подобрать и апробировать упражнения для развития памяти.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. исследовать виды памяти у младших школьников;
3. подобрать диагностические методики;
4. провести экспериментальное исследование различных видов памяти;
5. обобщить и проанализировать результаты исследования.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Память - психический познавательный процесс ………………
1.1. Память в системе познавательной деятельности ……………………
1.2. Психолога–педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста…………………………………………….
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников…………………………………………….
2.1. Организация экспериментальной работы……………………………..
2.2Результаты исследования и их анализ…………………………………
2.3. Коррекционная работа, направленная на развитие памяти…………….
2.4.Рекомендации учителям и родителям по развитию памяти младших школьников …………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основой первого является
Объём запоминаемого материала
увеличивается если, если он включен
в игровую или трудовую
В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А.Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.
Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует.
Возрастные особенности имеют и виды памяти. Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала. [26]
Ели говорить о закономерности
словесного материала, то на
всём протяжении младшего
Абстрактный материал – также:
запоминается такой
Конкретно-образный характер
Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.
Непроизвольное запоминание
В этом возрасте
Наглядно-образный характер
Таким образом, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.
Выводы по первой главе
Анализ специальной научной литературы по исследуемой проблеме показал, что память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у младших школьников
2.1. Организация экспериментальной работы
Экспериментальная работа по теме дипломного проекта проводилась в период 3 четверти 2012-2013 учебного года на базе МКОУ «Перволебяжьевская ООШ»
Первоначальный этап эксперимента сводился к изучению и анализу литературных источников по различным аспектам исследуемой проблемы, определялась методика исследования. Результатом данного этапа стало написание обзора литературы по исследуемому вопросу, формулировка цели, задач исследования, подбор методов.
В соответствии с этим нами были сформулированы задачи и гипотеза исследования.
На следующем этапе для определения эффективности применения упражнений на развитие памяти младших школьников в общеобразовательной школе был проведен сравнительный педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился в условиях общеобразовательной школы в период 3 четверти для учащихся 2, 3-х классов.
В ходе эксперимента были организованы две группы: контрольная и экспериментальная (n=10). В контрольной группе (2 класс) учащиеся занимались по традиционной методике, в экспериментальной группе (3 класс) учащиеся выполняли специально подобранные упражнения для развития памяти.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти учащихся:
- преобладающий тип памяти;
- соотношение смысловой и
Последним этапом являлась математическая обработка экспериментального материала, сопоставлялись и анализировались исходные и конечные данные экспериментальной и контрольной групп, просматривалась динамика развития памяти учащихся младшего школьного возраста.
Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с целью, задачами и особенностями организации исследования.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- статическая обработка результатов исследования.
2.2. Результаты исследования и их анализ
В рамках констатирующего эксперимента проведем диагностическое обследование, направленное на выявление преобладающих видов и типов памяти и уровня их развития у учащихся 2,3-х классов.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти учащихся:
- преобладающий тип памяти;
- соотношение смысловой и механической памяти.
Тестовая методика № 1
Цель: выявление преобладающего типа памяти у учащихся младших классов и его уровень.
Для запоминания на слух |
При зрительном восприятии |
При моторно-слуховом |
При комбинированном |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес Мяч Шкаф |
Свеча Ночь Бревно Вода Глаз Год Река Заря Гриб Чашка |
Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц |
Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Ход выполнения задания
Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает учитель с интервалом 4 – 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Учитель читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно – моторно – слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
Обработка и интерпретация результатов
О преобладающем типе памяти учащегося можно сделать вывод, подсчитав коэффициент памяти (С):
100%
где а – количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к 100%, тем лучше развит у ученика данный вид памяти.
Таблица № 1
Шкала нормативов
100% |
очень высокий уровень |
80 - 99% |
высокий уровень |
60 - 79% |
средний уровень |
40 - 59% |
низкий уровень |
20 - 39% |
очень низкий уровень |
Тестовая методика № 2
Цель: выявить соотношение смысловой и механической
памяти учащихся младших классовI ряд
Курица - яйцо
Ножницы - резать
Кукла - играть
Лампа - вечер
Груша - компот
Книга - читать
Корова - молоко
Ученик - школа
Паровоз - ехать
Ручка - писать
Лед - коньки
Щетка - зубы
Снег - зима
Лошадь – сани
Бабочка – муха График - туман
Информация о работе Психологическое сопровождение развития памяти ребёнка в начальной школе