Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – дать систематическую характеристику основных психологических процессов юношеского возраста, существующих для обучения и воспитания подростков. Выявить структуру взаимосвязей между ключевыми показателями развития в конкретном возрасте. Выбран был для рассмотрения именно подростковый возраст потому, что многообразие происходящих в нем психологических изменений заостряет проблему взаимосвязанности многих частных линий развития.
1. Трудности подросткового возраста
1.1 Возрастные особенности психики подростка ……………………….......5-8
1.2 Классические исследования кризиса подросткового возраста ………..9-12
Глава 2. Особенности формирования личности подростков.
2.1 Ситуация личностного развития в подростковом возрасте…………...13-16
2.2 Формирование и развитие морали ……………………………………..17-19
Глава 3. Воспитание подростков.
3.1 Воспитание старшеклассников в школе………………………………...20-23
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми…………….......24-26
Заключение………………………………………………………….………...27-28
Подобный контакт снимает
2.2 Формирование и развитие морали.
«Ранняя юность- время реального
перехода к настоящей взрослости.
Первые признаки, которой появляются,
как мы уже видели, в подростковом
возрасте. У юношей и девушек очень
мало чисто детских черт, которые
у подростков преобладают и соседствуют
с не всегда удачными попьггками вести
себя по-взрослому. Вместе с тем старшеклассников
полностью взрослыми еще не назовешь,
так как у них многое еще
сохранилось от детства. В суждениях,
оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее,
отношении к собственной
На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали - конвенциональный (по Л.Колбергу). Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения.
Если для детей младшего школьного
возраста источником постановки и решения
нравственных проблем являются значимые
взрослые - учителя и родители, если
подростки, кроме того, ищут их решения
в кругу сверстников, то юноши
и девушки в поисках
«Среди тех нравственных проблем,
которые на протяжении веков, а может
быть, и тысячелетий волновали
и продолжают сейчас тревожить юношество,
находятся проблемы добра и зла,
справедливости и беззакония, порядочности
и беспринципности, многие другие. Они
охватывают круг нравственных вопросов,
правильность решения которых выходит
за пределы личных или интимных межличностных
отношений и затрагивает
Заметим, что современной юности
отнюдь не свойственны ни детская
наивность, ни подростнический, все
отрицающий негативизм. Нынешнему поколению
молодых людей, несмотря на то, что
по своим взглядам и поведению
они мало, чем отличаются от юношей
и девушек, живших много веков
назад, присущ более трезвый, разумно-практический
взгляд на жизнь, гораздо большая
независимость и
Бурные социальные события, произошедшие
за последние десятки лет в
мире в нашей стране, преобразования,
продолжающиеся сейчас, собственной
своей логикой вынуждают
«Для современных
Справедливость юношами и
Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян, романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.
Глава 3. Воспитание подростков.
К концу младшего школьного
возраста дети в своем общении
с окружающими людьми обычно
выходят за пределы круга
«Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьники, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение, — это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные ».16
«Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы. Представим и рассмотрим эти Качества, исключая способности, о которых уже много говорилось.
Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, выключая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.
Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.
Третья группа личностных качеств
относится к нравственной
основе личности и ее культуре, и хотя называется нами
последней по порядку, но по своему нравственному
значению является первой и главной, характеризующей
в целом уровень зрелости личности. К окончанию
школы у молодых людей должны быть сформированы
основные нравственные качества, а в регуляции
поведения действовать определенные социальные
нормы. В целом же уровень морального развития,
если его оценивать позиций уже знакомых
нам теорий, должен в этом возрасте соответствовать
уровню конвенциональной или даже постконвенциональной
морали по Л.Колбергу»17.
Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.
Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средних классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение - и это нормально, то в средних классах школы и далее время, от водимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.
«Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т.е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности»18.
«Важным средством воспитания, связанным
с формированием многих полезных личностных
качеств, является самообслуживание. Для
того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное
значение, необходимо, чтобы самообслуживание
было достаточно полным, т.е. чтобы подростки
действительно самостоятельно решали
деловые и личные проблемы. Без специальных
знаний в области политики, права и экономики
они вряд ли в состоянии в настоящее время
это сделать. Следовательно, в программу
школьного обучения начиная с пятых-шестых
классов, необходимо постепенно вводить
соответствующие предметы и на практике
закреплять знания, полученные учащимися,
в их внутришкольных и внешкольных делах.
Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспитательной работы»19.
3.2 Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми.
«Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности подростков, побуждающие их к общению друг с другом именно, в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такого общения можно решить; каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач»20.