Психологическое здоровье дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………….2
Психологическое здоровье дошкольников……………………5
Психологические особенности детей-логопатов…………….16
Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
Выводы…………………………………………………………..29
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

- Низкая конформность;

- Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;

- Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

На современном этапе  методологическими основами системы  поддержки психологического здоровья детей могут стать:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей  и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

Антропологическая парадигма  в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций  и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка  в контексте его связей и отношений  с другими.

Концепция психического и  психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного  образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике  возникновения проблем, в том  числе через мониторинг и коррекцию  параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой  системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных  человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную  «психологизацию» педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для  самоопределения, самоактуализации и  самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых  доминирует равный, взаимовыгодный обмен  личностными смыслами и опытом;

Проектный подход в организации  психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий  для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Онтологические и методологические основания данных принципов и  моделей заложены в рамках традиций философских (М. Шелер, В. Дильтей, Т. де Шарден, К. Ясперс, С. Л. Франк, М. К. Мамардашвили, В. П. Иванов) и психологических (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. А. Абульханова-Славская) исследований.

Психика ребенка дошкольного  возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Родители должны знать  границы психоэмоциональных возможностей малыша 3—6 лет и не допускать  действия тех раздражителей, которые  слишком сильны для ребенка и  могут вызвать срыв высшей нервной  деятельности, привести к развитию нервного заболевания.

Опасность развития невроза  у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов  в коре головного мозга. Суть его  заключается в следующем. Многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы вырабатывать у малыша сдержанность, умение «затормозить»  свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится  познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и  т. д. Постоянный запреты обусловливают  перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия  для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т.п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются  часто, у ребенка может развиться  невроз.

Дошкольный возраст невропатологи  называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок  бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Возможность  развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой  или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских  мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

К 3—4 годам правильно  воспитанный ребенок хорошо усваивает  смысл слов «нет» и «нельзя», обозначающих твердое отклонение его необоснованных просьб, требований и желаний. Тормозные  реакции на такие слова вырабатываются легче, если, пуская в ход крик, плач, истерическую реакцию, дети ничего этим не достигают. Во-первых, никому из взрослых, окружающих ребенка, не следует показывать вида, что такое поведение малыша их волнует. Во-вторых, резкий окрик  обычно бесполезен, равно как и паническое заискивание перед капризным ребенком. Наиболее верной формой поведения взрослых в таких случаях является спокойное разъяснение малышу неприглядности его поведения и твердое отклонение необоснованного требования, неразумной просьбы, неоправданного желания. Главное, чтобы при этом сохранялась единая линия в поведении взрослых, а их слова не расходились с делом (за исключением каких-либо необычайных обстоятельств).

При необходимости детей  наказывают, но без унижения их достоинства. Можно лишить малыша любимых игрушек, сладостей и т.п. Если ребенок  наказан, например, отцом, лучше, чтобы  отменил наказание тоже он. Серьезную  ошибку допускают те родители, которые  отменяют наказание, полученное ребенком от другого члена семьи. Подобный подход способствует тому, что дети перестают считаться с требованиями взрослых. Одной из форм наказания  является временное охлаждение к  ребенку родителей и других членов семьи.

Одномоментная, но сильная  психическая травма может вызвать  у ребенка невроз в форме нарушения  речи — заикание или даже полное выключение речи на определенное время. Нередко причиной заикания бывают поведение  пьяных родителей, грубые наказания  ребенка. Заикание затрудняет общение  детей с другими лицами, рождает  чувство собственной неполноценности.

Следствием потрясения или  конфликта ребенка с окружающими  может быть невроз навязчивых состояний. Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки. Такое болезненное состояние  обычно развивается как закрепившийся  условный рефлекс с нежелательным  эффектом. Связь с пережитой психической  травмой может зафиксироваться  также в навязчивых действиях  в виде бесконечного оплевывания, шмыгания носом, постукивания ногой или рукой, кивания головой.

Психическая травма дошкольника (особенно в возрасте 3—4 лет) бывает обусловлена одномоментным сверхсильным воздействием различного происхождения, но непременно связанным со страхом. Так, ребенок может сильно испугаться во время грозы, землетрясения, пожара. Ужас охватывает малыша при внезапном  появлении разъяренной лающей собаки. Чувство страха может появиться  и в зверинце или в цирке, где  демонстрируются крупные хищники.

Следует учитывать, что психика  особенно ранима у детей физически  ослабленных от рождения, у малышей  возбудимых, легко истощаемых, часто  болеющих. Этим детям крайне необходим  надежный заслон от психотравмирующих  воздействий окружающей среды. Если же ребенку и предстоит встреча  с непонятными, но впечатляющими  воздействиями (например, посещение  зоопарка), то малыша необходимо психологически к этому подготовить и по необходимости  ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Невроз детского страха возникает  иногда в результате просмотра кинофильмов  и телевизионных передач. Содержание детских телевизионных передач, а также сказок, рассказов, стихотворений, песен, должно быть понятным и доступным, но не устрашающим.

Некоторые родители в «воспитательных  целях» запугивают ребенка милиционером («придет и заберет») или доктором («сделает укол»). В дальнейшем при  одном упоминании, например, о враче  ребенок впадает в паническое состояние. А ведь с медицинскими работниками ему непременно придется столкнуться, и не раз.

Тяжелой психической травмой  для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить  происходящее, не в состоянии без  потрясения перенести уход из семьи  отца или матери.

Наиболее часто встречающаяся  форма невроза у детей —  неврастения, то есть резко выраженное истощение функциональных возможностей центральной нервной системы. У  детей-неврастеников отмечаются неуверенность  в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Умственные и физические нагрузки, даже умеренные, нередко вызывают у них бурные вегетативные реакции: покраснение  или побледнение лица, обильное отделение  пота, боль в сердце, повышение температуры  тела.

Основной принцип профилактики неврозов у детей — это соблюдение оптимального ритма жизни: разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на распоряжение реагирует резко отрицательно, нецелесообразно  настаивать на его выполнении. Лучше  в таких случаях подождать, когда  ребенок успокоится. Упрямым детям  распоряжения следует отдавать не в  форме приказания, а в виде просьбы, сопровождая ее словами «пожалуйста», «будь добр» и т. п. Предложения  и просьбы родители и другие взрослые должны произносить без ноток  раздражения, а тем более гнева, наиболее уместен ровный, спокойный  тон.

Педагогам, воспитателям и  родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении отделов ц. н. с., осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов    

Дети  с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении  произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.     

По  степени тяжести речевые нарушения  можно разделить на те, которые  не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.      

Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.       

 Следует различать патологические  речевые нарушения и возможные  речевые отклонения от нормы,  вызванные возрастными особенностями  формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).       

 Речевые нарушения могут затрагивать  различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.       

 Речевое нарушение не исчезают  самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Изучением, предупреждением и  коррекцией этих нарушений занимается  отрасль дефектологии – логопедия. 

Классификации нарушений  речи.    

В настоящее время в логопедии  существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между  ними нет противоречий, они дополняют  друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и  выбор средств коррекции.    

Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.      

1. Нарушения устной речи.

а) нарушения  фонационного (внешнего) оформления речи:

- афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,

  • брадилалия – патологически замедленный темп речи,
  • тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
  • заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
  • дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
  • сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата,
  • ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

Информация о работе Психологическое здоровье дошкольников