Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.
1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28
Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме того, мною специфических интересов, удовлетворить которые они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов немало таких, которые — имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах, друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.
Для того
чтобы имеющиеся в общении
возможности были максимально реализованы
подростками, необходимо, чтобы они
как можно больше взаимодействовали
не только между собой, но и со взрослыми
в самых разных делах и ситуациях.
Желательно, чтобы такие естественно
образующиеся группировки детей
были на виду у взрослых людей, однако
не для того, чтобы вмешиваться
в их дела, а с той целью, чтобы
педагогически и психологически
умело руководить ими, усиливая их положительное
воспитательное влияние на детей. Такие
группы, в частности, можно использовать
для организации школьного
Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Подростки часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.
«Особенно
благоприятные возможности для
межвозрастного общения подростков
и взрослых создает их совместный
труд. Участие в труде вместе со
взрослыми формирует у
В целом подростки положительно относятся к руководству их деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на равноправном уважительном отношении или на разумной опеке. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действия со стороны взрослого нередко вызывают у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии.
Такая же картина, но с более выраженными отрицательными симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным образом в отношении своих детей. Установлено, например, что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.
В данной курсовой работе, мы рассмотрели
важнейшие особенности
Нам удалось выяснить и описать в работе , что у одних людей юность—период «бури и натиска, протекающий бурно и кризисно, характеризующейся серьезными эмоциональными трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Другой тип юности, характеризующийся быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, во у них слабее развита эмоциональная жизнь.
Подобно темпам созревания, разные типы
развития даны воспитателю как объективные,
не зависящие от его воли личностные
свойства его воспитанников. Причем
соотношение и формы проявления
этих типов, по-видимому, не совсем одинаковы
у юношей и у девушек. Однако, уловив
индивидуально-типологические особенности
ученика и зная сильные и слабые
стороны каждого типа, учитель
может достаточно эффективно корректировать
их проявления и последствия, что
весьма существенно как в
Исходя из вышеизложенного, мы можем
заключить, что общеобразовательная
школа должна подготовить старшеклассника,
во-первых, к труду, во-вторых, к семейной
жизни и, в-третьих, к общественно-политической
деятельности, к выполнению гражданских
обязанностей. Ни одна из этих задач
не может быть решена отдельно от других.
Комплексный подход к воспитанию
означает неразрывное единство
политического, трудового и нравственного
воспитания, причем во всех этих вопросах
школа работает не одна, а в содружестве
с другими общественными
Активная жизненная позиция, которую мы хотим привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которые он несет личную ответственность.
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это—важнейшее требование к условиям ее формирования.
Список использованной
1 Аракелов.Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.Высшая
школа. 1990г.
2 Кон. И.С. Психология старшеклассника. М. Просвещение. 1980г.
3 Кон. И.С. Возрастная и педагогическая психология. М. Просвещение.
1984г.
самих. М.Просвещение.1990г.
5 Мнацакян.Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.
Просвещение.1991г.
6 Немов. Р.С. Психология. Книга 2. М. Владос. 1998г.
7 Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М.Педагогическое общество
России. 2001г.
8 Орлов. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.Просвещение.
1987г.
9 Павлова К. М.// Вопросы психологии. 3/2008г. Взаимосвязи между
отдельными сторонами
возрасте.
10 Сердюковская. Г.Н.Здоровье развитие личность. М.Медицина. 1990г.
11 Стайдер.Д. Психология подростков. М. АСТ-ПРЕСС.1997г.
1 К.М. Павлова. // Вопросы психологии. № 3/2008., с.48.Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте.
2 Г.Г.Аракелова. Учителям и родителям о психологии подростка, с 35, глава3.
3 А.В.Мудрик. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих., с 67.
4 Л.Ф.Обухова. Возрастная психология., с341, глава IX.
5 Там же.,343-344.
6 Там же., с 345-346.
7 Ю.М. Орлов., Самопознание и самовоспитание характера. с347.
8 Л.И.Мнацакян. Личность и оценочные способности старшеклассников, с 97.
9 Р.С.Немов. Психология., с 221.,глава 12.
10 Там же., с 222.
11 Г.Н.Сердюковская. Здоровье развитие личность. Особенности формирования личности у подростков., с 257, гл17.
12 Г.Г. Аракелова. Учителям и родителям о психологии подростка., с 45., глава 3.
13 Р.С. Немов. Психология., с 235.,глава 13.
14 Там же., с 237.
15 Там же., с 238.
16 Р.С.Немов. Психология.,с 447, глава25.
17 Там же., с 448.
18 И.С.Кон. Психология старшеклассника., с 95.
19 И.С.Кон. Возрастная и педагогическая психология., с 105.
20 М.К. Павлова. // Вопросы психологии. № 3/2008., с.46.Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте.
21 Д.Стайдер. Психология подростков., с 67.