Психологическое воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.

Содержание работы

1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки  и юноши образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые  ни с кем, кроме сверстников, они  не могут обсудить открыто. У детей  этого возраста имеется, кроме того, мною специфических интересов, удовлетворить  которые они в состоянии в  основном только в непосредственном общении друг с другом, так как  для взрослых их дела могут оказаться  неинтересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и  интересов немало таких, которые  — имеют большое значение для  личностного развития детей данного  возраста. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши  усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы  поведения. Пробуя себя в контактах, друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают  ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Для того чтобы имеющиеся в общении  возможности были максимально реализованы  подростками, необходимо, чтобы они  как можно больше взаимодействовали  не только между собой, но и со взрослыми  в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно  образующиеся группировки детей  были на виду у взрослых людей, однако не для того, чтобы вмешиваться  в их дела, а с той целью, чтобы  педагогически и психологически умело руководить ими, усиливая их положительное  воспитательное влияние на детей. Такие  группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения тех  воспитательных задач, о которых  говорилось в начале этой главы.

Взрослые, время от времени включающиеся в  общение подростков и юношей, могут  принести им ощутимую пользу. Дети данного  возраста на самом деле очень нуждаются  в помощи взрослых, хотя сами могут  этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Подростки часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

«Особенно благоприятные возможности для  межвозрастного общения подростков и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка  чувство ответственности. Для ускоренного  развития этого чувства у подростков их необходимо включать в совместный труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающих своей системой прав и обязанностей. Доверие взрослого  весьма импонирует подростку, так как  в этом случае удовлетворяется его  потребность быть и казаться взрослым. Подросток обычно очень старается  оправдать оказанное ему доверие. Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они находятся со взрослым на равных правах и при необходимости могут полностью его заменить, т.е. выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно.»21

В целом подростки положительно относятся к руководству их деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на равноправном уважительном отношении или на разумной опеке. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, дети отвергают. Такие действия со стороны взрослого нередко вызывают у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии.

Такая же картина, но с более выраженными  отрицательными симптомами, нередко  наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным образом в  отношении своих детей. Установлено, например, что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                                   Заключение

В данной курсовой работе, мы рассмотрели  важнейшие особенности юношеского возраста и стиля жизни современных  старшеклассников. Можно ли свести их к какому-то общему знаменателю, своего рода групповому портрету? И  да, и нет. Потому что, хотя все старшеклассники  сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего, действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно межличностной (подростки созревают и развиваются в различном темпе, поэтому хронологические сверстники и одноклассники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутриличностной (физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного в того же индивида).

Нам удалось выяснить и описать  в работе , что у одних людей  юность—период «бури и натиска, протекающий бурно и кризисно, характеризующейся серьезными эмоциональными трудностями, острыми конфликтами  с окружающими и с самим  собой. У других юность протекает  плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; такие люди доставляют меньше всего  хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут  блокировать формирование самостоятельности. Другой тип юности, характеризующийся  быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив  свои жизненные цели, такие юноши  и девушки отличаются высоким  уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они  активно формируют собственную  личность, во у них слабее развита  эмоциональная жизнь.

Подобно темпам созревания, разные типы развития даны воспитателю как объективные, не зависящие от его воли личностные свойства его воспитанников. Причем соотношение и формы проявления этих типов, по-видимому, не совсем одинаковы  у юношей и у девушек. Однако, уловив индивидуально-типологические особенности  ученика и зная сильные и слабые стороны каждого типа, учитель  может достаточно эффективно корректировать их проявления и последствия, что  весьма существенно как в краткосрочной, так и особенно в долгосрочной перспективе.

Исходя из вышеизложенного, мы можем  заключить, что общеобразовательная  школа должна подготовить старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских  обязанностей. Ни одна из этих задач  не может быть решена отдельно от других. Комплексный подход к воспитанию означает неразрывное единство  политического, трудового и нравственного  воспитания, причем во всех этих вопросах школа работает не одна, а в содружестве  с другими общественными институтами. Школа не может подменить собой  другие социальные институты. Важнейшая  задача педагогической общественности — повседневная творческая координация деятельности всех воспитательных учреждений, прежде всего на местах (в городе, селе, микрорайоне). При этом наряду с государственными и общественными учреждениями нужно обратить особое внимание на спонтанные, временные объединения и клубы, возникающие по инициативе отдельных энтузиастов и оказывающие школе большую помощь. Социально-педагогическая перспектива позволяет школе более всесторонне, трезво и реалистично оценивать эффективность и качество собственной деятельности и одновременно — лучше координировать усилия других. Вместе с тем закономерности юношеской психологии еще раз подтверждают необходимость личностного подхода к старшеклассникам. При всей общности их положения и жизненных задач старшеклассники существенно отличаются друг от друга. Разными будут и их жизненные пути. Образование и обучение должны быть ориентированы не на нивелирование индивидуальных особенностей, а на формирование  у учащихся индивидуального стиля деятельности.

Активная жизненная позиция, которую  мы хотим привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется  и укрепляется только самостоятельными поступками, за которые он несет  личную ответственность.

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это—важнейшее  требование к условиям ее формирования.

 

                    Список использованной литературы

 

1    Аракелов.Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.Высшая  

        школа. 1990г.

2      Кон. И.С.  Психология старшеклассника. М. Просвещение. 1980г.

 

3      Кон. И.С. Возрастная  и педагогическая  психология. М. Просвещение.

                          1984г.

  1. Мудрик.А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них

                        самих. М.Просвещение.1990г.          

5   Мнацакян.Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.

                               Просвещение.1991г.          

6     Немов. Р.С. Психология. Книга 2. М.  Владос. 1998г.

 

7  Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М.Педагогическое общество

                               России.  2001г.

8   Орлов. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.Просвещение.

                              1987г.

9     Павлова К. М.//  Вопросы психологии. 3/2008г. Взаимосвязи между

       отдельными сторонами психологического  развития  в подростковом  

       возрасте.

 

10     Сердюковская. Г.Н.Здоровье развитие личность. М.Медицина. 1990г.

 

11    Стайдер.Д. Психология подростков. М. АСТ-ПРЕСС.1997г.

 

1 К.М. Павлова. // Вопросы психологии. № 3/2008., с.48.Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте.

2 Г.Г.Аракелова. Учителям и родителям о психологии подростка, с 35, глава3.

3 А.В.Мудрик. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих., с 67.

4 Л.Ф.Обухова. Возрастная психология., с341, глава IX.

5 Там же.,343-344.

6 Там же., с 345-346.

7 Ю.М. Орлов., Самопознание и самовоспитание характера. с347.

8 Л.И.Мнацакян. Личность и оценочные способности старшеклассников, с 97.

9 Р.С.Немов. Психология., с 221.,глава 12.

10 Там же., с 222.

11 Г.Н.Сердюковская. Здоровье развитие личность. Особенности формирования личности у подростков., с 257, гл17.

12 Г.Г. Аракелова. Учителям и родителям о психологии подростка., с 45., глава 3.

13 Р.С. Немов. Психология., с 235.,глава 13.

14 Там же., с 237.

15 Там же., с 238.

16 Р.С.Немов. Психология.,с 447, глава25.

17 Там же., с 448.

18 И.С.Кон. Психология старшеклассника., с 95.

19 И.С.Кон. Возрастная и педагогическая психология., с 105.

20 М.К. Павлова. // Вопросы психологии. № 3/2008., с.46.Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте.

21 Д.Стайдер. Психология подростков., с 67.

 


Информация о работе Психологическое воспитание подростков