Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты общения как предмета социально-психологического исследования.
Цель обусловливает задачи работы. Рассмотрим их:
1. Определение предмета и задач социально-психологического исследования.
2. Характеристика базовых психологических установок общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 2-3
§ 1. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………....4
1.1. Определение предмета и задач социально-психологических исследований ………………………………………………………… 4-5
1.2. Базовые психологические установки общения……………......5-11
ВЫВОДЫ К § 1……………………………………………………… 11-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 1………...12-13
§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………. 14
2.1. Характеристика проблем общения………………………….. 14-18
2.2. Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать……………………………………………………….18-23
2.3. Диагностика конфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта…………………………………………….23-29
ВЫВОДЫ К § 2…………………………………………………….29-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 2…………30-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………32-33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………34-35
Безусловно, манипулятивные установки зависят от ситуации. Так, в одной ситуации человек может вести себя как Диктатор, в другой – как Судья, в третей – как Хулиган. Все эти типы относятся к категории активных манипуляторов, в то время, как такие типы как Тряпка, Прилипала, Славный парень, Защитник – к категории пассивных манипуляторов. Изменение категории, в отличие от типа, происходит достаточно редко. Кроме активных и пассивных, выделяют категории манипуляторов – соревнователей (для них любая ситуация – матч, в котором они могут либо выиграть, либо проиграть, – третьего не дано, а все остальные люди – либо соперники, либо враги, реальные или потенциальные) и безразличных манипуляторов. Последний вид встречается наиболее часто. В этом случае манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Он относится к другому человеку, как к неживой кукле. Такое отношение к окружающим взращивает аналогичное отношение к себе самому.
Типы актуализаторов. Актуализаторы – это или достаточно сильные и нестандартные личности, которым понимание своей неповторимости и неповторимости других людей было дано с детства, или бывшие манипуляторы, которым удалось избавиться от своих комплексов путем бескомпромиссной работы над собой. По Шострему, в то время, как манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоречиями, актуализатор – многогранная личность, противоположности в котором взаимно дополняют друг друга». К сожалению, в современной цивилизации вообще, и в деловом мире в частности, актуализаторы - гораздо более редкий тип людей, нежели манипуляторы. Типы актуализаторов можно выделить по аналогии с типами манипуляторов.
1. Руководитель. Этот тип соответствует эволюционирующему Диктатору. В отличие от последнего, Руководитель ведет людей за собой, а не стремится их подчинять.
2. Сочувствующий. Антагонист Руководителя и соответствует манипулятору – Тряпке. В отличие от последнего, он не вымогает заботу от других, а признает свою (и других) способность ошибаться.
3. Внимательный. Этот тип соответствует Вычислителю, но не стремится эксплуатировать промахи и слабости других, а уважает себя и других в качестве людей, а не вещей.
4. Признательный. Это – дополнение Внимательного. Данный тип развивается из Прилипалы. Он не только зависит от других людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми эти люди обладают. Он относится с уважением к точкам зрения, которые отличаются от его собственной, и не испытывает потребности, чтобы другие думали также, как и он.
5. Напористый. Он соответствует манипулятору – Хулигану. Напористый рад стоящему противнику, он прям и откровенен, он не жесток и не стремится доминировать, подобно Хулигану.
6. Заботливый – взаимодополняющая противоположность Напористому. Это – не раболепный Славный парень, а расположенный, дружелюбный и любящий человек.
7. Выразитель. Этот тип актуализатора соответствует Судье. Выразитель не критикует других, но способен твердо выражать свои убеждения.
8. Проводник. Дополняющий тип для Выразителя. Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свой собственный путь. Он помогает людям помочь себе самим, выражая собственную точку зрения, после чего предоставляет каждому право найти свое собственное решение.
В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью» (от такой позиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать).
Э. Шострем приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекагься от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами». Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.
ВЫВОДЫ К § 1
В данном параграфе рассмотрены теоретические основы общения в социально-психологических исследованиях.
Рассматривая предмет социально-психологических исследований (а, следовательно, и общение в контексте исследования предмета), было выделено 4 основных точки зрения, определяющие предмет социально-психологических исследований:
1) Характеристика индивида
как участника социальных
2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния.
3) Общение между людьми,
их взаимодействие (Этой точки
зрения придерживается ряд
4) Характеристика группы или общностей как целостных образований.
Теория Шострема – Маслоу (Маслов) рассматривает две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы и актуализаторы. В процессе общения манипуляторы и актуализаторы образуют еще несколько психологических типов: манипуляторы – Диктатор, Тряпка (слабак), Вычислитель, Прилипала, Хулиган, Рубаха-парень, Судья (Инквизитор), Защитник (Адвокат); актуализаторы – Руководитель, Сочувствующий, Внимательный, Признательный, Напористый, Заботливый, Выразитель, Проводник. Каждый из указанных психологических типов имеет свою характеристику и стиль общения, при этом каждому типу манипулятора соответствует (а точнее противопоставлен) соответствующий тип актуализатора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 1
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 2000
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998.
3. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - 2-е изд., дораб. и дополн. - М.: Знание, 2000.
4. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 2001.
5. Егидес А. П. Психогигиенический клуб психотерапевтического кабинета.— В кн.: Вопросы внебольничной психиатрической помощи. М., 2000.
6. Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика. 2004.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 2001.
8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 2000.
§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Характеристика проблем общения
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда они вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существование обратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметь возможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя.
Для эксперта умение правильно построить процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение. Для понимания этого процесса крайне важно знать основные законы коммуникации:
1-й закон: Правда не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
Этот закон основан на селективном восприятии информации человеком. Такая селекция производится на основе системы оценок этого человека. Если сообщение проходит через эту систему оценок, или если оно способствует повышению уровня самооценки данного человека, то это сообщение принимается, а его ценность преувеличивается. Если же оно не проходит по системе оценок, или если оно способствует снижению уровня самооценки получателя, то оно полностью или частично отвергается, при этом его ценность преуменьшается. Стало быть, в процессе коммуникации существует положительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.
2-й закон: Если
получатель не правильно
Таким образом, ответственность за точную коммуникацию всегда лежит на отправителе сообщения. 2-й закон имеет ряд важных практических следствий:
Фразы: «Вы, наверное, не поняли», «как я уже Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. – запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно объяснили, и сердиться здесь можно только на себя.
Кроме двух основных законов, ученые установили ряд правил, или аксиом коммуникации:
1. Невозможно не коммуницировать.
Следствие 1.1: хочешь добиться успеха – учись правильно строить процесс коммуникации.
2. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровень отношений. Последний уровень определяет первый.
Следствие 2.1: Успех коммуникации определяется не столько процессом обмена информацией, сколько теми взаимоотношениями между личностями, которые сложились в процессе коммуникации.
Следствие 2.2: В процессе коммуникации люди играют роли, которые определяются их базовыми психологическими установками (см. предыдущий раздел).
Следствие 2.3: То, КАК говорится, важнее, чем то, ЧТО говорится. Интересный собеседник – это не тот человек, который говорит интересные вещи, а тот человек, который Вам интересен. Это правило справедливо для обоих партнеров по коммуникации – Вас будут оценивать так же.
3. Структура отношений
в процессе коммуникации
Следствие 3.1: Способ разбиения процесса коммуникации на фазы, то есть повторение определенной последовательности разговора, изменение значимости сообщений в ходе разговора – влияют решающим образом на ход процесса коммуникации.
Следствие 3.2: Качество восприятия информации зависит от степени внимания собеседника, а оно изменяется. Наиболее высокий уровень внимания – в начале и в конце разговора, поэтому правильное вступление и заключение беседы – решающий фактор успеха процесса коммуникации.
4. На уровне
содержания и на уровне
Следствие 4.1: Передаваемая в процессе коммуникаций на уровне содержания информация всегда содержит текст (то, что сообщено) и контекст (то, что подразумевалось).
Следствие 4.2: Вы должны всегда учитывать, что используемый Вами контекст может быть не ясен партнеру по коммуникации. Непонимание не должно вызывать у Вас раздражения – и Ваш партнер, да, кстати, и Вы сами, просто подчиняетесь закону природы.
Следствие 4.3: Если коммуникация опосредованная (т.е. происходит обмен документами, а не беседа между людьми), контекст, как правило, теряется, и информация передается с ошибками. Поэтому, если ошибки не допустимы, стоит предпочесть личную беседу обмену документами.
Следствие 4.4: В коммуникационной цепочке информация искажается и из-за искажений текста, и из-за потери контекста. Такое искажение – не злой умысел, а свойство человеческой природы. Хотите избежать искажений – укорачивайте цепочку передачи информации.
Следствие 4.5: Степень искажения зависит и от формы информации. Образ, рисунок искажаются меньше, чем текст, поэтому используйте графическую форму для снижения искажения.
Следствие 4.6: Текст воспринимается на логическом уровне, а контекст – на ассоциативном, образном уровне.
5. Процесс коммуникации
может быть симметричным (когда
оба партнера имеют, или оба
считают, что оба имеют, одинаковый
статус) или комплиментарным (когда
статусы обоих партнеров
Следствие 5.1: В ходе коммуникаций формируется соглашение о статусах. Это соглашение формируется на уровне отношений, а не на уровне содержания.
Следствие 5.2: Ход процесса формирования соглашения зависит от базовых психологических установок участников. В ходе успешной коммуникации первоначальное различие между самооценкой статуса и оценкой его партнером – сгладилось, в ходе неудачной коммуникации – осталось или усилилось.
Следствие 5.3: Успешная коммуникация – такая, которая завершается как симметричная, пусть даже она начиналась, как комплиментарная.
Понятно, что такой сложный процесс, как процесс межличностных коммуникаций, часто сопровождается конфликтами. Эти конфликты можно условно разделит на 2 основные группы:
1-я группа: конфликты,
вызванные неадекватными
Например, один или оба участника конфликта являются манипуляторами. Для предотвращения конфликта при общении с манипулятором следует стараться избежать навязывание себе антагонистической манипулятивной роли – т.е. постараться не выглядеть Тряпкой при общении с Диктатором, Прилипалой – при общении с Вычислителем и т.д.