Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Вступление……………………………………………………….2
Психологическое здоровье дошкольников……………………5
Психологические особенности детей-логопатов…………….16
Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
Выводы…………………………………………………………..29
Список литературы………
Уровни |
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
Высокий уровень |
0 |
45% |
Средний уровень |
65% |
45% |
Низкий уровень |
35% |
10% |
Для поддержания психологического здоровья детей-логопатов необходима помощь и поддержка разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). В дошкольном учереждении необходимо создать здоровьесберегающюю средуе:
- создать оптимальные внешнесредовых условий в детском саду (стиль общения педагогов с воспитанниками, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создавать атмосферу заинтересованности, атмосферу психологического расслабления и комфортности);
- нейтрализовать негативизмы и страхи получения отрицательной оценки своей деятельности;
- учитывать личностные и индивидуальные психические свойства воспитанников (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
- соблюдать режим дня дошкольников по видам деятельности: чередование занятий, игр и наблюдений, физминуток, артикуляционных и психогимнастик, психоэмоциональные паузы;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на занятиях;
- поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть игровым;
- воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
- оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия
только способствуют развитию детей, удовлетворяют
их эмоциональному благополучию, а, следовательно,
удовлетворяют их уровню здоровья:
укрепляют физическое и психологическое
здоровье, формируют желание к познавательной
активности, развивают ребенка как субъекта
отношений с людьми, с миром и с самим собой.
5. ВЫВОДЫ
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании всего
1. Психологическое
здоровье – состояние, характеризующее
процесс и результат нормального развития
субъективной реальности в пределах индивидуальной
жизни; максима психологического здоровья
есть единство жизнеспособности и человечности
индивида. «Психологическое здоровье»
характеризует личность в целом, находится
в непосредственной связи с проявлениями
человеческого духа и позволяет выделить
собственно психологический аспект проблемы
психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает
в себя разные компоненты жизнедеятельности:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
2. Проблема психологического здоровья детей дошкольного и возраста является центральной в работе педагогов детских дошкольных учереждений. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
3. Основу психологического
4. Психологическое здоровье детей имеет ясно выраженную интерсубъективную природу.
5. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
6. Образование, обеспечивающее
здоровую экологию детства, полагающее
нормой ценность саморазвития, становления
индивида субъектом
7. Профессиональная забота
взрослых и специально
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Базовая программа развития
дошкольника «Я в мире».
2. Божко Л. Ориентир - здоровый образ жизни
/ / Психолог.-2008 .. - № 18. - С.1-2.
3. Василенко Н. Проблема здорового образа
жизни в образовании европейских стран
/ / Пути освити.-2000. - № 1.-С.19.
4. Главник А.П. Воспитываем ребенка вместе
/ / Психологическая газета. - 2005. - № 23. -
С.-26-27.
5. Гуменюк Г. Внутренний мир ребенка и
стресс / / Довкилля.-2008. - № 1.-С.20-22.
6. Денисенко Н. Формирование сознательного
отношения к здоровью / / Дошкольное воспитание.
- 2008. - № 9. - С.3-4.
7. Из опыта работы ДОУ № 3 «Колокольчик»
г. Харков / / Библиотечка воспитателя детского
садка.-2005. - № 15-16.-С.70-73.
8. Захарова Н. Игровые технологии в помощь
адаптации / / Палитра педагога. - 2004. - №
4. - С.11-12.
9. Карепов Т., Жукове И. Программа формирования
культуры здорового образа жизни у детей
«Наша традиция - быть здоровыми!" / /
Психолог в детском саду.-2006. - № 3. - С. 52-80.
10. Корнеева Т. Психическое здоровье дошкольника
и телевидения / / Ребенок в детском саду.
- 2006. - № 3.-С. 84-87.
11. Логопсихология. Учебно-методическое
пособие. Витебск, Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»2007
12. Луценко И. Психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с особыми потребностями.
/ / Психолог. - 2005. - № 40. - С.19-23.
13. Прищепа Т.И. Социализация дошкольников
/ / Психолог. -2007. - № 31-32. - С.31-46.
7. ПРИЛОЖЕНИЕ