Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.
1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28
«В соответствии с теорией рекапитуляции
Ст. Холл например считал, что подростковая
стадия развитии личности соответствует
эпохе романтизма в истории человечества.
Его представление о «
Ст. Холл впервые описал амбивалентность
и парадоксальность характера подростка,
выделив ряд основных противоречий
присущих этому возрасту. У подростков
чрезмерная активность может привести
к изнурению, безумная веселость
сменяется унынием, уверенность
в себе переходит в застенчивость
и трусость, эгоизм чередуется с
альтруистичностью, высокие нравственные
стремления сменяются низкими
«Главные новообразования
Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека — любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрастах. Он дал психологическое описание двух сторон любви — эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат разным слоям психики.
Первоначально эстетическая любовь, или эротика, считает Э. Шпрангер, — это единение с другой психикой, чувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Э. Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний. Первая — чувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту. Вторая — психическое понимание, которое «воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму». И третья понимающая симпатия — «созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей». Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. «Источником силы юношеского эроса, — пишет Шпрангер, — во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен». 5
«Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период — это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Фаза пубертатности, созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.
Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «Ты». Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.
Превращение подростка в юношу
проявляется в изменении
Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, — это «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние», а также «физическое и душевное недомогание», которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворенны собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. «Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им». «Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения». Безрадостным называет Ш. Бюлер это время для зреющего человека»6.
«Ненависть к себе и враждебность
к окружающему миру могут присутствовать
одновременно, находясь в связи одна
с другой, а могут чередоваться,
приводя подростка к мысли
о самоубийстве. К этому присоединяется
еще и ряд новых внутренних
влечений «к тайному, запрещенному, необычному,
к тому, что выходит за пределы
привычной и упорядоченной
Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. «Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности». Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее «Ты». Любовь дает выход самому тяжелому напряжению.
Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной — исключительно положительные. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожанием сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно- радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба».7
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте.
«Переход к подростковому
возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное
развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся
у подростков со взрослыми людьми и сверстниками,
уровня развития познавательных процессов,
интеллекта и
способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает
быстро перестраиваться и превращаться
в организм взрослого человека. Важным
содержанием самосознания подростка является
образ его физического «Я» - представление
о своем телесном облике, сравнение и оценка
себя с точки зрения эталонов «мужественности»
или «женственности». Центр физической
и духовной жизни ребенка перемещается
из дома во
внешний мир, переходит в среду сверстников
и взрослых. Отношения в группах сверстников
строятся на более серьезных, чем развлекательные
совместные игры, делах, охватывающих
широкий диапазон видов деятельности,
от совместного труда над чем-нибудь до
личного общения на жизненно важные темы.
Во все эти новые отношения с людьми подросток
вступает, уже, будучи интеллектуально
достаточно развитым человеком и располагая способностями,
которые позволяют ему занять определенное
место в системе взаимоотношений со сверстниками».8
«Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности».9
Подростничество—это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
«В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой».10
Быстро взрослеть подростка
заставляют также обстоятельства жизни,
связанные с физическими
«В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного совершенствован ния ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «Как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «Как настоящая женщина» : старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п.»11.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Поскольку в качестве образцов для
подражания подростков выступают как
взрослые, так и сверстники, создаваемый
ими идеал оказывается
«Трудные этапы взросления подростку следует помочь преодолеть и пережить, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренне доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважаете его таким, какой он есть.