Психологическое здоровье дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.

Содержание работы

Вступление……………………………………………………….2
Психологическое здоровье дошкольников……………………5
Психологические особенности детей-логопатов…………….16
Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
Выводы…………………………………………………………..29
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

б) нарушения  структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
  • афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.

2. Нарушения письменной речи:

а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение  чтения,

б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение  письма.  

Психолого-педагогическая классификация.     

Нарушение средств общения:     

а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи,    

б) общее недоразвитие речи. 

Нарушение в применении средств  общения:

а) заикание,

б) проявление речевого негативизма и др.

Характеристика  детей с нарушениями речи.

Причины речевых нарушений: 

Среди факторов,способствующих возникновению  речевых нарушений у детей,  различают неблагоприятные внешние  (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.      

Основной  признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.      

Характерно  для тяжелых нарушений речи общее  ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.      

Сознание  своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным  срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.      

Из  тяжелых нарушений речи чаще всего  встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия.      

К тяжелым нарушениям речи относятся  также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.      

Обучение  и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.       

 Выделяют следующие причины речевой патологии:       

1.  Внутриутробная патология (тяжелый  токсикоз при беременности, вирусные  и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость  крови по резус-фактору). Наиболее  грубые дефекты речи возникают  при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес., что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба, губ, раздвоенная губа, высокое “готическое” небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.      

2. Патология во время родов  (родовая травма, асфиксия), которые  приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать  речевые зоны коры головного  мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи) или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.     

3. Различные заболевания в первые  годы жизни ребенка – вирусные, инфекционные, соматические, что приводит  к ослаблению или замедлению  деятельности процессов коры головного мозга; травмы головного мозга.      

4. Наследственные факторы имеют  определенное значение, но значительно  меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предрасполагающими  и реализуются в речевую патологию  в сочетании с другими, даже  незначительными факторами.    

 Различные неблагоприятные влияния  окружающей среды: отсутствие, недостаточность  или дефектность речевого окружения,  общения, эмоционального контакта  в период созревания речевой  системы ребенка (нарушения речи  у родителей, глухие родители у слышащих детей; острые или длительные психотравмирующие ситуации; частые длительные госпитализации детей).       

Каждая из названных причин,а  нередко и их сочетание могут  вызвать нарушения различных  сторон речи.      

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи, т.к. ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.  
      К детям с нарушениями речи относятся  дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.      

Дети  с речевыми нарушениями обычно имеют  функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. [4]     

Наличие органического поражения мозга  обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

 

 

 

 

 

 

4. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ЗДОРОВЬЯ 

ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

В рамках психолого-педагогического  сопровождения  детей дошкольного  возраста логопедических групп ДОУ (ясли-сад) комбинированного типа №244 «Біла лілея» г. Запорожье наблюдается отрицательное влияние недоразвития речи на общее психическое развитие ребенка, затруднение его общения с окружающими. При наборе детей в логопедические группы отмечаются отклонения в развитии детей:  задержка психического развития, органические и симптоматические расстройства психики, эмоциональные расстройства и расстройства поведения, детский церебральный паралич, нарушения слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия. Поэтому было принято решение исследовать психологической службой ДОУ №244 психологическое здоровье детей-логопатов.

Исследование проводилось  по диагностической методике О. Хухлаевой  «Лист оценки психологического здоровья» (приложение 1) в младших и старших логопедических группах в начале учебного года (октябрь) и конце (апрель). Все данные заносятся в таблицу входной и выходной диагностики (приложение 2, 3), что позволяет отследить динамику развития психологического здоровья дошкольников в течение учебного года (приложение 4) после проведения с детьми корекционно-развивающей программы «Щасливый ребёнок» (сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста) за Базовой программой развития дошкільника «Я у Світі»                                                                                      Т.И. Прищепа.

По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей:

1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду.

2.  Адаптивный  уровень. В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска представляет средний уровень психического здоровья. 

3. Ассимилятивно-аккомодативный  уровень. Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем.   По данным исследований Н.В. Масловой, занимающейся вопросами формирования у детей Ноосферного мышления (целостного).

В исследовании принимало  участие 72 ребёнка, посещающих логопедические группы: 40 детей младшего дошкольного возраста и 32 ребёнка старшего дошкольного возраста.

После проведения коррекционно-развивающей  программы у детей-логопатов наблюдается  положительная динамика развития психологического здоровья, что свидетельствует об эффективности выбранной программы, результаты представлены в таблице.

Таблица 1. Исследование психологического здоровья у детей младшего дошкольного  возраста

Уровни

Начало учебного года

(октябрь)

Конец учебного года (апрель)

Высокий уровень

0

0

Средний уровень

45%

65%

Низкий уровень

55%

35%


 

Таблица 2. Исследование психологического здоровья у детей старшего дошкольного  возраста

Уровни

Начало учебного года

(октябрь)

Конец учебного года (апрель)

Высокий уровень

10%

45%

Средний уровень

70%

45%

Низкий уровень

20%

10%


Также был проведён качественный анализ психологического здоровья дошкольников младших и старших групп. Результаты исследования показали, что психологическое здоровье у младших дошкольников развито на средне-низком уровнях, а у старших дошкольников на среднем уровне.

Таблица 3. Сравнение уровней  психологического здоровья у детей  младшего и  старшего дошкольного  возраста (октябрь)

Уровни

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Высокий уровень

0

10%

Средний уровень

45%

70%

Низкий уровень

55%

20%


Таблица 4. Сравнение уровней  психологического здоровья у детей  младшего и  старшего дошкольного  возраста (апрель)

Информация о работе Психологическое здоровье дошкольников