Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.
1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Трудности подросткового
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические
исследования кризиса
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация
личностного развития в
2.2 Формирование
и развитие морали ………………………………
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание
старшеклассников в школе………………
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы.……………………………………………29
Обеспечение
условий гармонического психофизиологического
созревания и формирования высоких
личностных качеств подрастающего
поколения - важнейшие социальные задачи,
решению которых придается
Проблемы
подросткового возраста, были всегда
актуальны в обществе и вызывали,
интересны у исследователей, педагогов,
родителей и автором курсовой
работы данная тема была выбрана
на основании глубокого
Цель
настоящей курсовой работы – дать
систематическую характеристику основных
психологических процессов
Для достижения поставленной цели, были поставлены задачи исследования:
- обнаружить
взаимосвязи между
- уточнить какие особенности возникают в отношении с родителями и со сверстниками обоих полов.
- показать в чем заключаются трудности подросткового возраста.
- каковы
возрастные особенности
Автор при этом опирается на обширную
научную литературу. При написании
работы были изучены многие материалы,
которые в целом помогли
Замечательны по своему
Примечательна также книга,
«Учителям и родителям о
В данной курсовой работе было использовано издание, вышедшее в свет в 1987 году, «Самопознание и самовоспитание характера», составленное Ю.М.Орловым. Используемая книга имеет небольшой обьем описаний, но содержит большое количество сведений затрагивающих личностные отношения, формирование ее становление и предлагает интересные материалы по самовоспитанию и самопознанию характера старшеклассников.
Достаточно необходимым для
написания работы, можно считать
следующие издания: «Личность и
оценочные способности
Структура курсовой работы определяется ее задачами.
Глава I посвящена рассмотрению трудностей подросткового возраста, в чем они заключаются, какие особенности психики присущи данному периоду времени, описываются классические исследования кризиса подросткового возраста.
Во II главе прослеживается ситуация личностного развития, описываются особенности формирования личности, развитие морали.
В III главе рассматривается ситуация связанная с воспитанием подростков в школе педагогами и дома родителями, описываются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В каждой
главе насколько это позволяют
научные данные, прослеживается психологические
особенности юношей и девушек, а
также их индивидуально –
Глава 1: Трудности подросткового возраста.
«Старшие поколения — те, кому за 20, за 30 и больше, — росли с идеалами и жизненными ценностями. Их можно было принимать или не принимать, но они были. И на этой основе каждое поколение, так или иначе, определяло свое будущее. Жизнь сегодняшних подростков трагична в буквальном смысле. У них уже сложилось ощущение своей ненужности в обществе. Чем в основном озабочены родители и педагоги? Накормить, одеть, дать образование, помочь поступить в институт. Зачем, ради чего, как жить дальше — на эти вопросы нет ответов ни у старших, ни у самих 11—16-летних».
1.1 Возрастные особенности
«До сих пор продолжаются дискуссии о том, какие из происходящих в подростковом возрасте психологических изменений следует считать главными, центральными. Под ключевыми возрастно-психологическими особенностями обычно явно или неявно подразумеваются такие, от которых зависят остальные изменения возраста. В качестве важнейших линий психологического развития подростка называются такие разнородные характеристики возраста, как особенности отношений с родителями и со сверстниками обоих полов»1.
Подростковым
принято считать Период развития
детей от
11—12 до 15—17 лет; он знаменуется
бурным развитием и перестройкой социальной
активности ребенка. В психологической
литературе принято разграничивать подростковый
возраст и юношество. В понимании хронологических
границ этих периодов нет единства. С определенной
мерой условности можно считать, что «подростничество»
как переходный возраст. Лежит в указанных
границах, за ним следует новый этап развития — юность.
«Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Подростковый возраст (отрочество)— это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т. д. Все эти прекрасные и мучительные переживания «уже не ребенка, но еще не взрослого» не раз были описаны в мировой литературе»2.
Современный
подросток в полной мере испытывает
на себе последствия бурного развития
НТР и связанные с ней
В подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости.
Все это происходит на фоне социальной
беспомощности бесправия, полной зависимости
от родителей. Так как серьезные
сдвиги в физическом и личностном
развитии идут в неизменяющейся обстановке
в семье и школе, претензии
подростка на взрослость чреваты
конфликтами с родителями и школой.
Сохранение родителями прежних отношений
к подростку либо приводит к подчинению
подростка и формированию у него пассивной
позиции в жизни и социальной неприспособленности,
либо вызывает у него негативные реакции,
противодействия требованиям родителей
и школы, уход в свою компанию. При этом
у подростков наблюдается сильная тяга
к взрослой жизни, стремление подражать
взрослым, что особенно проявляется в
желаниях овладеть умениями взрослых
(водить автомашину, мотоцикл, ходить на
охоту, рыбалку, следить за своим внешним
видом, пользоваться косметикой, курить
и пр.).
В связи с бурным биологическим развитием
и стремлением к самостоятельности у подростков
возникают трудности и во взаимоотношениях
со сверстниками. Подростковый возраст
часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте
увеличивается внимание к себе, к своим
физическим недостаткам, обостряется
реакция на мнение окружающих, повышается
чувство собственного достоинства и обидчивость.
Физические недостатки часто преувеличиваются,
отсюда попытки голодания или ограничений
в еде с целью похудеть или, наоборот, переедание
в надежде поправиться, усиленные занятия
физическими упражнениями для приобретения
силы и т. п.
«Особенности физического
Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.
В юности достигается полная биологическая зрелость, продолжается становление физического и психического облика, формируются моральные идеи и мировоззрение, однако изменений в социальном статусе не очень много. Выбор в ранней юности весьма невелик — остаться в школе или пойти учиться в техникум или ПТУ. Потому, несмотря на физическую готовность к самостоятельной жизни, юноши и девушки отстранены от подлинно трудовой производственной деятельности и продолжают в основном жить на средства родителей.
Стремление жить по своим идеалам,
а не подражать родителям может
приводить к столкновениям
Этим и объясняется то, что наибольшее напряжение в раннем юношеском возрасте наблюдается во взаимоотношениях с родителями или взрослыми, от которых зависят юноши и девушки. Желание жить самостоятельной жизнью не подкрепляется изменением школьного статуса, статуса в семье, что при неблагоприятных условиях создает дополнительные трудности в формировании гармоничной личности в ранней юности.
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста.
Существует множество