Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа
Целью работы является изучение самого феномена конфликта и типологии конфликтов с позиции различных исследователей.
Исходя из цели определились следующие задачи:
1.. Конфликт: причины, возникновение, виды
2. Структура и стадии протекания конфликта.
3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
4.Способы разрешения конфликтов. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
Основные типы конфликтов
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
1. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. "Две души живут в моей груди..." - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться во что бы то ни стало. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
2. Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Или допустим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
3. Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть
на почве должностных обязанностей
руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую
4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это - яркие примеры дисфункционального конфликта.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте:
1) дайте партнеру «выпустить пар»;
2) сбивайте агрессию
3) не давайте партнеру
отрицательных оценок, а говорите
о своих чувствах. Нельзя говорить:
«Вы меня обманываете», лучше
сказать: «Я чувствую себя
4) отделите проблему от
личности партнера. Проблема это
то, что надо решать, а отношение
к человеку – это условия,
в которых приходиться
5) предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения;
6) в любом случае дайте
партнеру «сохранить свое лицо»
7) отражайте как эхо
смысл высказываний и
8) не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
9) ничего не надо доказывать;
10) замолчите первым;
11) не характеризуйте состояние оппонента;
12) независимо от результата
разрешения конфликта,
Таким образом, в конфликтной ситуации – главное уметь управлять своими эмоциями.
Разработано немало рекомендаций,
касающихся различных аспектов поведения
людей в конфликтных ситуациях,
выбора соответствующих стратегий
поведения и средств разрешения
конфликта, а также управления им.
Основные, наиболее приемлемые стратегии
поведения в конфликтной
- конкуренция;
- сотрудничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление
Стиль поведения в конкретном конфликте, по их мнению, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить интересы собственные, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Конкуренция, соперничество
– это открытая борьба за свои интересы.
Может использовать человек, обладающий
сильной волей, достаточным авторитетом,
властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве с другой стороной
и стремящийся в первую очередь
удовлетворить собственные
- исход
конфликта очень важен для
вас и вы делаете большую
ставку на свое решение
- вы обладаете
достаточной властью и
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для этого шага;
- вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что этот стиль поведения в конфликте нельзя использовать:
- в близких, личных отношениях;
- в ситуации,
когда вы не обладаете
Сотрудничество – это
поиск решения, удовлетворяющего интересы
двух сторон. Можно использовать,
если, отстаивая собственные
- умения объяснять свои желания;
- выслушивать друг друга;
- сдерживать свои эмоции.
Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль поведения неэффективным.
Стиль сотрудничества для разрешения конфликта приемлем в следующих ситуациях:
- необходимо общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссов;
- длительные,
прочные и взаимозависимые
- основная
цель – приобретение
- стороны
способны выслушать друг друга
и изложить суть своих
- необходима
интеграция точек зрения и
усиление личностной
Компромисс – это
Такой подход к разрешению конфликта возможен в следующих ситуациях;
- обе
стороны имеют одинаково
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас
может устроить временное
- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
- компромисс
позволит вам хоть что-то
Избегание – это стремление выйти из конфликта не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своих позиций.
Стиль избегания применим в таких ситуациях когда:
- источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на это силы;
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас
мало власти для решения
- вы хотите
выиграть время, чтобы изучить
ситуацию и получить
- попытка
решить проблему сразу же
Информация о работе Психология конфликта и способы его разрешения