Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:55, реферат
Любовь к Родине. Любовь матери. Отцовская любовь. Любовь к музыке. Любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине. Любовь к своему делу. Любовь к жизни...У этого понятия множество границ и значений. Но оно почти всегда означает чувство самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство. Это особенно характерно для любви между мужчиной и женщиной. Естественно, что чувство любви, присущее современному человеку, стало таким благодаря длительному историческому развитию взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Увлечения таких людей не глубоки. Им в большинство случаев неведома подлинная любовная страсть; они охвачены другой страстью — одерживать победы. Некоторых из них привлекает трудность предприятия (как солдата в рассказе М. Горького «Двадцать шесть и одна» — он на пари соблазнил горничную).
Человек, занятый подобной «охотой», коллекционирующий любовные приключения, может стать виртуозом любовной интриги. У него должно быть и актерское дарование, чтобы правдоподобно изображать холодное равнодушие или, по обстановке, смертельные муки любви. Наигранный пафос его речей заставляет и его самого верить в них — в ту минуту когда он их произносит.
Женщины, зная о ветрености и коварстве волокит, все же нередко поддаются волшебной магии этих речей. Они верят — хочется верить! — что обольститель влюбился в первый раз, то есть лишь на сей раз по-настоящему (в нее!).
Любовь порождает другие переживания,
которые, в свою очередь, воздействуют
на нее. Гордость любимым упрочивает
любовь; если же приходится стыдиться
и краснеть за любимого человека, это
может разрушить и убить
Иногда пытаются удержать угасающую привязанность, умышленно подавая повод к ревности. Мучительное сомнение в любви и верности, усиленное оскорбленным самолюбием, иногда подогревает остывающую любовь, но не надолго, да и не у всех. Угасшая любовь, как правило, не возвращается, не вспыхивает заново. Если ее не удалось удержать, то повторно завоевать редко бывает возможно.
Но недаром любовь называют самым капризным чувством. Абсолютных правил нет; связь любви с другими проявлениями душевной жизни сложна и трудноуловима. Поэтому попытки вмешательства в чужие любовные дела чаще всего бессмысленны и бесполезны. Вполне современно звучит двухтысячелетней давности рассказ Плутарха по поводу развода римского консула Павла Эмилия: «Некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или нехороша собой? Или бесплодна?» — выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: «Раз-не он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?»
Некоторые религии считают, что разлюбить, а тем более полюбить другого — смертный грех. Увы, требование вечной любви приходит в столкновение с психофизиологией человека. Ведь даже Ромео, прежде чем полюбить Джульетту, пел серенады под окнами Розалинды. По словам одного писателя, «любовь до гроба» отличается от «обыкновенной» лишь тем, что она чуть менее продолжительна.
Чувство любви не застывает, а с
течением времени меняется, проходит
«этапы развития»: любовь-страсть в
ходе совместной жизни превращается
в любовь-привязанность. Чувство
постепенно становится не столь бурным,
но более глубоким, теснее связывается
с другими элементами душевной жизни.
И случается, что любовь-привязанность
к одному человеку уживается с
зародившейся любовью-страстью к другому.
Это может привести к мучительному
внутреннему разладу и
5. Ослепление любви
Влияние любви на поведение и на личность — глубоко и многогранно. В частности, влюбленный взор, как правило, не видит недостатков в любимой и преувеличивает ее достоинства.
Идеализация иногда приводит к неожиданному явлению: случается, что при встрече даже после недолгой разлуки возлюбленный (возлюбленная) не кажется столь прекрасным, каким он представал в воображении. Мысленный портрет любимого почти всегда лучше и краше, чем на самом деле. Требуется время, хотя и непродолжительное, чтобы совместить идеализированный образ с живым человеком, а до этого совмещения возникает легкое разочарование. Это, вероятно, может помочь понять: и есть ли любовь?
Другой критерий — ощущение постоянного незримого присутствия любимого (любимой). Именно это ощущение присутствия ведет к формированию стойкого мысленного образа. Его устойчивость служит залогом того, что любящие долго не замечают морщин, обвисшей шеи, дряблых щек и других печальных спутников старения. В поблекшем мужчине любящая жена видит златокудрого юношу, пленившего ее когда-то. Для любящего мужа сквозь увядшие черты супруги проступают яркие краски ее цветущей молодости, которые хранит память его сердца.
«Ослепление» любви
...тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет!
Но любовь его не мирится с этим трезвым выводом, и по примеру всех влюбленных он отказывается верить, что его разлюбили, ищет мучительных доказательств, получает их, но продолжает разуверять себя и искать все новых подтверждений. Влюбленный упорно не видит того, что ясно всем вокруг, он хватается за любое случайно оброненное слово, по-своему толкует его, лишь бы не потерять надежды,
В этом поразительное сходство любви и «навязчивых состояний», с которыми сталкиваются невропатологи и психиатры. В повести И. А. Бунина «Митина любовь» это сходство прослеживается с клинической отчетливостью. Митя не в силах совладать со своей любовью, и она приводит юношу к самоубийству.
Но можно ли вообще совладать с любовью? Подчинена ли любовь воле и рассудку? Чаще считают, что не подчинена; но такое суждение представляется легковесным. Как ни сильна была страсть Вронского к Анне Карениной, он чувствовал, что мог бы вырвать ее из своего сердца. Правда, лишь до определенного часа — до беременности Анны. Есть и другие примеры. Поэтому правильнее, пожалуй, сказать так: зарождающуюся любовь можно «остановить» волевыми усилиями, а любовь «созревшую», подчинившую себе все помыслы и душевные движения, «потушить» не так просто.
Видный советский
Любовь подвержена влиянию глубоких, хотя не всегда осознанных стремлений личности. Герой рассказа Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро» в минуту горькой откровенности признался самому себе: «И ведь неспроста,— правда? — что каждая новая женщина, в которую он влюблялся, была богаче своей предшественницы». Его влюбленность была искренней и непритворной, но зарождалась она не без воздействия установки «войти в стан самых богатых».
Чаще всего возникает любовное чувство к человеку своего круга; здесь тоже проявляется влияние разумной установки. Вообще, когда говорят, что страсть сильнее разума и не подчиняется ему, то нужно бы добавлять при этом: если разум слаб.
6. Юношеская любовь
О юношеской любви существуют разные мнения:
Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава
—так писал Низами.
Другой точки зрения придерживался М. Ю. Лермонтов:
Язык любви, язык чудесный,
Одной лишь юности известный.
А вот как видит ее Гете: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное».
Если обратиться к мнениям взрослых, то и здесь можно встретить разные точки зрения на юношескую любовь: «высшее проявление чувства», «только она и есть настоящая любовь», «такой любви нет», «школьникам любить еще рано». Ошибочность двух последних суждений в их категоричности. Элемент преувеличения содержат и две предыдущие точки зрения.
В книге В. Н. Чернокозовой и И. И. Чернокозова «Основы марксистско-ленинской этики» (Минск, 1974, с. 104—108)изложена определенная точка зрения о юношеской любви. Вот ее суть. Первую юношескую любовь нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать, поскольку трудно допустить, чтобы высшая форма любви могла появиться у человека, лишь находящегося в стадии своего личностного становления, когда на человеке еще лежит печать социальной и нравственной незрелости, что не может не отразиться на его любви.
Рассмотрим подробнее несколько положений, характеризующих взгляды этих авторов.
Положение первое. Вопросы любви волнуют юных задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Из книг и песен, из кинофильмов и рассказов старших товарищей они уже знают, что любовь — это ценность, что люди ждут ее и стремятся к ней. Не удивительно, что первой любви обычно предшествует самое желание любить, испытать это непонятное романтическое чувство.
Положение второе. У юношества сильно стремление к самоутверждению в этой необычной новой сфере чувств, выявить свою способность любить и быть любимым. Поэтому юношеская любовь нередко есть преддверие любви, а не сама любовь.
Положение третье. В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами. Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее. Об этом А. И. Герцен писал: «Я не знаю, почему дают какой-то монополь воспоминаниям первой любви над воспоминаниями молодой дружбы. Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает о различии полов, что она страстная дружба. Со своей стороны, дружба между молодыми людьми имеет всю горячность любви и весь ее характер». И пожалуй, правильно то, что юношеская любовь чаще всего вырастает из дружбы. Да и сами мальчик и девочка свои отношения часто называют дружбой, хотя уже и любят друг друга. Юношеская любовь выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и в желании говорить друг с другом, сознавать душевную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. Юношеская любовь бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится показаться смешной.
Положение четвертое. На юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не связываются с семьей, поэтому она оказывается похожей на интересную игру, недостаточную для создания семьи. К тому же ни юноша, ни девушка в этом возрасте и не подготовлены к созданию семьи во многих других отношениях. Юношеская любовь действительно проходит пору своего становления и расцвета, когда пробудившиеся чувства, сохраняя свою чистоту, постепенно становятся более глубокими, благородными, осмысленными. И нельзя торопить это прекрасное время юности.
Юношеская любовь заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами другого человека, побуждает «пересмотреть» себя и рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит ее большая нравственная ценность.
Принося разные переживания, первая любовь
неожиданно может исчезнуть, возможно,
потому, что любили-то не столько
реального, сколько воображаемого
человека. Возможно, что возникнет
другой образ-идеал на месте прежнего.
Может наступить и
Нельзя забывать и следующее. В настоящее время в юности дает себя знать несоответствие между физическим развитием молодежи, с одной стороны, и социальным ее развитием — с другой. Так, физически молодежь уже готова к вступлению в брачные отношения, а социально она еще не подготовлена к ответственности за них перед собой, семьей и обществом. И это требует от юношей и девушек высокой культуры чувств, сдержанности, систематического самовоспитания. При отсутствии этого возможны неблагоприятные последствия ранней любви — легкомысленный брак, изломанная жизнь, брошенная школа, нереализованные идеалы, потерянные мечты. Это значит, что ранняя любовь требует, чтобы юноше или девушке кто-то (мать, отец, старшие брат или сестра, учитель) умно и тонко помог разобраться в новых и сложных ощущениях, которые вдруг обрушиваются на них. Таким советчиком может быть и хорошая книга.
С пробуждением первой любви нередко возникает множество противоречий, смятение чувств и мыслей. Отсюда могут появляться нарушение распорядка, пренебрежение к учебе, к общественным и домашним обязанностям, возникнуть недоверие к заботе родителей и учителей, мнительность и т. д. Основная причина этого — неумение влюбленных управлять собой, своими чувствами. Эти противоречия преодолимы, если юноша и девушка осознают, что любовь порождает ответственность перед любимым, перед близким, перед обществом; если они выполняют ряд требований, предъявляемых обществом к их поведению. К основным из этих требований относятся следующие:
1. Нужно глубоко понимать, что любовь — это чувство, которое нуждается в самоконтроле, а не какая-то неуправляемая стихия, ломающая все нормы и правила поведения.
2. Следует сознавать
3. Следует терпеливо и