Психология моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующее задачи:
Изучить сущность моды, ее социокультурные функции и механизмы;
Рассмотреть особенности влияния средств массовой информации на молодежь

Файлы: 1 файл

Психология моды.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мода – неоднозначный  и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых  различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее  значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.

Сегодня мода во многом детерминирует  мировоззрение    современного человека. Она отражает функциональные потребности человека – творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.

Актуальность  темы исследования. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека.

Одним из механизмов регуляции  в структуре социокультурных  отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных  областях жизни, обладает большими возможностями. В связи с этим, представляется оправданным рассмотрение проблем социокультурных коммуникаций в современных условиях через призму анализа моды как нормативной системы, выявление ее специфического места и роли в структуре этого процесса.

Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Мода относится к той категории явлений, которые подчас считают возникающими на основе случайных пересечений, не управляемых никакими рациональными факторами. Если моду рассматривать на относительно большом отрезке времени, тогда ее изменения представляются регулярными; на протяжении же короткого периода изменения моды представляются спонтанными [1, с. 23].

Степень разработанности проблемы. Научная база по изучению моды, как социокультурного явления сформировалась и получила свою разработку, в основном, в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. Зиммель, В. Зомбарт, Г. Тард, П. Спенсер, Р. Бард, Т.В. Козлова, В.И.Казаринова, Н.Т.Савельева, и других.

Г. Зиммель в своих трудах выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы.

Объект работы: мода, как социокультурный феномен.

Предмет работы: влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.

Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующее задачи:

  1. Изучить сущность моды, ее социокультурные функции и механизмы;
  2. Рассмотреть особенности влияния средств массовой информации на молодежь
  3. Исследовать специфику влияния средств массовой информации на отношение молодежи к моде.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней теоретические положения позволяют критически осмыслить особенности влияния средств массовой информации на отношение молодежи к моде, сформулировать рекомендации по оптимизации воздействия средств массовой информации на отношение молодежи к моде.

Методы исследования.

В исследовании использовались теоретические  методы: теоретико-методологический анализ, обобщение  и интерпретация научных  данных. Эмпирические методы: анкетирование, обработка и анализ результатов  эмпирического исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, библиографического списка, приложений. 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МОДЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

    1. Понятие и механизмы моды как социально-психологического феномена

На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность  подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования  определенных культурных образцов. В  традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами [8, c. 46].

Впервые указал на особенные  черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки моды:

1. В обществе должны  существовать различия между  социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе  не было моды).

2. Представители низших  слоев стремятся занять более  высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. 

Мода действует в  социальных системах, для которых  характерны следующие черты:

1) динамичность;

2) социальная дифференциация  и мобильность;

3) открытость (развитые  каналы коммуникации);

4) избыточность (развита  система тиражирования материальных  и культурных благ, существует  множество конкурирующих модных  образцов).

Мода представляет собой  процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов [ 18, c. 57].

Таким образом, модные стандарты  и образцы постепенно «просачиваются»  сверху вниз, достигая низших слоев  общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает  массовая мода.

Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно [11, c. 60].

Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В  современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и  является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого  положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: «Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет» [12, c. 86].

Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь  активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX—XX вв. и молодежи во второй половине XX в.

Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной  стороны, социальное неравенство в  обществе, обозначая различия между  социальными группами (различные  социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.

Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.

Наряду с подражанием  существует и противодействие отдельных  лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII веке [13, c.35].

В основе подражания лежит  имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение  к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды.

Как правило, протест  против официальной моды является внешним  проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов.

Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж».

Антимода часто превращается в массовую моду или, по меньшей мере, оказывает влияние на официальную  моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, —  битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода.

 Например, у хиппи  были заимствованы тенденция  к индивидуализации облика человека  в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции [18, c. 34].

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к  окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них.

 Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды.

Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального выделения, обеспечивая одновременно и то, и другое.

Информация о работе Психология моды