Психология моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующее задачи:
Изучить сущность моды, ее социокультурные функции и механизмы;
Рассмотреть особенности влияния средств массовой информации на молодежь

Файлы: 1 файл

Психология моды.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Две наиболее активные категории  участников моды заслуживают здесь  специального рассмотрения. Речь идет о молодежи и женщинах.

С известной долей  условности можно сказать, что если XIX в. открыл такие категории, как  детство и дети, то XX в. осуществил открытие молодости и молодежи. Понятно, что молодые люди как человеческие существа определенного биологического возраста существовали всегда и везде, а конфликты между отцами и детьми описывали еще античные авторы. Молодежную окраску в предшествующие столетия получали некоторые социально-политические и культурные движения, например романтизм в Западной Европе или нигилизм в России [19, c. 48].

Вплоть до наступления  нашего столетия молодежь, как правило, рассматривалась не в качестве особой социальной категории со своими потребностями, правами и устремлениями, а как  те же взрослые, но еще не сформировавшиеся, не достигшие своего «нормального», взрослого состояния. Соответственно и молодость считалась не специфической фазой жизненного цикла человека, а лишь подготовительной фазой, предваряющей «вступление в жизнь» [18, c. 87].

В наше время в индустриально  развитых странах молодость составляет особую длительную фазу жизненного цикла, в которой образуются специфические группы, сформированные на основе возрастного признака и характерных ценностей. Молодежь превратилась в специфическую социальную категорию со своими ценностями, устремлениями, организациями, специфическим самосознанием и собственной субкультурой.

Наибольшая активность участия молодежи в моде объясняется, с одной стороны, усилением ее роли в качестве субъекта социальных изменений, с другой - ее неустоявшимся  положением в обществе, неполным освоением социальных ролей, обусловленным ранней стадией жизненного цикла. Демаркационная и нивелирующая функции моды для молодежи оказываются особенно значимыми. Первая удовлетворяет ее потребность в самоутверждении, признании, самостоятельности; вторая способствует ее социализации, вхождению во «взрослое» общество, приобщению к социальным и культурным ценностям. С одной стороны, мода устанавливает и обозначает границы молодежи и ее культуры (главным образом на начальных фазах модного цикла II), с другой - размывает эти границы. Таким образом, мода, во-первых, способствует формированию специфической молодежной культуры, во-вторых, время от времени разрушает ее специфику [19, c. 79].

При этом молодежная культура во многом творится «взрослым» обществом; отсюда его особая ответственность за ее содержание.

Активное участие женщин в моде также связано с изменением их роли в социально-историческом процессе. На протяжении веков европейской  истории демонстративная функция  осуществлялась преимущественно в  мужской одежде, и лишь в новое время мода в одежде становится главным образом женской. В традиционных обществах, управляемых обычаем, определенные культурные образцы жестко закреплены за каждым из полов, а на обмен ими налагается строгий социальный запрет.

Например, стремление женщин носить брюки проявилось в незапамятные времена, но постоянно сталкивалось в истории с сильнейшим противодействием обычая. Поэтому ношение этой традиционно мужской одежды часто было связано с сокрытием женщиной своей половой принадлежности и со всякого рода драматическими историями. Затем мужской костюм для женщин был признан только для сугубо специальных занятий, ограниченных строгими рамками места и времени (охота, сцена и т.п.), или же для женщин, своим поведением поставивших себя на грань обычной социальности и бросивших вызов общественной морали, как это произошло, например, с Жорж Санд. Но появление женщины в брюках в общественных местах еще совсем недавно воспринималось не просто как мода, а как скандальная выходка, угроза общественной нравственности.

Даже в 50-е годы борьба со «стилягами» у нас в стране была направлена не только против узких  брюк, «коков» и туфель на толстой  подошве у мужчин, но и против женских брюк. Женщинам в брюках был запрещен вход во многие общественные места, на улицах их подвергали насмешкам и оскорблениям. Сегодня женщина в брюках уже никого не шокирует и воспринимается как нормальное повседневное явление; напротив, прежняя неприязнь к женским брюкам вызывает удивление. Можно сказать, что в данном случае мужской обычай превратился затем в женскую моду, а позднее - и в женский обычай, поскольку ношение брюк женщинами стало уже традиционным [20, c. 59].

В целом критерии выделения  групп участников моды могут быть самыми разнообразными: от места в  общественном производстве и типа жилища до состояния здоровья человека.

Выбор критерия типологии  групп определяется его конкретной социально-экономической, культурной, общечеловеческой значимостью. Само обнаружение  и выявление групп и их потребностей - процесс творческий. Будущее откроет нам новые, еще неведомые критерии группообразования, а значит, и новые формы участия в моде.

     Таким образом,  можно сделать вывод, что большое количество наблюдений и исследований в области психологии позволяет сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок.

Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества.

 

1.2. Специфика  влияния средств массовой информации на молодежь

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие [26, c. 72].

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства.

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Вот почему в современном  информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи.

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как  непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.

Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта. 
 
Таким образом, Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода, во-первых, способствует формированию специфической молодежной культуры, во-вторых, время от времени разрушает ее специфику.

 Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на молодежь, на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К МОДЕ

2.1. Программа  психологического исследования влияния средств массовой информации на отношение молодежи к моде

Современная мода связана не только с одеждой или  внешними формами культуры, она охватывает весь образ жизни человека и взаимосвязана  с такими явлениями, как политика, музыкальные и литературные пристрастия, речь, экономика, манеры, способы общения и даже научные теории. Учитывая всеобъемлющий характер феномена моды, исследование механизма существования и специфических особенностей моды является весьма актуальным и перспективным направлением в науке.

Проблема исследования: 

Противоречие между необходимостью обладать информацией о влиянии средств массовой информации на отношение молодежи к моде и отсутствием этих данных.

Цель эмпирического исследования -  выявить отношение молодежи к моде в соотношении с современными модными тенденциями и влияние средств массовой информации на модные предпочтения.

Гипотеза  исследования:

Мы предполагаем, что на восприятие моды оказывают влияние как мировые модные тенденции (например, модные тенденции в одежде, предлагаемые известными модельерами), ценности и нормы, так и средства массовой информации. Чем сильнее влияние средств массовой информации, тем выше уровень восприятия современных требований моды..

Задачи  эмпирического исследования:

    1. Провести эмпирические исследования.
    2. Выявить модные предпочтения молодежи.
    3. Выявить особенности влияния средств массовой информации на модные предпочтения  у молодежи.

 

Исследование  включало в себя:

Анализ отношения  молодежи к моде, модной одежде и  влияние на это средств массовой информации помощью анкетирования. Опросник, который был использован в ходе исследования, представлен в приложении Б.

Выборку составили 15 студентов Южно-Уральского государственного университета.

Возрастной состав респондентов – от 19 до 25 лет. Для исследования динамики отношений к моде респонденты были разделены на следующие возрастные группы:

1 группа – 19-21 лет,

2 группа –  22-25 лет.

Половая принадлежность респондентов не выделялась, т.к. не имела значения для репрезентативности исследования.

 

2.2. Результаты  исследования влияния средств массовой информации на отношение молодежи к моде

В ходе проведения исследования были получены следующие  данные.

Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают  влияние на формирование сознания у молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Деятельность  СМИ оказывает исключительно  большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

В определенных социокультурных условиях формируется мода, которую можно охарактеризовать с позиций как внутренних убеждений, так и внешней атрибутики.

В ходе проведения исследования с помощью опросника  были получены следующие данные.

1) Возраст: в анкетировании приняло участие 15 респондентов, из них 5 человек возраста от 19 до 21, 10 участников в возрасте от 22 до 25.

2) Отношение к моде:

- Зависимы от  моды 13,9% опрошенных респондентов;

- Равнодушны к моде 28,1% опрошенных;

- Следят за модой  47,3% опрошенных;

- Негативно относятся  к моде 10,7% опрошенных.

Информация о работе Психология моды