Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа
За последние годы российская маркетинговая наука сделала резкий скачок вверх. Предприятия, фирмы и организации постоянно нуждаются в результатах новых исследований рынка, помогающих удовлетворить их потребности по увеличению спроса среди потребителей. Но, с другой стороны, потребности рынка настолько интенсивны в своей динамике, что у специалистов не хватает специальных знаний, опыта, квалификации, чтобы решить эти задачи.
Введение………………………………………………………………………….……...3
1.Понятие маркетинга…………………………………………………………………..4
1.1.Окружающая среда маркетинга……………………………………………….…..6
1.2.Основные принципы маркетинга…………………………………………………10
2.Концепции маркетинга……………………………………………………………...12
3.Поведение потребителя……………………………………………………………..14
4.Отношение продавец-покупатель…………………………………………………..17
5.Подготовка и проведение деловых переговоров…………………………………..20
6.Практическое применение маркетинга…………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………….………………29
Список использованной литературы…………………………..……………………..31
Также следует учитывать,
что сама сущность маркетинга предполагает
ориентацию деятельности компании на
потребителя и максимальное удовлетворение
его основных потребностей. При этом
стоит адекватно оценивать
Не стоит забывать, что, успешные компании предлагают не товар или услугу, а эффективное средство решения проблем, возникающих у потребителя. Вместе с тем, ориентация компании на достижение сиюминутного результата будет в корне не верной, вместо этого следует направить силы на формирование долгосрочных эффективных отношений. Не лишним будет также учитывать экономический и социальный факторы производства и распределения товаров или услуг.
Исходя из общественной значимости маркетинга определяются четыре цели:
2.КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
В настоящее время современный маркетинг представлен самыми разнообразными концепциями. Среди них можно выделить такие концепции, как понятийные, прикладные, концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса, управленческие концепции маркетинга и другие.
Существуют различные
подходы к определению понятия
маркетинг. Например, маркетинг, как
концепция рыночного
Прикладные концепции коммерческого маркетинга различаются в зависимости от сферы его применения. Например, маркетинг банковский, промышленный, торговый, маркетинг гостиниц, предприятий коммерческих субъектов. Прикладные концепции некоммерческого маркетинга - религиозный, глобальный, макромаркетинг, предвыборный, социальный и т. д.
К концепциям маркетинга в зависимости от состояния спроса относятся ремаркетинг, развивающий маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг и т. д.
К управленческим концепциям
маркетинга относятся концепции
конкурентной рациональности, концепции
собственно маркетингового управления,
концепции стратегического
Рассмотрим более близко подходы, существующие к определению понятия маркетинг.
1.Маркетинг как философия
бизнеса. Маркетинг – это
2.Маркетинг как концепция рыночного управления. Маркетинг – это единая система, которая предназначена для планирования объема и ассортимента производимых продуктов, распределения продуктов между рынками сбыта, определение цен. Чтобы достигнутые при этом результаты приводили к удовлетворению интересов потребителей и производителей.
3.Маркетинг как система
управления спросом. В данном
случае маркетинг
4.Маркетинг как система
знаний о существующем рынке.
В данном случае маркетинг
может помочь ответить на
1) Где товары/ услуги собственные покупаются?
2)Когда продаются?
3)Почему товары/ услуги конкурентов применяются?
4)В каких количествах?
5)Каким образом?
5.Маркетинг как комплекс
«4 P»: набор маркетинговых
3.ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Поведение потребителей –
это научно-прикладная дисциплина,
которую можно назвать
Личностные, культурные, психологические и социальные факторы влияют на поведение потребителя на рынке и на характер их покупок. Под личностными факторами понимаются возраст, экономическое положение, профессиональная деятельность, тип личности и т. д.
Под культурным фактором понимается культура, субкультура и принадлежность к определенному общественному классу.
Социальные факторы включают в себя малые группы, которые в свою очередь подразделяются на семью, социальные статусы, социальные роли и т. д.
Под психологическими факторами понимаются восприятие, мотивация, усвоение, убеждение и отношение.
Под анализом потребителя понимают систему методов изучения существуюших и прогнозируемых будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей. Анализ потребителя базируется на концепции «7 Оs» (по начальным и конечным буквам английских терминов:
Occupants – участники рынка;
Objects – продукты рынка;
Objectives – целиучастников рынка;
Organizations – организации на рынке;
Operations – операционные процессы на рынке;
Occasions – возможности приобретения;
Outlets – каналы сбыта) и складывается из изучения следующих элементов: -участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?);
- предметов рынка (какие продукты и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?);
- целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?);
-организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);
- операционных процессов рынка (как осуществляются покупки?);
- возможностей приобретения (когда осуществляются покупки?);
- каналов сбыта (где осуществляются покупки?).
Можно выделить следующие важнейшие направления изучения потребителей:
– отношение к самой компании;
– отношение (мнение, предпочтения) к различным аспектам деятельности компании в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга (выпускаемые и новые продукты компании, характеристики модернизируемых или вновь разрабатываемых продуктов, ценовая политика, эффективность сбытовой сети и деятельности по продвижению продуктов;
– то, что часто называется отдельными инструментами маркетинговой
деятельности);
– отношение к определенной марке товара;
– уровень удовлетворения запросов потребителей (ожиданий потребителей);
– намерения потребителей;
– принятие решений о покупке, определение структуры закупочного центра;
– поведение потребителей при и после покупки;
– мотивация потребителей.
Безусловно, приведенные
выше направления изучения потребителей
не носят изолированного характера,
очень часто в анкетах
4.ОТНОШЕНИЕ ПРОДАВЕЦ-ПОКУПАТЕЛЬ
Маркетинг отношений, бесспорно, наиболее характерная форма организации закупок на промышленных рынках. Он распространен на рынках, где развита конкуренция — как ценовая, так и неценовая. Например, в сфере группового страхования, на рынке промышленных химикатов (в частности, катализаторов крекинга) и грузовых автомобильных перевозок. Меняя со временем долю закупок у каждого поставщика на основании отчетов о результатах деятельности и ориентируясь на цены, клиент вполне может сотрудничать с разными поставщиками.
Закупки из одного источника — это максимальное проявление долговременных отношений между покупателем и продавцом. Такое происходит тогда, когда клиент соглашается в течение какого-то определенного периода времени закупать необходимый ему товар у одного поставщика. В маркетинге отношений, возможно, собственно закупки обладают важной стратегической значимостью для клиента, а клиент, соответственно, возможно, стратегически существенен для поставщика. Подобная практика требует индивидуального и разноуровневого подхода. Управлять отношениями необходимо внимательно и осмотрительно, при надобности, если того требуют обстоятельства, дорабатывать контракты и изменять процедуры в процессе взаимодействия. Следует обладать коммуникабельностью, гибкостью мышления, видением подводных камней и развить в себе определенный навык компромисса. Тем не менее понятно, что обе стороны могут прекратить отношения, так как конкурентноспособный рынок может представить большое количество других возможностей, и это в определенной степени разрешает регулировать отношения при помощи рыночных сил, а также административных и бюрократических правил, политики и соглашений.
Существует наиболее сложная и константная форма отношений между покупателем и продавцом, которая подразумевает почти полную зависимость клиента от поставщика в плане закупаемых товаров. При этом может потребоваться формирование абсолютно новой бизнес-единицы, зачастую — в форме партнерства. Как правило, это продукт или услуга, которые являются инновационными для обеих сторон. Реализация закупок из одного источника может приводить к формированию стратегического альянса, если обе стороны поддерживают долговременное стратегическое сотрудничество. Случается иногда, что клиент покупает компанию-продавца, целиком инкорпорируя его деятельность, и в итоге вместо отношений «покупатель-продавец» созревают внутренние отношения, которые управляются не рыночными, а бюрократическими рычагами.[4]
Определяются долговременные отношения между покупателем и продавцом включением последнего в разработку продукта на ранних этапах, обменом стратегической информацией и координацией производственного процесса посредством систем доставки «точно в срок». Также долговременные отношения могут сопутствовать автоматической регистрацией заказов, электронным обменом данными и существованием отношений на разных уровнях организации, включая топ-менеджмент. Программы управления качеством обеих предприятий должны быть скрупулезно интегрированы. С этими наиболее сложными отношениями между покупателем и продавцом связаны большие расходы, которые должны быть компенсированы путем увеличения качества продукта, уменьшения его себестоимости, роста надежности поставок и совершенствования сервисного обслуживания. Когда покупающие организации анализируют свои стратегические альтернативы, немаловажно определить, поистине ли потенциальные поставщики имеют возможность войти в долговременные отношения «покупатель-продавец». Отношения, которые регулируются рыночными силами, или значительным инвестированием, улучшающие ограниченные возможности и ресурсы продавца, являются альтернативой долговременных отношений.
5.ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Переговоры состоят из
3-х основных стадий: подготовка переговоров,
процесс переговоров и
Выбор средств ведения переговоров. Установление контакта между сторонами:
- устанавливается контакт
по телефону, факсу, электронной
почте;
- высказывается желание вступить в переговоры
и скоординировать подходы к проблеме;
- устанавливаются отношения, для которых
характерны взаимное согласие, доверие,
уважение. Часто взаимные симпатии, развивается
переговорное взаимодействие;
- договариваются об обязательности процедуры
переговоров;
- договариваются о включении во взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Сбор и анализ необходимой для переговоров информации:
- выявляются, собираются
и анализируются
- минимизируется вероятность
негативного влияния