Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа
Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующее задачи:
Изучить сущность моды, ее социокультурные функции и механизмы;
Рассмотреть особенности влияния средств массовой информации на молодежь
Человек как член общества с определенными установленными нормами и правилами в силах сам делать выбор, как именно относиться к выбранным нормам, тем более, если они носят относительно временный характер, как это происходит в случае моды.
Соответственно, данные результаты показывают, что в современной молодежной среде:
- Влияние моды обусловлено внешними регуляторами;
- Также мода во многом зависит от внутренней оценки индивида;
- Мода создает систему единообразия, которая нужна для правильного функционирования общества;
- Мода обеспечивает
возможность «расставания» с
прошлыми тенденциями и
- Мода формирует общий
стандарт восприятия в
Таким образом, мода является непосредственным продуктом человеческого общества. Каждый человек, так или иначе, не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения.
Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.
2). Модная одежда
для молодежи выполняет
Так, практически половина респондентов в возрасте от 22 до 25 лет отметили престиж модной одежды, обладатель модного внешнего вида отмечен особым статусом в молодежной группе.
Показатель модной одежды как фактор престижа неуклонно снижается по отношению к старшей возрастной группе, где он составляет только 23,5%.
Таким образом, как способ самоутверждения модная одежда активнее выступает в группе молодых людей в возрасте от 22-25 лет (47 %).
3). Сделать вывод о том, что открытыми к моде являются все группы молодых людей, можно по следующим данным.
На вопрос: «Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?» 41 % (19-21 года), 59 % (22-25 лет) ответили, что стиль зависит от модных тенденций.
Многие респонденты не могли ограничиться представленными вариантами ответа на вопросы и зачастую вписывали ответы самостоятельно.
Так, модная одежда для многих молодых людей – это возможность выразить себя, проявить творчески, хорошо выглядеть.
Однако возникает некоторое противоречие, ведь модный объект на одном из своих этапов развития несет в себе массовое употребление и признание, а значит индивидуальность посредством такого объекта, в данном случае модной одежды, проявить невозможно.
5) Какие факторы влияют на Вас при выборе одежды?
Молодежь стремится к оригинальности во внешнем виде, чтобы выделиться из группы, обратить на себя внимание. Об этом говорит тот факт, что приоритетами для всех возрастных групп являются друзья и общение, внешний вид и только уже затем получение образования и творческие успехи.
Часть молодых людей 14,% (19-21 год), 17 %(22-25 лет) не придают особого значения одежде и носят то, что нравится, мода им не интересна.
Внешний вид молодежи сейчас трудно представить в определенных рамках, он зависит от настроения, степени удобства и комфорта. Практичность одежды особо важна для молодежи в возрасте от 22 - 25 лет (77 %).
6) Молодые люди возрастной группы 19-21 год составили 62,1 % и 57 % возрастной группы от 22 до 25 лет отметили, что на их предпочтения в моде влияют средства массовой информации (телевидение, модные журналы).
Около 10% всех опрошенных респондентов оказались в сомнении, затруднились ответить, остальные респонденты ответили отрицательно.
7) При анализе ответов на вопрос «Прислушиваетесь ли Вы к советам модных экспертов на телевидении или в модных журналах?» оказалось, что большинство просто не задумывалось об этом.
В сравнительном анализе ответов респондентов 1 и 2 группы можно увидеть некоторую разницу между ответами по этому вопросу:
- не прислушиваются – 13% респонденты 2 группы и 24% респонденты 1 группы,
-прислушиваются– 6% и 2,% соответственно
Вопросы 6) и 7) вызвали бурную реакцию респондентов и определенное количество самостоятельных ответов.
Русские молодые люди намного реже стараются обращаться к средствам массовой информации при выборе одежды. Но считают, что пренебрегать этим не стоит.
8) Интересны были ответы вопрос о том, считают ли респонденты, СМИ навязывают Им модные тенденции.
В старшей группе 12% ответили отрицательно, положительный ответ дали 81 %.
9). Отвечая на вопрос «Будете ли Вы носить то, что вышло из моды?», большинство респондентов всех возрастных групп отметили, что точно не будут носить( 31,1% первой и 40% ).
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало в целом тот факт, что молодежь и подростки, говоря о моде, готова рассуждать прежде всего об одежде, музыкальных и досуговых пристрастиях и следят за новыми тенденциями в моде. При этом, молодые люди осознают, что средства массовой информации коммуникации оказывают огромное влияние на их отношению к моде.
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на отношение к молодежи в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из представителей молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе ставилась цель - изучение феномена моды в социально – психологическом аспекте. В ходе теоретического и практического анализа проблематики было выявлено следующее.
Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социальными механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.
В моде, как нигде, отношения между людьми принимают форму отношений между образами. В настоящей работе было показано, что власть моды в современном обществе распространяется на всю социальную организацию. И, если сто лет назад индустрия эксплуатировала моду, то теперь мода подчиняет себе индустрию и становится самодовлеющей сферой социальной жизни.
Таким образом, проведенное исследование позволило в общем виде определить следующие направления работы в сфере развития моды, как социокультурной коммуникации:
1. Для эффективного
процесса коммуникации
2. В процессе модной коммуникации необходимо последовательно и целенаправленно осуществлять две взаимодополняющие коммуникативные стратегии:
- изначальное приспособление «мод» к последующим фазам коммуникации, имея в виду прежде всего конечную фазу - потребление;
- подготовку и приспособление
самих последующих фаз к
3. Преодоление коммуникативных
барьеров в моде связано с
развитием рыночной экономики,
с коренным преобразованием
Требуется активная привязка
отправляемых модных сообщений к
«внутренним» ценностям моды, соотнесение
этих сообщений с уже
4. «Моды» должны быть адресованы не только «внутрь» общества, но и «вовне», они должны иметь общечеловеческую, планетарную направленность. Задача состоит в том, чтобы перейти от пассивного получения информации о том, что уже «в моде», к активному созданию и распространению самых различных «мод» в масштабах мирового сообщества. Именно в этом случае они станут «модами» и у себя дома.
Очевидно, вышесказанное в значительной мере выходят за рамки собственно сферы моды и связаны с общими вопросами коммуникативного взаимодействия, развития промышленности, торговли, культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аброзе Е.А. Мода в динамике культурных процессов Европы . / Е.А. Аброзе. – СПб.: Нестор, 2005 – 191с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2006 – 264 с.
3. Афанасьевский В.Л.
Потребление как феномен
4. Балдано И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М.: ОЛМА-пресс, 2002 – 205 с.
5. Барт Р. Культурология. / Р. Барт. – М.: Рослэн, 2007- 352 с.
6. Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкин. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
7. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз./ Е.А. Блажнов. - М.: Академия, 2003 – 286с.
8. Вайнштейн О. Одежда
как смысл: идеологемы
9. Галанова Г.Э. Об
основных принципах
10. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 2-е изд. – М.: Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.
11. Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики. – М., 1988. – Вып. 54.
12. Гофман А.Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории социологии./ А.Б. Гофман. – М.: Наука, 2003.
13. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
14. Дергунова Л.А. Мода как социальная технология: учеб. пособие. – Шахты: Изд-во Юр ГУЭС, 2004
15. Доцеико Е.Л. Психология манипуляции./Е. Л. Доцеико - М., 2000.
16. Жуков Л. Общественные связи в натуральную величину/ Л. Жуков – М.: Владос, 2000.
17. Зиммель Г. Мода / Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Академия, 1996.
18. Зиммель Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение. – 1901. – № 5.
19. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. – СПб.: СПГУТ, 2001.
20. Курбатов В.И. Коммуникативный дискурс (понимание, интерпретация, смысловые границы коммуникативного взаимодействия) // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 294-301.
22. Лебедев-Любимое А.К. Психология рекламы./А.К. Лебедев-Любимое - СПб.: Питер, 2002.
23. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 2005. – с. 18.
24. Масленникова Е. М. Поликультурность и язык. / Е.М. Масленникова.- Ростов-на-Дону, 2004. – с. 218.
25. Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы 6-Международной научной конференции / ред. Н.М. Калашникова. – СПб.: СПГУТД, 2003. – с. 99.
26. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования./ М.М. Назаров - М., 2002.
27. Ольшанский Д. В. Психология масс. / Д.В. Ольшанский. - СПб., 2001- 302 с.
28. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в историю и теорию: учеб. пос. / Л.В. Петров. – СПб: СПбГУКИ, 1999. – с. 43.
29. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2007. – с. 144.
30. Семечкин Н. И. Психология социального влияния./ Н.И. Семечкин - СПб., 2004.
31. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций./ Р. Харрис. - СПб., 2001.
32. Холодная М.А. Когнитивные стили, О природе индивидуального ума./ М.А. Холодная. - М., 2002.
33. Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования / Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. - № 2.
34. Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. - СПб.: Питер, 2007.
Приложение А.
Цепочка действия механизма моды:
Приложение Б
Опросник:
а) 19-21 год
б) 22-25 лет