Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты общения как предмета социально-психологического исследования.
Цель обусловливает задачи работы. Рассмотрим их:
1. Определение предмета и задач социально-психологического исследования.
2. Характеристика базовых психологических установок общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 2-3
§ 1. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………....4
1.1. Определение предмета и задач социально-психологических исследований ………………………………………………………… 4-5
1.2. Базовые психологические установки общения……………......5-11
ВЫВОДЫ К § 1……………………………………………………… 11-12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 1………...12-13
§ 2. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………. 14
2.1. Характеристика проблем общения………………………….. 14-18
2.2. Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать……………………………………………………….18-23
2.3. Диагностика конфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта…………………………………………….23-29
ВЫВОДЫ К § 2…………………………………………………….29-30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В § 2…………30-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………32-33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………34-35
2-и группа: конфликты,
вызванные несоблюдением
Понятно – чтобы предотвратить или сгладить конфликт, хотя бы одна из сторон должна хотя бы стремиться соблюдать эти законы и правила. Поэтому эксперт должен не только хорошо знать эти законы, но и стараться постоянно и повсеместно их вьполнять.
В любом случае эксперт должен стремиться сгладить, а еще лучше – предотвратить конфликт, но, безусловно, не любой ценой. Именно поэтому к личным качествам эксперта предъявляются достаточно высокие требования.
2.2. Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила.
1. Выясните свои привычки
слушать. Каковы Ваши сильные
стороны? Какие Вы делаете ошибки?
Может, Вы судите о людях поспешно?
Часто ли Вы перебиваете
2. Не уходите от ответственности
за общение. Помните, что в общении
участвуют два человека: один
— говорит, другой — слушает,
причем в роли слушающего
3. Будьте физически
4. Сосредоточьтесь на
том, что говорит собеседник. Поскольку
сосредоточенным внимание
5. Старайтесь понять не
только смысл слов, но и чувства
собеседника. Помните, что люди передают
свои мысли и чувства «
6. Наблюдайте за невербальными
сигналами говорящего. Поскольку
большая часть общения
7. Придерживайтесь одобрительной
установки по отношению к
8. Старайтесь выразить
понимание. Пользуйтесь приемами
рефлексивного слушания, чтобы понять,
что в действительности
9. Слушайте самого себя.
Слушать самого себя особенно
важно для выработки умения
слушать других. Когда Вы озабочены
или эмоционально возбуждены, то
меньше всего способны слушать
то, что говорят другие. Если же
чье-то сообщение затронет
10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.
Основное внимание в процессе совершенствования своих привычек слушать следует уделить положительным рекомендациям, однако полезно помнить и о типичных ошибках. Слушая собеседника, никогда:
1) не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать, обрабатывать информацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;
2) не притворяйтесь, что
слушаете. Это бесполезно: как бы
Вы ни притворялись, отсутствие
интереса и скука неминуемо
проявятся в выражении лица
или в жестах. Притворство обычно
воспринимается как
3) не перебивайте без
надобности. Большинство из нас
в социальном общении
4) не делайте поспешных
выводов. Как мы уже выяснили,
каждый неосознанно склонен
5) не дайте «поймать»
сами себя в споре. Когда Вы
мысленно не соглашаетесь с
говорящим, то, как правило, прекращаете
слушать и ждете своей очереди
высказаться. А уж когда начинаете
спорить, то настолько увлекаетесь
обоснованием свое точки
6) не задавайте слишком
много вопросов. Полезно задать
вопрос для уточнения
7) никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такое заявление служит больше для оправдания собственных (и безуспешных) попыток убедить собеседника в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под сомнение доверие к Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В таком случае следует дать собеседнику понять, что Вы его слушаете, задав, например, такой эмфатический вопрос: «Вы чем-то разочарованы?» или «Я чувствую, что Вас кто-то обидел», или любым другим замечанием соответствующим обстановке;
8) не будьте излишне
чувствительными к
9) не давайте совета, пока
не просят. Непрошеный дает, как
правило, тот, кто никогда не поможет.
Но в тех случаях, когда у
Вас действительно просят
10) не прикрывайтесь слушанием
как убежищем. Пассивные, неуверенные
в себе люди иногда используют
слушание как возможность
2.3. Диагностика
конфликта в социальной
Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использовать следующие стадии и методы разрешения конфликта.
1. Избежание конфликта или его понимание. Первая стадия разрешения конфликта — это поступить так, как поступает большинство из нас, сталкиваясь с ним, — постараться избежать его. Забыть о нем. Постараться проигнорировать его и вести себя миролюбиво. Если это не помогает, а обычно так и происходит, следующие идеи дополнительно помогут желанию избежать конфликта. Человек не одинок в своем желании избежать конфликта. Многие из нас стараются сделать это. Но вера в то, что в конфликте заложена возможность роста и раскрытия своего «я», возможность лучше узнать еще неизведанные свои стороны, позволит преодолеть страх перед конфликтом и вызываемый им дискомфорт, побуждая к личному развитию.
Конфликт — это нормально. Каждый неоднократно переживает внутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов — это нормальное явление и признак стремления к внутреннему равновесию, признак развития и роста.
Конфликт имеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт — это не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми, групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развития и взаимоотношения с людьми.
Конфликт может породить общность. Она же может эффективно разрешить конфликт. Когда мы работаем над конфликтом в группе, для нее может оказаться полезной такая установка, что конфликт необходим для того, чтобы лучше понять себя. Быть может, разрешение конфликта — это способ, с помощью которого социальная группа познает и признает все свои стороны, способ полного ее самовыражения.
2. Признаки конфликта. После первых попыток избежать конфликта, следующей стадией работы по его разрешению является выделение его признаков. Иногда конфликт нелегко заметить, иногда он может быть скрытым. Вот некоторые характерные признаки и симптомы конфликта:
— словесное несогласие;
— отсутствие открытого и доверительного общения;
— сохраняющееся разделение во времени или пространстве;
— сплетничанье о противнике;
— негативные образы или фантазии о противнике;
— подозрительность и недоверчивость по отношению к другому.
3. Степень злокачественности конфликта. Некоторые конфликты серьезны, некоторые — не очень. Конфликты, которые угрожают разрушить чей-то дом, жизнь, бизнес, семью и т. п.— это злокачественные конфликты. Необходимо сразу же попытаться определить злокачественность возникшего конфликта.
4. Сделать сознательный выбор о своем вступлении в конфликт. Если есть желание попытаться решить данный конфликт, то к нему необходимо подготовиться. Момент вступления в конфликт — это дело личного выбора. Тот, кто вступает в конфликт неподготовленным, может действовать хорошо, но тот, кто принял сознательное решение о своем вступлении в злокачественный конфликт, несомненно, будет действовать более успешно и большего в нем добьется. Далее, если в конфликт вовлекаются другие люди, не следует принуждать их к этому. Им тоже нужно время для подготовки.
5. Обращение к партеру конфликта. Если замечен злокачественный конфликт и имеется подготовка ко вступлению в него, то можно обнаружить, что теперь есть готовность обратиться и к решению проблемы. Необходимо проверить свою готовность к разрешению конфликта.