Психологическое воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.

Содержание работы

1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

 

                                                    

                          

                                                     Содержание    

 

    

        Введение…………………………………………………………………………2-4

 

Глава 1. Трудности подросткового возраста

 

1.1  Возрастные  особенности психики подростка  ……………………….......5-8

 

1.2  Классические  исследования кризиса подросткового  возраста ………..9-12

 

Глава 2. Особенности формирования личности подростков.

 

2.1 Ситуация  личностного развития в подростковом  возрасте…………...13-16

2.2  Формирование  и развитие морали ……………………………………..17-19

 

Глава 3. Воспитание подростков.

 

3.1  Воспитание  старшеклассников в школе………………………………...20-23

3.2  Воспитание  в общении со сверстниками  и взрослыми…………….......24-26

 

Заключение………………………………………………………….………...27-28

 

Список  используемой  литературы.……………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

 

Обеспечение условий гармонического психофизиологического  созревания и формирования  высоких  личностных качеств подрастающего  поколения - важнейшие социальные задачи, решению которых придается первостепенное значение.

Проблемы  подросткового возраста, были всегда актуальны в обществе и вызывали, интересны  у исследователей, педагогов, родителей и автором курсовой работы  данная тема  была выбрана  на основании глубокого личностного  интереса, связанного с воспитанием  собственного ребенка подросткового  возраста. Актуальностью данного  исследования является то, что на примере  подросткового возраста исследуется  проблема взаимосвязей между характеристиками психологического развития, основные сферы развития подростка – познание, самопознание и отношения  - тесно  переплетаются между собой. 

Цель  настоящей курсовой работы – дать  систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить  структуру взаимосвязей между ключевыми  показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в  нем психологических изменений  заостряет проблему  взаимосвязанности  многих частных  линий развития.

Для достижения поставленной цели, были поставлены задачи исследования:

- обнаружить  взаимосвязи между большинством  показателей  развития в подростковом  возрасте. 

- уточнить  какие особенности возникают  в отношении с родителями и  со сверстниками обоих полов. 

-  показать  в чем заключаются трудности  подросткового возраста.

- каковы  возрастные особенности психики  старшеклассников, формирования  морали  и личностного развития.

Автор при этом опирается на обширную научную литературу. При написании  работы были изучены  многие материалы, которые в целом помогли охватить необходимый круг сведений  и  в свою очередь  дополнили, расширили  и сыграли немаловажную роль в  написании курсовой работы.

 Замечательны по своему содержанию, книги многих авторов, например; Р.С.Немова «Психология», Л.Ф.Обуховой  «Возрастная психология», И.С.  Кон «Психология старшеклассника», предоставившие огромные сведения  располагающие  достаточной информацией   по интересующей  нас проблематике. В этих книгах подробно,  доступно  и разносторонне излагаются сведения  по подростковой психологии. В  этих книгах материал освящается  достаточно многогранно. Изложены  характеристики, приводятся достоверные  факты, материалы и тесты. Имеются  главы, посвященные различным  тематикам. 

 Примечательна также книга,  «Учителям и родителям о психологии  подростка», автором которой является  Аракелов.Г.Г. Здесь были найдены  интересные сведения и размышления  по проблемам интересующего нас  возрастного периода. 

В данной курсовой работе было использовано издание, вышедшее в свет в 1987 году, «Самопознание и самовоспитание характера», составленное Ю.М.Орловым. Используемая книга имеет небольшой обьем описаний, но содержит большое количество  сведений затрагивающих личностные отношения, формирование ее становление и предлагает интересные материалы  по самовоспитанию  и самопознанию характера старшеклассников.

Достаточно необходимым для  написания работы, можно считать  следующие издания: «Личность и  оценочные способности старшеклассников»  Л.И.Мнацакян, «Время поисков и решений  или старшеклассникам о них самих», А.В.Мудрик, «Здоровье развитие личность»  Г.Н.Сердюковская. В перечисленных  книгах,  приведены весьма интересные сведения, они располагают достаточной  информацией по интересующей нас  проблематике, содержат   конкретные данные психологического характера и   в   написании курсовой работы сыграли немаловажную роль.

 Структура  курсовой работы определяется  ее задачами.

Глава I посвящена рассмотрению трудностей подросткового возраста, в чем они заключаются, какие особенности психики присущи данному периоду времени, описываются классические исследования  кризиса подросткового возраста.

 Во  II главе прослеживается ситуация личностного развития, описываются особенности формирования  личности, развитие морали. 

В III главе рассматривается ситуация связанная с воспитанием подростков  в школе педагогами и дома родителями, описываются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В каждой главе насколько это позволяют  научные данные, прослеживается психологические  особенности юношей и девушек, а  также их индивидуально – психологические  свойства  и вытекающие  отсюда  задачи учителя. Разъясняется сущность личностного подхода к воспитанию подростков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Трудности подросткового  возраста.

 

«Старшие поколения — те, кому за 20, за 30 и больше, — росли с идеалами и жизненными ценностями. Их можно было принимать или не принимать, но они были. И на этой основе каждое поколение, так или иначе, определяло свое будущее. Жизнь сегодняшних подростков трагична в буквальном смысле. У них уже сложилось ощущение своей ненужности в обществе. Чем в основном озабочены родители и педагоги? Накормить, одеть, дать образование, помочь поступить в институт. Зачем, ради чего, как жить дальше — на эти вопросы нет ответов ни у старших, ни у самих 11—16-летних».

                                                                                                                                              А. Тубельский.

 

           1.1  Возрастные особенности психики  подростка.

 

 «До сих пор продолжаются дискуссии о том, какие из происходящих  в подростковом возрасте  психологических изменений следует считать главными, центральными. Под ключевыми возрастно-психологическими особенностями обычно явно или неявно подразумеваются такие, от которых зависят остальные изменения возраста. В качестве важнейших линий психологического развития подростка называются  такие разнородные характеристики возраста, как особенности отношений с родителями и со сверстниками обоих полов»1.

Подростковым  принято считать Период развития детей от  
11—12 до 15—17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст. Лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития — юность.

«Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности  ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Подростковый  возраст (отрочество)— это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т. д.  Все эти прекрасные и мучительные переживания «уже не ребенка, но еще не взрослого» не раз были описаны в мировой литературе»2.

Современный подросток в полной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия — демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. И этот интерес не случаен, он порожден особой ситуацией, особым эталоном развития нашего общества. Сегодняшний подросток — завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.

В подростковом возрасте начинает формироваться чувство  взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление  биологической зрелости.

Все это происходит на фоне социальной беспомощности бесправия, полной зависимости  от родителей. Так как серьезные  сдвиги в физическом и личностном развитии идут в неизменяющейся обстановке в семье и школе, претензии  подростка на взрослость чреваты  конфликтами с родителями и школой. Сохранение родителями прежних отношений к подростку либо приводит к подчинению подростка и формированию у него пассивной позиции в жизни и социальной неприспособленности, либо вызывает у него негативные реакции, противодействия требованиям родителей и школы, уход в свою компанию. При этом у подростков наблюдается сильная тяга к взрослой жизни, стремление подражать взрослым, что особенно проявляется в желаниях овладеть умениями взрослых (водить автомашину, мотоцикл, ходить на охоту, рыбалку, следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, курить и пр.).  
В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим недостаткам, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются, отсюда попытки голодания или ограничений в еде с целью похудеть или, наоборот, переедание в надежде поправиться, усиленные занятия физическими упражнениями для приобретения силы и т. п.

«Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить  к страху плохой оценки окружающими (обычно подростки считают, что взрослые относятся к ним плохо или  хуже, чем они заслуживают). Действительно, значительные отклонения от «нормы» (слишком  худые, полные, высокие, низкие, слабые и пр.) могут стать предметом  насмешки со стороны других детей  и поводом для ущемленного  самолюбия, чувства неполноценности, зависти к другим или стремлению быть первым в каких-то делах (учебе, спорте, искусстве и т. д.)»3.

Подростки чаще начинают опираться  на мнение своих сверстников. Если у  младших школьников повышенная тревожность  возникает при контактах с  незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.

В юности достигается полная биологическая  зрелость, продолжается становление  физического и психического облика, формируются моральные идеи  и  мировоззрение, однако изменений в  социальном статусе  не очень много. Выбор в ранней юности весьма невелик — остаться в школе или пойти учиться в техникум или ПТУ. Потому, несмотря на физическую готовность к самостоятельной жизни, юноши и девушки отстранены от подлинно трудовой производственной деятельности и продолжают в основном жить на средства родителей.

Стремление жить по своим идеалам, а не подражать родителям может  приводить к столкновениям взглядов на жизнь детей и родителей  и создавать конфликтные ситуации.

Этим и объясняется то, что  наибольшее напряжение в раннем юношеском  возрасте наблюдается во взаимоотношениях с родителями или взрослыми, от которых  зависят юноши и девушки. Желание  жить самостоятельной жизнью не подкрепляется  изменением школьного статуса, статуса  в семье, что при неблагоприятных  условиях создает дополнительные трудности  в формировании гармоничной личности в ранней юности.                       

                                                                                         

                                                                                                    

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2  Классические исследования кризиса подросткового возраста.

Существует множество фундаментальных  исследований, гипотез и теорий подросткового  возраста. Многие из рассмотренных  ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и  проявляют себя в области психологии подростка. Рассмотрев наиболее яркие  концепции подросткового возраста, мы позволим себе обрисовать круг вопросов, имеющих непосредственное отношение  к этому возрасту, его симптоматику, различить феномены и их интерпретацию, лучше уяснить подход к проблеме подросткового возраста.

Информация о работе Психологическое воспитание подростков