Психология моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на отношение молодежи к моде.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующее задачи:
Изучить сущность моды, ее социокультурные функции и механизмы;
Рассмотреть особенности влияния средств массовой информации на молодежь

Файлы: 1 файл

Психология моды.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Человек как член общества с определенными установленными нормами и правилами в силах  сам делать выбор, как именно относиться к выбранным нормам, тем более, если они носят относительно временный  характер, как это происходит в случае моды.

Соответственно, данные результаты показывают, что в современной  молодежной среде:

- Влияние моды обусловлено  внешними регуляторами;

- Также мода во многом  зависит от внутренней оценки  индивида;

- Мода создает систему  единообразия, которая нужна для правильного функционирования общества;

- Мода обеспечивает  возможность «расставания» с  прошлыми тенденциями и переход  к будущим; 

- Мода формирует общий  стандарт восприятия в обществе.

Таким образом, мода является непосредственным продуктом человеческого общества. Каждый человек, так или иначе, не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения.

Знание о том, что  есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.

2). Модная одежда  для молодежи выполняет функцию  престижа в коллективе и является  способом самоутверждения, но  есть некоторые различия в  зависимости от возрастной группы.

Так, практически  половина респондентов в возрасте от 22 до 25 лет отметили престиж модной одежды, обладатель модного внешнего вида отмечен особым статусом в молодежной группе.

Показатель  модной одежды как фактор престижа неуклонно снижается по отношению к старшей возрастной группе, где он составляет только 23,5%.

 

Таким образом, как способ самоутверждения модная одежда активнее выступает в группе молодых людей в возрасте от 22-25 лет (47 %).

3). Сделать вывод  о том, что открытыми к моде являются все группы молодых людей, можно по следующим данным.

На вопрос: «Какой стиль в одежде Вы предпочитаете?» 41 % (19-21 года), 59 % (22-25 лет) ответили, что стиль зависит от модных тенденций.

Многие респонденты  не могли ограничиться представленными вариантами ответа на вопросы и зачастую вписывали ответы самостоятельно.

Так, модная одежда для многих молодых людей –  это возможность выразить себя, проявить творчески, хорошо выглядеть.

Однако возникает  некоторое противоречие, ведь модный объект на одном из своих этапов развития несет в себе массовое употребление и признание, а значит индивидуальность посредством такого объекта, в данном случае модной одежды, проявить невозможно.

5) Какие факторы влияют на Вас при выборе одежды?

Молодежь стремится к оригинальности во внешнем виде, чтобы выделиться из группы, обратить на себя внимание. Об этом говорит тот факт, что приоритетами для всех возрастных групп являются друзья и общение, внешний вид и только уже затем получение образования и творческие успехи.

Часть молодых  людей 14,% (19-21 год), 17 %(22-25 лет) не придают особого значения одежде и носят то, что нравится, мода им не интересна.

Внешний вид  молодежи сейчас трудно представить  в определенных рамках, он зависит  от настроения, степени удобства и комфорта. Практичность одежды особо важна для молодежи в возрасте от 22 - 25 лет (77 %).

 

  1. Мнению родителей прислушиваются 7,1 % (19-21 год) и 13,1% (22-25 лет) респондентов.

6) Молодые люди возрастной группы 19-21 год составили 62,1 %  и 57 % возрастной группы от 22 до 25 лет отметили, что на их предпочтения в моде влияют средства массовой информации (телевидение, модные журналы).

Около 10% всех опрошенных респондентов оказались в сомнении, затруднились ответить, остальные респонденты  ответили отрицательно.

7) При анализе ответов на вопрос «Прислушиваетесь ли Вы к советам модных экспертов на телевидении или в модных журналах?» оказалось, что большинство просто не задумывалось об этом.

В сравнительном  анализе ответов респондентов 1 и 2 группы можно увидеть некоторую разницу между ответами по этому вопросу:

- не прислушиваются – 13% респонденты 2 группы и 24% респонденты 1 группы,

-прислушиваются– 6% и 2,% соответственно

Вопросы 6) и 7) вызвали  бурную реакцию респондентов и определенное количество самостоятельных ответов.

Русские молодые  люди намного реже стараются обращаться к средствам массовой информации  при выборе одежды. Но считают, что пренебрегать этим не стоит.

8) Интересны были ответы вопрос о том, считают ли респонденты, СМИ навязывают Им модные тенденции.

В старшей группе 12% ответили отрицательно, положительный  ответ дали 81 %.

9). Отвечая на  вопрос «Будете ли Вы носить то, что вышло из моды?», большинство респондентов всех возрастных групп отметили, что точно не будут носить( 31,1% первой и 40% ).

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало в целом тот факт, что молодежь и подростки, говоря о моде, готова рассуждать прежде всего об одежде, музыкальных и досуговых пристрастиях и следят за новыми тенденциями в моде. При этом, молодые люди осознают, что средства массовой информации коммуникации оказывают огромное влияние на их отношению к моде.

Деятельность  СМИ оказывает исключительно  большое влияние на отношение к молодежи в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из представителей молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе ставилась цель - изучение феномена моды в социально – психологическом аспекте. В ходе теоретического и практического анализа проблематики было выявлено следующее.

Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социальными механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.

В моде, как нигде, отношения  между людьми принимают форму  отношений между образами. В настоящей  работе было показано, что власть моды в современном обществе распространяется на всю социальную организацию. И, если сто лет назад индустрия эксплуатировала моду, то теперь мода подчиняет себе индустрию и становится самодовлеющей сферой социальной жизни.

Таким образом, проведенное исследование позволило в общем виде определить следующие направления работы в сфере развития моды, как социокультурной коммуникации:

1. Для эффективного  процесса коммуникации необходима  определенная избыточность разнообразных,  соперничающих между собой культурных  образцов, с тем чтобы из них  мог производиться оптимальный  отбор для производства и последующего распространения тех из них, которые могли бы выступать в качестве «мод», т.е. обозначать ценности современности, универсальности, игры и демонстративности. А это, в свою очередь, означает свободное, равное, социально одобряемое и поощряемое соперничество среди производителей и распространителей за наиболее популярные «сообщения» и эффективные средства их доставки потребителям. Чем больше соперничества будет среди производителей и распространителей, тем меньше его будет среди потребителей.

2. В процессе модной коммуникации необходимо последовательно и целенаправленно осуществлять две взаимодополняющие коммуникативные стратегии:

- изначальное приспособление  «мод» к последующим фазам  коммуникации, имея в виду прежде  всего конечную фазу - потребление;

- подготовку и приспособление  самих последующих фаз к запускаемым  «модам».

3. Преодоление коммуникативных  барьеров в моде связано с  развитием рыночной экономики,  с коренным преобразованием всех  социально-экономических отношений  и принципов деятельности учреждений культуры. Один из путей решения собственно коммуникативных проблем в узком смысле - организационное объединение отдельных фаз коммуникации. Примером может служить создание фирменных магазинов: в рамках одной организационной системы осуществляются и производство, и реализация товаров, устанавливается контакт с потребителем. Несомненно, это один из перспективных путей. Однако в целом значение организационного сращивания не стоит переоценивать, так как обычно весь процесс коммуникации заключить в единые организационные рамки невозможно и не нужно.

Требуется активная привязка отправляемых модных сообщений к  «внутренним» ценностям моды, соотнесение  этих сообщений с уже функционирующими «модами», наконец, их эффективная связь  со всеми категориями участников коммуникации. Необходимо устранить все барьеры на пути движения оригинальных и ценных творений к массовому потребителю, и механизмы модной коммуникации могут способствовать этому. Они так или иначе вынуждают производителей и распространителей помнить о факторе времени, стимулируют их выбирать оптимальные сроки создания и продвижения продукции к массовому потребителю.

4. «Моды» должны быть  адресованы не только «внутрь»  общества, но и «вовне», они  должны иметь общечеловеческую, планетарную направленность. Задача состоит в том, чтобы перейти от пассивного получения информации о том, что уже «в моде», к активному созданию и распространению самых различных «мод» в масштабах мирового сообщества. Именно в этом случае они станут «модами» и у себя дома.

Очевидно, вышесказанное в значительной мере выходят за рамки собственно сферы моды и связаны с общими вопросами коммуникативного взаимодействия, развития промышленности, торговли, культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аброзе Е.А. Мода  в динамике культурных процессов Европы . / Е.А. Аброзе. – СПб.: Нестор, 2005 – 191с.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология. / Г.М. Андреева. - М.: Академия, 2006 – 264 с.

3. Афанасьевский В.Л.  Потребление как феномен культуры / В.Л. Афанасьевский, С.В. Краснов. – Самара: [Б.и.], 1995- 154 с.

4. Балдано И.Ц. Мода  ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М.: ОЛМА-пресс, 2002 – 205 с.

5. Барт Р. Культурология. / Р. Барт. – М.: Рослэн, 2007- 352 с.

6. Барт Р. Система  моды: статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкин. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

7. Блажнов Е.А. Паблик  рилейшнз./ Е.А. Блажнов. - М.: Академия, 2003 – 286с.

8. Вайнштейн О. Одежда  как смысл: идеологемы современной  моды / О. Вайнштейн. - Иностранная литература. – 1993. – № 7.

9. Галанова Г.Э. Об  основных принципах современной  культурологии // Культурология в  контексте гуманитарного мышления. Материалы Всероссийской межвузовской  конференции. МГУ им. Огарева. - Саранск, 2004.

10.   Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 2-е изд. – М.: Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

11.   Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики. – М., 1988. – Вып. 54.

12. Гофман А.Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории социологии./ А.Б. Гофман. – М.: Наука, 2003.

13.   Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

14. Дергунова Л.А. Мода как социальная технология: учеб. пособие. – Шахты: Изд-во Юр ГУЭС, 2004

15. Доцеико Е.Л. Психология манипуляции./Е. Л. Доцеико - М., 2000.

16.   Жуков Л. Общественные связи в натуральную величину/ Л. Жуков – М.: Владос, 2000.

17.   Зиммель Г. Мода / Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Академия, 1996.

18.   Зиммель Г. Психология моды / Г. Зиммель // Научное обозрение. – 1901. – № 5.

19.   Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. – СПб.: СПГУТ, 2001.

20. Курбатов В.И. Коммуникативный дискурс (понимание, интерпретация, смысловые границы коммуникативного взаимодействия) // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 294-301.

22. Лебедев-Любимое А.К. Психология рекламы./А.К. Лебедев-Любимое - СПб.: Питер, 2002.

23.  Марченко Ю.Г., Мамай И.И. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 2005. – с. 18.

24. Масленникова Е. М. Поликультурность и язык. / Е.М. Масленникова.- Ростов-на-Дону, 2004. – с. 218.

25. Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы 6-Международной научной конференции / ред. Н.М. Калашникова. – СПб.: СПГУТД, 2003. – с. 99.

26.  Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования./ М.М. Назаров - М., 2002.

 

27. Ольшанский Д. В. Психология масс. / Д.В. Ольшанский. - СПб., 2001- 302 с.

28. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в историю и теорию: учеб. пос. / Л.В. Петров. – СПб: СПбГУКИ, 1999. – с. 43.

29. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2007. – с. 144.

30. Семечкин Н. И. Психология социального влияния./ Н.И. Семечкин - СПб., 2004.

31. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций./ Р. Харрис. - СПб., 2001.

32. Холодная М.А. Когнитивные стили, О природе индивидуального ума./ М.А. Холодная. - М., 2002.

33.   Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования / Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. - № 2.

34.   Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. - СПб.: Питер, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А.

 

 

Цепочка действия механизма  моды:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Опросник:

    1. Ваш возраст:

а) 19-21 год

б) 22-25 лет

Информация о работе Психология моды