Психология первобытного и традиционного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Содержание работы

- Введение.
- Традиционное искусство.
- Искусство эпохи палеолита.
- Искусство эпохи мезолита.
- Искусство эпохи неолита.
- Особенности первобытного и традиционного искусства разных народов.
- Заключение.
- Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования  
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет философии  и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Психология первобытного и традиционного искусства»

 

 

 

       Выполнила:Александрова

       Виктория 

       студентка 5 курса ОЗО

 

       Проверил: Кочетов М.Н.


 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г

 

 

 

Содержание:

 

 

- Введение.

- Традиционное искусство.

- Искусство эпохи палеолита.

- Искусство эпохи мезолита.

- Искусство эпохи неолита.

- Особенности первобытного  и традиционного искусства разных  народов.

- Заключение.

- Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Древнейшие сохранившиеся  художественные произведения были  созданы в первобытную эпоху,  примерно шестьдесят тысяч лет  тому назад.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху  существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих  в удалённых уголках планеты, до наших дней.

   Обращение первобытных  людей к новому для них виду  деятельности – искусству –  одно из величайших событий  в истории человечества.             Первобытное искусство отразило  первые представления человека  об окружающем мире, благодаря  ему сохранялись и передавались  знания и навыки, происходило  общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного  мира искусство стало играть  такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял  в трудовой деятельности.

   Что натолкнуло  человека на мысль изображать  те или иные предметы? Как знать,  стала ли раскраска тела первым  шагом к созданию изображений,  или человек угадал знакомый  силуэт животного в случайном  очертании камня и, обтесав  его, придал большее сходство? А может быть, тень животного  или человека послужила основой  рисунка, а отпечаток руки или  ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти  вопросы нет. Древние люди могли  прийти к идее изображать предметы  не одним, а многими путями.

   До недавнего времени  учёные придерживались двух противоположных  взглядов на историю первобытного  искусства. Одни специалисты считали  древнейшими пещерную натуралистическую  живопись и скульптуру, другие  – схематические знаки и геометрические  фигуры. Сейчас большинство исследователей  высказывают мнение, что и те  и другие формы появились приблизительно  в одно время. Например, к числу  самых древних изображений на  стенах пещер эпохи палеолита  относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения  волнистых линий, продавленных  в сырой глине пальцами той  же руки.

  

Традиционное  искусство.

 

   Синонимом понятия  "традиционное искусство" можно  считать "народное творчество (искусство)". В настоящее время  во многих странах оно является  частью современной культуры. Термин "народное творчество" имеет много значений. Народное искусство понимается как нечто исконное, автохтонное, изначально присущее данному этносу, племени или народности. Народное творчество теснее всего связано с национальными традициями культуры и в этом его главное отличие от творчества отдельных художников.      Традиционность народного искусства проявляется не только в формальном, но и в идеологическом смысле. Имеется в виду, прежде всего, то, что народное искусство связано с мифологией, древнейшими обрядами, верованиями и обычаями. Эта ментальная традиционность искусства объясняет устойчивость элементарных геометрических символов, орнаментальных построений, общих для большинства этнических культур. Народное творчество включает в себя и "самодеятельное искусство", т.е. творчество людей, для которых это занятие не является профессией. В отличие от профессионально подготовленных художников, народные мастера не столько сочиняют, сколько следуют традиции, коллективному опыту многих поколений. В этом опыте, как правило, остаются только лучшие, отфильтрованные длительной традицией стили, формы и сюжеты.

   Традиционное и  народное искусство тесно связано  с бытом людей, поэтому оно,  с одной стороны, декоративно,  а, с другой, – имеет прикладной  характер. Во многих формах народного  искусства в большей или меньшей  степени сохраняется первобытный  синкретизм: эстетическая и художественная  функции в таких произведениях  неотделимы от утилитарной и  обрядовой. Для народного искусства  характерны обобщение, подчеркивание  существенных деталей, нарочитая  деформация, намеренное преувеличение  характерных поз, повторение некоторых  мотивов.

 

Искусство эпохи  палеолита.

   Каменный век –  древнейший период в истории  человечества (начался свыше 2 млн.  лет назад, продолжался до VI тысячелетия  до н. э.), когда орудия труда  и оружие изготовлялись из  камня (отсюда и название эпохи  – каменный век);

делится на палеолит, мезолит  и неолит.

   Первые произведения  первобытного искусства созданы  около 30 тысяч лет назад, в  конце эпохи палеолита, или  древнего каменного века.

   Самыми древними  скульптурными изображениями на  сегодняшний день являются так  называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

   В истории пещерной  живописи эпохи палеолита специалисты  выделяют несколько периодов. В  глубокой древности (примерно  с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные  художники заполняли поверхность  внутри контура рисунка чёрной  или красной краской.

   Люди каменного  века придавали художественный  облик предметам повседневного  обихода - каменным орудиям и  сосудам из глины, хотя в  этом не было практической  необходимости. Зачем они так  поступали? На этот счёт можно  строить лишь предположения. Одной  из причин возникновения искусства  считают человеческую потребность  в красоте и радости творчества, другой - верования того времени.  С поверьями связывают прекрасные  памятники каменного века - написанные  красками, а также выгравированные  на камне изображения, которыми  покрывали стены и потолки  подземных пещер - пещерные росписи.  Люди того времени верили в  магию: они считали, что с  помощью картин и других изображений  можно воздействовать на природу.  Считалось, например, что нужно  поразить стрелой или копьём  нарисованного зверя, чтобы обеспечить  успех настоящей охоты.

   Позднее (примерно  с XVIII и по XV тысячелетие до  н. э.) первобытные мастера стали  больше внимания уделять деталям:  косыми параллельными штрихами  они изображали шерсть, научились  пользоваться дополнительными цветами  (различными оттенками жёлтой  и красной краски), чтобы нарисовать  пятна на шкурах быков, лошадей  и бизонов. Линия контура также  изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и  теневые части фигуры, складки  кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки  бизонов), передавая таким образом  объём. В некоторых случаях  контуры или наиболее выразительные  детали древние художники подчёркивали  вырезанной линией.

   В XII тысячелетии  до н. э. пещерное искусство  достигло своего расцвета. Живопись  того времени передавала объём,  перспективу, цвети пропорции  фигур, движение. Тогда же были  созданы громадные живописные  «полотна», покрывшие своды глубоких  пещер.

   Точное время создания  пещерных росписей до сих пор  установить не удалось. Самые  прекрасные из них были созданы,  по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч  лет назад. В то время большую  часть Европы покрывал толстый  слой льда; пригодной для обитания  оставалась лишь южная часть  материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались  на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших  условиях той поры все силы  человека уходили на борьбу  с голодом, холодом и хищными  зверями. Тем не менее он  создавал великолепные росписи.  На стенах пещер изображены  десятки крупных животных, на  которых тогда уже умели охотиться;  среди них встречались и такие,  которые будут приручены человеком  - быки, лошади, северные олени и  другие. Пещерные росписи сохранили  облик и таких зверей, которые  позднее совсем вымерли: мамонты  и пещерные медведи. Первобытные  художники очень хорошо знали  животных, от которых зависело  само существование людей. Лёгкой  и гибкой линией передавали  они позы и движения зверя.  Красочные аккорды - чёрное, красное,  белое, жёлтое - производят чарующее  впечатление. Минеральные красители,  смешанные с водой, животным  жиром и соком растений сделали  цвет пещерных росписей особенно  ярким. Для создания таких больших  и совершенных произведений тогда,  как и сейчас, надо было учиться.  Возможно, что камушки с нацарапанными  на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими  работами "художественных школ" каменного века.

   В 1868 году в Испании,  в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке.     Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года. Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли  самые интересные пещерные росписи  в Европе. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.

   В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

   Сходные памятники  известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

   Поразительно и  огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались  в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди  не могли быть столь искусны  в живописи, а удивительная сохранность  росписей наводила на мысль  о подделке.

   В дальнейшем пещерные  изображения утратили живость,  объёмность; усилилась стилизация (обобщение  и схематизация предметов). В последний  период реалистические изображения  отсутствуют совсем. Палеолитическая  живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах  пещер появились беспорядочные  переплетения линий, ряды точек,  неясные схематические знаки.

   Наряду с пещерными  росписями и рисунками в ту  пору изготовляли разнообразные  изваяния из кости и камня.  Их делали с помощью примитивных  инструментов, и эта работа требовала  исключительного терпения. Создание  изваяний, без сомнения, тоже было  связано с первобытными верованиями. 

 

Искусство эпохи  мезолита.

 

   В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились  климатические условия на планете.  Одни животные, на которых охотились,  исчезли; им на смену пришли  другие. Стало развиваться рыболовство.  Люди создали новые виды орудий  труда, оружия (лук и стрелы), приручили  собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание  первобытного человека, что отразилось  и в искусстве.

   Об этом свидетельствуют,  например, наскальные рисунки в  прибрежных горный районах Восточной  Испании, между городами Барселона  и Валенсия.    Прежде в  центре внимания древнего художника  были животные, на которых он  охотился, теперь – фигуры людей,  изображённые в стремительном  движении.   Если пещерные палеолитические  рисунки представляли отдельные,  не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита  начинают преобладать многофигурные  композиции и сцены, которые  живо воспроизводят различные  периоды из жизни охотников  того времени. Кроме различных  оттенков красной краски применяли  чёрную и изредка белую, а  стойким связующим веществом  служили яичный белок, кровь  и, возможно, мёд.

Информация о работе Психология первобытного и традиционного искусства