Из меха делали
не только одежду и обувь,
но и головные уборы всевозможной
формы а также различного назначения
сумки, коврики, и даже колчаны,
мячи и куклы. Большое разнообразие
орнаментальных композиций представлено
на меховых ковриках: кружки, ромбы,
квадраты, треугольники, крестики. На
традиционных ковриках эскимосов
изображались диагональные кресты
в обрамлении орнаментальных
поясков из уголков, ромбов
и других знаков. Возможно, что
круги, эллипсы, овалы, украшающие
одежду и предметы эскимосов,
являются солярными знаками, с
которыми связан образ женщины.
У чукчей на меховых ковриках
преобладали традиционные анималистические
сюжеты: вырезанные из меха фигуры
оленей, волков, тюленей, медведей, китов,
горных баранов и других животных.
Иногда на коврах разворачиваются
целые композиции: сцены преследования
оленей, сложные бытовые сюжеты.
Сумки и переметные мешки разных
размеров использовались на охоте,
при перекочевках и были неизменными
спутниками кочевого образа жизни.
Разнообразные формы мешков были
обусловлены их функцией и
проверены временем.
Для изготовления
утвари применяли также и другие
доступные материалы – кожу, дерево,
бересту, которой покрывали летние
жилища. Береста также применялась
для изготовления самых разных
изделий: коробок, корзин, ведер,
различной посуды, сумок и других
изделий.
Дерево широко
использовалось для изготовления
всевозможных предметов домашнего
обихода: утварь, каркасы жилищ,
седла, сани, нарты, лыжи и т.п.
Все это украшалось резьбой
и полихромной росписью. Орнамент
на этих предметах состоял
не только из геометрических
мотивов, но и содержал завитки,
парные спирали. Художественная
обработка дерева была одной
из ярких страниц изобразительного
творчества якутов. Дерево и изделия
из него – предметы утвари
– играли большую роль в
жизни якутов. Из дерева изготавливались
резные сосуды (чороны,) для ритуального
распития кумыса во время весеннего праздника
возрождения жизни и обновления природы.
Высокие деревянные сосуды, покрытые геометрической
резьбой вплоть до начала ХХ в. выполнялись
вручную с помощью топора, специального
ножа, долота, сверла, инструментов для
выдалбливания. Форма чоронов разнообразна,
орнамент располагался по всей поверхности
поясами или лентами, шириной в несколько
сантиметров. Полосы почти не выступают
над поверхностью, и рельеф трудно воспринять
глазом. На некоторых сосудах есть ножки,
которые имитируют конские копыта. Кроме
чоронов, распространение имели деревянные
чаши и горшки, хотя и не так богато орнаментированные.
Кумыс разливали специальными черпаками
с длинной ручкой, украшенной резьбой,
изготовленными из березового капа.
Праздничный убор
коня в Якутии составляет единое
художественное целое. Оно состоит
из седла, наборной уздечки,
попоны, чепрака и двух переметных
сумок. Все эти предметы отличались
великолепием материала и высокими
художественными достоинствами.
Седло с богато орнаментированной
серебряной пластиной на передней
луке дополнялось чепраком, расшитым
бисером и металлическими бляшками.
Натертые до зеркального блеска,
эти бляшки так плотно прилегают
друг к другу, что фон едва
просматривается между ними.
Из всех народов
Севера и Дальнего Востока
наиболее продвинутыми в области
ювелирного искусства оказались
якуты. В ювелирных изделиях
– головных украшениях невесты,
подвесках, ожерельях, наборных
поясах используется традиционная
якутская орнаментика.
Традиционные якутские
серьги имеют вид трапециевидных
пластинок-подвесок. Браслеты представляют
собой широкие тонкие изогнутые
пластины, охватывающие запястье. В
основе декора ювелирных изделий
лежит растительный орнамент, в
котором как бы прослеживается
несколько слоев – самые древние
S-образные знаки и спирали,
затем характерные для тюркоязычных
народов разнообразные элементы и древоподобные
фигуры из спиральных и рогообразных завитков.
В композицию пояса
обычно входит 15-16 пластин с одинаковым
рисунком, служащим фоном, на котором
выделяются две или три крупные
выпуклые пластины и одна более
крупная пластина, закрывающая замок
пояса в виде пряжки. На фигурных
пластинах, украшающих пояс, выполняется
сложный рисунок из пышного
орнамента или сюжетов – сцен
охоты, животных и т.д. По
такому же принципу выполнены
пояса у других народов.
Как и у других
народов, находившихся на стадии
первобытности, обычай покрывать
тело татуировкой восходит у
северных народов к далекому
прошлому и продолжался вплоть
до 30-х гг. XX в. Татуировку наносили
самые пожилые и уважаемые
женщины в семье девушкам, достигшим
половой зрелости. Рисунки в виде
китовых хвостов, Солнца и Луны,
а также фигуры человека делали на
лице, плече или руке. Человеческая фигура,
татуированная на лице (на лбу) означала
"духа-защитника", который оказывал
помощь людям. Мужчинам наносились только
маленькие знаки, служившие не столько
украшением лица, сколько магическими
знаками, предназначенными охранять охотника
от несчастий.
У азиатских эскимосов
и чукчей еще сравнительно
недавно во время праздников
Кита делались рисунки на веслах,
небольших дощечках и байдарных
скамьях, исполняемые обычно мужчинами
кровью животных или заменявших ее красной
глиной или масляной краской. На рисунках
изображались сцены морской охоты, промысловые
животные, рыбы, солнце в виде круга с лучами.
Рисунки выполнялись только во время праздников,
которые устраивались с целью спастись
от злых духов, привлечь добрых духов и
обеспечить успех в охоте. Эти рисунки
имеют сходство с петроглифами – изображениями
на скалах.
Традиция выбивать
или рисовать краской рисунки
на камнях и скалах была
распространена у многих народов
Центральной Азии, Сибири, Крайнего
Севера – хакасов, алтайцев, тувинцев,
казахов, киргизов, бурят, эвенков,
якутов, чукчей и др. Наскальное
искусство нового времени во
многом продолжает изобразительные
традиции предшествующих эпох4. Рисунки
так называемой этнографической
современности выполнены в различной
технике: это и выбитые каменным
орудием силуэтные изображения,
и тонкие, процарапанные металлическим
орудием гравировки, и нарисованные
охрой росписи. Репертуар поздних
петроглифов не слишком велик,
в основном это антропоморфные
изображения, рисунки козлов, лошадей,
всадников. Большое распространение
получили изображения тамг – родовых
знаков собственности. В большом количестве
встречаются также геральдические композиции
– геометрические, растительные, имеющие
аналогии в декоре различных предметов.
Среди наиболее распространенных сюжетов
современного наскального искусства –
фигуры шаманов во время отправления культов.
Как правило, на
петроглифических комплексах, количество
современных рисунков невелико, они были
выполнены на плоскостях, свободных от
древних изображений. Совершенно очевидно,
что художники XVII-XIX вв., никогда не наносили
свои фигуры поверх древних, они почитали
рисунки, оставленные далекими предками.
Некоторые места, где имеются наскальные
рисунки, считаются священными, связанными
с культом предков. Здесь проводятся народные
праздники, обряды, молитвы, сакральность
места подчеркивается привязыванием лоскутков
ткани к кустарникам или деревьям.
Говоря о проявлениях
традиционного сознания сегодня,
невозможно не упомянуть наскальное
искусство Австралии, которое
является частью существующей
ныне культурной традиции. Аборигены
хотят восстановить свой контроль
над культурным наследием предков,
и общество в целом оказывает
им существенную поддержку. Чаяния
аборигенной части населения
поддерживаются Австралийской Ассоциацией
наскального искусства (Australian Rock
Art Association - AURA), созданной в 1983 г. и считающей
сохранение культуры аборигенов своей
главной политической задачей.
Австралийские наскальные
памятники сегодня самые посещаемые
в мире. Несколько государственных
структур участвуют в процессе
их сохранения и управления
их туристическим использованием.
И туристы, и исследователи
наскального искусства в Австралии
могут видеть не только результат,
но и сам процесс выполнения
рисунков. Благодаря образовательной
политике, поддерживаемой средствами
массовой информации и популяризации
культурного наследия, широкие слои
населения Австралии признали
необходимость сохранения наскального
искусства на основе законодательства.
Изучение искусства
народов и народностей, живущих
в традиционном обществе, важно
не только для выяснения его
роли на позднем историческом
этапе, но и для интерпретации
памятников древнего искусства,
семантика которых до сих пор
лежит скорее в области предположений,
чем доказательств. Между первобытным
и традиционным искусством много
сходства, а вместе они значительно
отличаются от изобразительных
традиций других эпох. Эти особенности
дают основания предполагать, что
и первобытное, и традиционное
искусство лежат вне пределов
эстетики, которой подчинялось художественное
творчество в иные времена.
Заключение.
Первобытное искусство сыграло
важную роль в истории и культуре
древнейшего человечества. Научившись
создавать изображения (скульптурные,
графические, живописные), человек приобрёл
некоторую власть над временем. Воображение
человека воплотилось в новой
форме бытия – художественной,
развитие которой прослеживается историей
искусства.
Список литературы.
1. Першиц А.И. «История первобытного
общества». М, 1991.
2. Тайлор Э.Б. «Первобытная культура».
М, 1993.
3. Аванта +» (т. 7). М, 2000.
4. Кызласов Л.Р., Леоньтьев Н.В.
Народные рисунки хакасов. – М., "Наука".
– 1980. – 176 с.
5. Федорова Н.Н. Северный
изобразительный стиль. 2002.
6. Куценков П.А. Психология первобытного
и традиционного общества.
7. Константин Панков. 1920-1930-е
годы. – М.:"Наше наследие", 2002.–
127 с.