Психологическое воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.

Содержание работы

1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 58.40 Кб (Скачать файл)

Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолевать замкнутость  в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я», высвечивает иные, нередко ему  самому неизвестные, но ценимые другими  качества его личности». 12

                      

 

 

 

 

 

 

         2.2  Формирование и развитие  морали.

 

«Ранняя юность- время реального  перехода к настоящей взрослости. Первые признаки, которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень  мало чисто детских черт, которые  у подростков преобладают и соседствуют  с не всегда удачными попьггками вести  себя по-взрослому. Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, так как у них многое еще  сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, отношении к собственной жизненной  судьбе у школьников IХ— ХI классов  немало детскости. Многие из них у  порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости  усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства  взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток – это в основном еще полуребенок, то юноша - более чем наполовину взрослый»13.

На период ранней юности, традиционно  связываемый с обучением в  старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали - конвенциональный (по Л.Колбергу). Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения.

Если для детей младшего школьного  возраста источником постановки и решения  нравственных проблем являются значимые взрослые - учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения  в кругу сверстников, то юноши  и девушки в поисках правильного  ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками  становятся реальные, мною образные и  сложные человеческие отношения, научная  и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и т.п.

«Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может  быть, и тысячелетий волновали  и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они  охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит  за пределы личных или интимных межличностных  отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Заметим, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская  наивность, ни подростнический, все  отрицающий негативизм. Нынешнему поколению  молодых людей, несмотря на то, что  по своим взглядам и поведению  они мало, чем отличаются от юношей и девушек, живших много веков  назад, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая  независимость и самостоятельность».14

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в  мире в  нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной  своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этнического характера, и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т.п.).

«Для современных старшеклассников честность уже не выступает в  ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций  типа: «никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду». Большинство  юношей и девушек нынешнего поколения  утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж.Пиаже обозначил  как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: «правда, не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Справедливость юношами и девушками  также понимается уже не так, как  она воспринимается детьми: «справедливо - это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «каждого — по возможностям, каждому — по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».15

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян, романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.

 

Глава 3. Воспитание подростков.

    1. Воспитание старшеклассников в школе.

  К концу младшего школьного  возраста дети в своем общении  с окружающими людьми обычно  выходят за пределы круга семьи.  Если в дошкольном детстве  и в младшем школьном возрасте  ребенок еще практически полностью  находится в окружении семьи  и двора, то с наступлением  подросткового возраста ситуация  радикально изменяется. Теперь ребенок  большую часть своего времени  проводит вне семьи, в школе,  на улице, в общении со сверстниками  и другими взрослыми людьми  за пределами места своего  жительства. Да и физически находясь  дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других внесемейных  делах.

 «Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьники, в результате чего получают ускорение процессы формирования  его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления  от семьи становится для ребенка  школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение, — это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные ».16

«Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы. Представим и рассмотрим эти Качества, исключая способности, о которых уже много говорилось.

Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, выключая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной 
основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень морального развития, если его оценивать позиций уже знакомых нам теорий, должен в этом возрасте соответствовать уровню конвенциональной или даже постконвенциональной  морали по Л.Колбергу»17.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средних классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение - и это нормально, то в средних классах школы и далее время, от водимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

«Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т.е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности»18.

         «Важным средством воспитания, связанным с формированием  многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т.е. чтобы подростки действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных  
знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов, необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспитательной работы»19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3.2  Воспитание в общении со сверстниками  и взрослыми.

 «Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с  максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности подростков, побуждающие их к общению друг с другом именно, в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такого общения можно решить; каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач»20.

Информация о работе Психологическое воспитание подростков