Психологическое здоровье дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………….2
Психологическое здоровье дошкольников……………………5
Психологические особенности детей-логопатов…………….16
Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
Выводы…………………………………………………………..29
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

План

    1. Вступление……………………………………………………….2
    2. Психологическое здоровье дошкольников……………………5
    3. Психологические особенности детей-логопатов…………….16
    4. Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
    5. Выводы…………………………………………………………..29
    6. Список литературы………………………………………..……31
    7. Приложение……………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВСТУПЛЕНИЕ

Мы живем в эпоху  кризисов и социальных перемен. Тем  не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и  чувствуют себя по-разному. На некоторых  людей жизненные сложности действуют  угнетающе, приводят к ухудшению  их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению  скрытых ресурсов, духовному совершенствованию  и успешной самоактуализации — как  бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять  жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного  комфорта, активной созидательной позиции  в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы  психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка  взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития —  психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Сохранение здоровья детей  в процессе обучения и воспитания имеет ту особенность, что почти  всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом  лёгким, и тем понятнее и легче  кажется оно, чем менее человек  с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности  и навыка необходимы специальные  знания. (К. Д. Ушинский)

По  наблюдениям педагогов  дошкольного учреждения с каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют проблемы в  адаптации, поведении и эмоциональной сфере, которые проявляются в виде тревожности, неуверенности в себе, заниженной самооценке, агрессивности, возбудимости, нарушениях речи. Общение с окружающими детей-логопатов очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте ребёнок  приобщается к общечеловеческим ценностям, устанавливаются первые взаимоотношения с окружающими  и возникают трудности с установлением  социальных контактов. Общение с  окружающими в этом случае очень  ограничено. Несмотря на то, что большинство  таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности  в словесной форме общаться с  окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх  со сверстниками, в общественной деятельности. Ребёнку дошкольного возраста свойственна  ранимость и чувствительность. Не каждый ребенок способен справиться с такими переживаниями, и это приводит к закреплению негативных состояний, которые существенно влияют на здоровье каждого.

 Связь между здоровьем  и поведением человека является  очевидной и одновременно очень  сложной. Поведение человека формируется  с детства под влиянием окружения  (родители, семья, сверстники, детский  сад, школа, СМИ и т.д.) как  сознательно, так и бессознательно - на основе эмоционального восприятия. Поведение, связанное  со здоровьем,  является неотъемлемой частью  стиля жизни человека.

Воспитание психологически грамотных и здоровых людей, которые  умеют изучать самих себя, развивают  свою личность, заботится о своем  здоровье и здоровье окружающих людей, является одной из задач 
современных дошкольных учреждений, значительное внимание должно уделяться сохранению и укреплению защитных сил детского организма, смягчению жестких воздействий окружающей среды на него, избежание искусственной экстремальности в ежедневном быту и упрощению процесса социализации дошкольника.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны помочь  ребёнку  научиться заботиться о своем  здоровье и здоровье окружающих людей, понимать значение здорового способа  жизни, общаться с другими, доброжелательно  относиться к  сверстникам и близким  людям.

В рамках психолого-педагогического  сопровождения  детей дошкольного  возраста логопедических групп ДОУ №244 наблюдалось отрицательное влияние недоразвития речи на общее психическое развитие ребенка, затруднение его общения с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия. Поэтому было принято решение исследовать психологической службой ДОУ №244 психологическое здоровье детей-логопатов.

Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Предметом исследования данной работы является уровень развития психологического здоровья детей.

Объектом исследования являются дети младшего и старшего дошкольного возраста. 
Гипотеза: дети, которые имеют  нарушения развития речи имеют низкий уровень развития психологического здоровья.

В ходе работы решались следующие  задачи:

1. изучить особенности  психологического здоровья детей  дошкольного  возраста;

2. дать анализ основных  теоретических подходов к проблеме  психологического здоровья дошкольников  в зарубежной и отечественной  психологии;

3. выявить факторы, влияющие  на психологическое здоровье  детей;

4. дать сравнительный  анализ психологического здоровья  детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим  методам работы:

- изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;

- сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения  в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

От состояния здоровья детей зависят качественные и  количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура  и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения Украины, можно предположить, какой будет украинская действительность в 2010-2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Успешное становление  ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в  конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень  культуры, здоровья детей завтра материализуются  в здоровье нации, в качество жизни  народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.

В настоящее время экономическое  и социальное положение в нашем  обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих  решения. Важная роль в концепции  модернизации образования отводится  здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей  в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и  позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы  и квалифицировать как «психически  не болен, но психологически уже не здоров».

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается  рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды  И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Здоровье - комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и  другие аспекты.

В уставе Всемирной организации  зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного  физического, духовного и социального  благополучия». [3, с.45]

В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода  к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов).  В самом общем  приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом  уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне  рассматривают  понятие «здоровой личности»  и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном  выполнении человеком своих социальных функций. [9]

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием  гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе  базовых понятий новой ветви  психологических исследований -- гуманистической  психологии, альтернативной перенесенному  из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два  понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

И.В.Дубровина в книге  «Психическое здоровье детей и подростков»  определяет «психическое здоровье»  как нормальную работу отдельных  психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье»  относит к личности в целом, к  проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический  аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое  здоровье делает личность самодостаточной. [6, с.153]

Данный теоретический  ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость  разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [10,с.385] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все  большего количества людей становится характерным диагноз «психически  здоров, но личностно болен».[2, с.77]

Р.Ассаджоли описывал психологическое  здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и  общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание  психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе  здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения  с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует  считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший  - креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный - дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество»,  средний - адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность. [26, с.42]

В основном, все исследователи  сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает  стрессоустойчивость, гармонию и духовность.

Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают  психологически здорового человека в следующих характеристиках:

-Наличие ориентации на реальность;

- Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

- Спонтанность;

- Центрованность на проблеме, а не на себе;

- Наличие потребности в одиночестве;

-Автономность и независимость;

- Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

- Духовность;

- Идентификация с человечеством;

- Способность к близким отношениям с людьми;

- Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;

Информация о работе Психологическое здоровье дошкольников