Психология любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:55, реферат

Описание работы

Любовь к Родине. Любовь матери. Отцовская любовь. Любовь к музыке. Любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине. Любовь к своему делу. Любовь к жизни...У этого понятия множество границ и значений. Но оно почти всегда означает чувство самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Это особенно характерно для любви между мужчиной и женщиной. Естественно, что чувство любви, присущее современному человеку, стало таким благодаря длительному историческому развитию взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Файлы: 1 файл

психология любви.docx

— 78.96 Кб (Скачать файл)

1.Введение

Вильям Шекспир писал:

«Любовь — блеск солнечный, дождю идущий вслед...

Любовь всегда свежа, как  яркий вешний цвет».

А вот слова Гете: «Счастье душа познает лишь любя».

О любви писали Гомер и  автор «Слова о полку Игореве», Лев Толстой и Стендаль, Пушкин и Гете, Горький и Шолохов... Великие  умы человечества размышляли о ее природе, назначении, роли в жизни  каждого человека и общества в  целом. Если бы мы задались целью прочитать  все, что написано о любви, нам  не хватило бы и всей жизни. И все  же тема любви остается малоизведанной. Она неисчерпаема — так богато и разносторонне по содержанию чувство  любви, так неповторимо оно по форме проявления, так удивительно  его развитие.

Любовь к Родине. Любовь матери. Отцовская любовь. Любовь к  музыке. Любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине. Любовь к  своему делу. Любовь к жизни...У этого  понятия множество границ и значений. Но оно почти всегда означает чувство  самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Это особенно характерно для любви между мужчиной и женщиной. Естественно, что чувство  любви, присущее современному человеку, стало таким благодаря длительному  историческому развитию взаимоотношений  между мужчиной и женщиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Что  такое любовь?

ЛЮБОВЬ — это

1) высокая степень эмоционально  положительного отношения, выделяющего  его объект среди других и  помещающего его в центр жизненных  потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к  детям, к музыке и т. д.);

2) интенсивное, напряженное и  относительно устойчивое чувство  субъекта, физиологически обусловленное  сексуальными потребностями и  выражающееся в социально формируемом  стремлении быть своими личностно-значимыми  чертами с максимальной полнотой  представленным в жизнедеятельности  другого таким образом, чтобы  пробуждать у него потребность  в ответном чувстве той же  интенсивности, напряженности и  устойчивости.

3) Чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности.

Чувство Любви имеет глубоко  интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися  эмоциями нежности, восторга, ревности и других чувств, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Неопределенное половое влечение («томление плоти») может принять  форму влечения к данному конкретному  индивиду. Такое избирательное влечение бывает и у животных. У человека в процессе общественного развития на основе полового влечения возникает  любовь, которую       Дж. Б. Шоу определил как чудовищное преувеличение различий между одним человеком и всеми остальными. Это самое загадочное и многогранное чувство, отличающееся длительностью, всеобъемлющим влиянием на поведение и тесной связью с другими чувствами: любовь возбуждает широкий спектр переживаний — от блаженства и восторга до горя, унижения, ревности, отчаяния и ненависти (неразделенная или обманутая любовь).

Любовь автоматически не вырастает  из полового инстинкта. Если представить  себе, что человек никогда не испытывал  любви к брату, сестре, родителям, привязанности к друзьям, не имел опыта отношений в семье и  коллективе, то вряд ли его половой  инстинкт сам по себе перерос бы в любовь. «Очеловечивание» зоологического инстинкта достижимо лишь в человеческом обществе; оно определяет конкретные формы включения этого инстинкта в системы межличностных отношений.

Огромная роль в воспитании чувств принадлежит искусству и художественной литературе. В частности, лирическая поэзия — наиболее яркая и эмоционально насыщенная форма передачи сокровенных  любовных переживаний. В разных культурах, в разные эпохи эта передача имеет  свои оттенки. Вот как выразил  пленительность этого чувства Ф. И. Тютчев:

Но есть сильней очарованья:

Глаза, опущенные ниц...

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огонь желанья.

 

 

Любовная лирика разных народов  имеет свой национальный колорит. «Тусклый огонь желанья» был бы неуместен, скажем, в персидских любовных двустишиях, создаваемых в совершенно ином ключе: « Целый город сердец можно купить одним быстрым взглядом из-под густых ресниц. Прошу тебя, не спеши овладеть моим городом. Любимая вошла в мой шатер, и птица моего сердца в смятении. Свеча вставлена в фонарь, и мотылек горестно бьется о стекло. Если ты станешь моим садом, к буду розой, а если ты станешь розой, я буду твоими лепестками. Если ты станешь кубком, я буду твоим вином, а если ты станешь вином, я буду каплей в твоем горле ».

Интимная лирика воспитывает сдержанность и благородство, служит средством  обогащения и филигранной шлифовки чувств.

В рассказе одного восточного писателя есть такой эпизод. Девушка из правоверной  семьи и свободомыслящий юноша  решили пожениться. Жених пришел к  матери своей невесты:

— Я люблю вашу дочь.

— Ты любишь мою дочь?

— Да, люблю.

— А зачем тебе любить ее? Разве  она тебе жена, что ты ее любишь? —  искренно удивилась женщина.

 В словах этой неразвитой  и забитой женщины есть крупица  жизненной правды. Пылание юных  сердец — это лишь начало  любви. Нужна проверка совместной  жизнью под одной крышей, испытание  общим трудом по созданию семьи  и домашнего очага. Только тогда  любимая становится по-настоящему  родной и близкой, ее обида  ощущается как своя собственная:  если больно ей, то и самому  больно. Недаром сказал Марк Твен: ни один человек не способен  понять, что такое настоящая любовь, пока он не проживет в браке  четверть века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование любви: от первобытного до современного общества.

В глубокой древности отношения  между мужчиной и женщиной были проявлением  полового инстинкта. Выражалось это  в весьма разнообразных формах. Первую форму половых отношений у  человека можно назвать неупорядоченной  «постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем». Такие отношения, являющиеся проявлением зоологического индивидуализма, вносили дезорганизацию в жизнь  первобытных людей (острые конфликты  и драки во время подготовки к  охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Со временем они стали тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. «Объективной необходимостью становилось  дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты  конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта  началось с установления первобытной  общиной производственных половых  табу — запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Постепенно отношения между  мужчиной и женщиной стали приобретать  человеческий, социальный характер. Однако характеризовать эти отношения  как любовь еще было нельзя. Прошли еще многие и многие века до того времени, когда в отношениях между  мужчиной и женщиной появились элементы избирательности. В их основе первоначально  лежали внешние физические данные, такие как молодость, здоровье. По словам В. Г. Белинского, такая любовь «выражает не более, как чувственное, на природе основанное, стремление одного пола к другому».

Развиваясь, усложняясь и облагораживаясь, любовь к человеку другого пола стала  основываться на оценке его красоты. Важным этапом в дальнейшем развитии этого чувства была любовь рыцарская  — поклонение женщине, Прекрасной Даме. Такую любовь называют романтической. «Но и от рыцарской любви до любви современного человека дистанция  огромного размера. В рыцарской  любви еще преобладало поклонение физической красоте женщины, и в  то же время она мало затрагивала  внутренний, духовный мир людей. «Дама  сердца» была для рыцаря идеалом, но отнюдь не другом; оказывая ей знаки  внешнего поклонения, он еще не снисходил  до признания в ней равного  себе человека.

Примерно такой же характер имеет  любовь и в среде современной  буржуазной элиты. Но главное — и  там и здесь — любовь существует вне брака, как его антипод, разрушитель  семейных устоев».

В рабовладельческом и феодальном обществах (в значительной мере это присуще и капиталистическому укладу) любовь часто не имела отношения к браку. Он заключался на иных основах, при этом чаще всего учитывались классовая и религиозная принадлежность будущих супругов, имущественные интересы и другие мотивы.

Только постепенно, на протяжении долгого времени (вместе с изменением уклада жизни, с развитием и совершенствованием чувства любви) в обществе зрело  понимание большой нравственной ценности и силы индивидуальной любви. Вместе с осознанием этого любовь стали считать важной основой  брака. А брак без любви все  чаще признавался безнравственным.                   Ф. Энгельс писал: «И на бумаге, в теоретической морали и в поэтическом изображении, не было ничего более незыблемого и прочно установленного, чем положение о безнравственности всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и на действительно свободном согласии супругов. Одним словом, брак по любви был провозглашен правом человека».

 

 

Все это пробивало себе дорогу и  утверждалось в яростной борьбе, которая  в мире капитала продолжается и сейчас. В социалистическом обществе брак заключается  по любви. Это стало закономерностью, закреплено моральными нормами и  правовыми актами. Основой такого положения являются устранение господства частной собственности, торжество  социалистических общественных отношений.

Можно подвести итоги о том, что  же такое любовь:

- Чувство любви, присущее современному человеку, является результатом длительного исторического развития общества и самой человеческой личности;

- Содержание чувства любви претерпело чрезвычайно большие изменения, развиваясь от примитивного полового инстинкта до очень богатого и весьма тонкого нравственно-эстетического и естественно-психологического чувства, которое включает не только физическое стремление одного пола к другому, но и в еще большей мере потребность з духовной человеческой близости.

- Любовь — источник и могучий преобразователь жизни на земле, что она активизирует и облагораживает личность, оказывает благотворное влияние не только на личную жизнь человека, но и на его трудовую и общественную деятельность, на его психику и в целом на всестороннее развитие личности. Однако здесь не менее важно подчеркнуть и то, что развитость чувства любви в сильной степени зависит от уровня развития человеческой личности. В связи с этим любовь, зарождающаяся в ранней юности, имеет своеобразные черты. В чем они?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Как зарождается и угасает любовь?

Дочь знаменитого физика А. Майкельсона  сообщила в жизнеописании своего отца, что в 47 лет он расстался  с первой супругой и вскоре познакомился с девушкой, ставшей его второй женой: «По иронии судьбы она привлекла  его теми же качествами, которыми пленила  его первая супруга, когда он впервые  встретился с ней».

Суждение это несколько наивно. На деле в «иронии судьбы» проявилась естественная закономерность. Видимо, для каждого человека существует особенно привлекательный «физический  тип» (рост, тип лица, телосложения, голос, походка и т. д.), и предметы его увлечений обычно принадлежат  к этому типу. Существует мнение, что этот наиболее желанный облик — сохранившийся в глубинах памяти образ самой первой возлюбленной. Но есть и другой взгляд, согласно которому такое «антропологическое предпочтение» — врожденное. Как бы то ни было, сам факт такого предпочтения бесспорен.

И кстати, он не говорит в пользу того, что любовь такое уж таинственное и роковое чувство, не подчиняющееся  никаким правилам и закономерностям. Со временем психофизиологические закономерности будут исследованы, хотя у иных людей  это вызывает резкий протест и  возмущение. Они утверждают, что  научный анализ лишит это чувство  всей его притягательной силы.

Мнения такого рода не новы. Английский поэт Ките негодовал против Ньютона  за то, что Ньютон объяснил природу  радуги и тем самым лишил ее божественного очарования. В действительности, как известно, ничего подобного не случилось: знание не убивает красоту.

В классической литературе встречаются  утверждения, что способность любить — редкий талант. Ведь в жизни далеко не каждому дано испытать глубокое, всепоглощающее чувство любви. Думается, однако, причина все же не во врожденном «таланте любви», а, скорее, в особенностях воспитания.

«Ты меня любишь, потому что любишь или потому, что я тебя люблю?»  — этот вполне резонный вопрос задала своему возлюбленному одна литературная героиня. Любовь может вспыхнуть  «сама собою», внезапно и самопроизвольно; бывает даже любовь с первого взгляда, возможность которой отрицают люди, не испытавшие ее. Но нередко любовь зарождается как ответное чувство, которого домогаются, стараются завоевать, иногда разжигают с большим искусством, с тонким расчетом обольщения («наука страсти нежной»).

«Истинным гением» в этой науке, как мы знаем, был Евгений Онегин. Еще больший искусник на этом поприще—Дон  Жуан; для него покорение женских  сердец — главная жизненная цель и единственное занятие. Для завоеваний подобного рода нужны, кроме обаяния  молодости и красоты, смелость, настойчивость, порой беззастенчивость и наглость, а также способность самому увлекаться и затрачивать на любовные предприятия  все свои душевные силы: красноречие, находчивость, гибкость ума, улавливающего  тончайшие смены настроений, дабы не упустить «благоприятный момент».

Информация о работе Психология любви