Психология первобытного и традиционного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Содержание работы

- Введение.
- Традиционное искусство.
- Искусство эпохи палеолита.
- Искусство эпохи мезолита.
- Искусство эпохи неолита.
- Особенности первобытного и традиционного искусства разных народов.
- Заключение.
- Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

   Из меха делали  не только одежду и обувь,  но и головные уборы всевозможной  формы а также различного назначения  сумки, коврики, и даже колчаны,  мячи и куклы. Большое разнообразие  орнаментальных композиций представлено  на меховых ковриках: кружки, ромбы,  квадраты, треугольники, крестики. На  традиционных ковриках эскимосов  изображались диагональные кресты  в обрамлении орнаментальных  поясков из уголков, ромбов  и других знаков. Возможно, что  круги, эллипсы, овалы, украшающие  одежду и предметы эскимосов,  являются солярными знаками, с  которыми связан образ женщины.   У чукчей на меховых ковриках  преобладали традиционные анималистические  сюжеты: вырезанные из меха фигуры  оленей, волков, тюленей, медведей, китов,  горных баранов и других животных. Иногда на коврах разворачиваются  целые композиции: сцены преследования  оленей, сложные бытовые сюжеты.   Сумки и переметные мешки разных  размеров использовались на охоте,  при перекочевках и были неизменными  спутниками кочевого образа жизни.  Разнообразные формы мешков были  обусловлены их функцией и  проверены временем.

   Для изготовления  утвари применяли также и другие  доступные материалы – кожу, дерево, бересту, которой покрывали летние  жилища. Береста также применялась  для изготовления самых разных  изделий: коробок, корзин, ведер,  различной посуды, сумок и других  изделий. 

   Дерево широко  использовалось для изготовления  всевозможных предметов домашнего  обихода: утварь, каркасы жилищ,  седла, сани, нарты, лыжи и т.п.  Все это украшалось резьбой  и полихромной росписью. Орнамент  на этих предметах состоял  не только из геометрических  мотивов, но и содержал завитки,  парные спирали. Художественная  обработка дерева была одной  из ярких страниц изобразительного  творчества якутов. Дерево и изделия  из него – предметы утвари  – играли большую роль в  жизни якутов. Из дерева изготавливались  резные сосуды (чороны,) для ритуального распития кумыса во время весеннего праздника возрождения жизни и обновления природы.   Высокие деревянные сосуды, покрытые геометрической резьбой вплоть до начала ХХ в. выполнялись вручную с помощью топора, специального ножа, долота, сверла, инструментов для выдалбливания. Форма чоронов разнообразна, орнамент располагался по всей поверхности поясами или лентами, шириной в несколько сантиметров. Полосы почти не выступают над поверхностью, и рельеф трудно воспринять глазом. На некоторых сосудах есть ножки, которые имитируют конские копыта. Кроме чоронов, распространение имели деревянные чаши и горшки, хотя и не так богато орнаментированные. Кумыс разливали специальными черпаками с длинной ручкой, украшенной резьбой, изготовленными из березового капа.

   Праздничный убор  коня в Якутии составляет единое  художественное целое. Оно состоит  из седла, наборной уздечки,  попоны, чепрака и двух переметных  сумок. Все эти предметы отличались  великолепием материала и высокими  художественными достоинствами.  Седло с богато орнаментированной  серебряной пластиной на передней  луке дополнялось чепраком, расшитым  бисером и металлическими бляшками. Натертые до зеркального блеска, эти бляшки так плотно прилегают  друг к другу, что фон едва  просматривается между ними.

   Из всех народов  Севера и Дальнего Востока  наиболее продвинутыми в области  ювелирного искусства оказались  якуты. В ювелирных изделиях  – головных украшениях невесты,  подвесках, ожерельях, наборных  поясах используется традиционная  якутская орнаментика. 

   Традиционные якутские  серьги имеют вид трапециевидных  пластинок-подвесок. Браслеты представляют  собой широкие тонкие изогнутые  пластины, охватывающие запястье. В  основе декора ювелирных изделий  лежит растительный орнамент, в  котором как бы прослеживается  несколько слоев – самые древние  S-образные знаки и спирали,  затем характерные для тюркоязычных народов разнообразные элементы и древоподобные фигуры из спиральных и рогообразных завитков.

   В композицию пояса  обычно входит 15-16 пластин с одинаковым  рисунком, служащим фоном, на котором  выделяются две или три крупные  выпуклые пластины и одна более  крупная пластина, закрывающая замок  пояса в виде пряжки. На фигурных  пластинах, украшающих пояс, выполняется  сложный рисунок из пышного  орнамента или сюжетов – сцен  охоты, животных и т.д. По  такому же принципу выполнены  пояса у других народов.

   Как и у других  народов, находившихся на стадии  первобытности, обычай покрывать  тело татуировкой восходит у  северных народов к далекому  прошлому и продолжался вплоть  до 30-х гг. XX в. Татуировку наносили  самые пожилые и уважаемые  женщины в семье девушкам, достигшим  половой зрелости. Рисунки в виде  китовых хвостов, Солнца и Луны, а также фигуры человека делали на лице, плече или руке. Человеческая фигура, татуированная на лице (на лбу) означала "духа-защитника", который оказывал помощь людям. Мужчинам наносились только маленькие знаки, служившие не столько украшением лица, сколько магическими знаками, предназначенными охранять охотника от несчастий.

   У азиатских эскимосов  и чукчей еще сравнительно  недавно во время праздников  Кита делались рисунки на веслах, небольших дощечках и байдарных скамьях, исполняемые обычно мужчинами кровью животных или заменявших ее красной глиной или масляной краской. На рисунках изображались сцены морской охоты, промысловые животные, рыбы, солнце в виде круга с лучами. Рисунки выполнялись только во время праздников, которые устраивались с целью спастись от злых духов, привлечь добрых духов и обеспечить успех в охоте. Эти рисунки имеют сходство с петроглифами – изображениями на скалах.

   Традиция выбивать  или рисовать краской рисунки  на камнях и скалах была  распространена у многих народов  Центральной Азии, Сибири, Крайнего  Севера – хакасов, алтайцев, тувинцев, казахов, киргизов, бурят, эвенков,  якутов, чукчей и др. Наскальное  искусство нового времени во  многом продолжает изобразительные  традиции предшествующих эпох4. Рисунки  так называемой этнографической  современности выполнены в различной  технике: это и выбитые каменным  орудием силуэтные изображения,  и тонкие, процарапанные металлическим  орудием гравировки, и нарисованные  охрой росписи. Репертуар поздних  петроглифов не слишком велик,  в основном это антропоморфные  изображения, рисунки козлов, лошадей,  всадников. Большое распространение  получили изображения тамг – родовых знаков собственности. В большом количестве встречаются также геральдические композиции – геометрические, растительные, имеющие аналогии в декоре различных предметов. Среди наиболее распространенных сюжетов современного наскального искусства – фигуры шаманов во время отправления культов.

   Как правило, на  петроглифических комплексах, количество современных рисунков невелико, они были выполнены на плоскостях, свободных от древних изображений. Совершенно очевидно, что художники XVII-XIX вв., никогда не наносили свои фигуры поверх древних, они почитали рисунки, оставленные далекими предками. Некоторые места, где имеются наскальные рисунки, считаются священными, связанными с культом предков. Здесь проводятся народные праздники, обряды, молитвы, сакральность места подчеркивается привязыванием лоскутков ткани к кустарникам или деревьям.

   Говоря о проявлениях  традиционного сознания сегодня,  невозможно не упомянуть наскальное  искусство Австралии, которое  является частью существующей  ныне культурной традиции. Аборигены  хотят восстановить свой контроль  над культурным наследием предков,  и общество в целом оказывает  им существенную поддержку. Чаяния  аборигенной части населения  поддерживаются Австралийской Ассоциацией  наскального искусства (Australian Rock Art Association - AURA), созданной в 1983 г. и считающей сохранение культуры аборигенов своей главной политической задачей.

   Австралийские наскальные  памятники сегодня самые посещаемые  в мире. Несколько государственных  структур участвуют в процессе  их сохранения и управления  их туристическим использованием. И туристы, и исследователи  наскального искусства в Австралии  могут видеть не только результат,  но и сам процесс выполнения  рисунков. Благодаря образовательной  политике, поддерживаемой средствами  массовой информации и популяризации  культурного наследия, широкие слои  населения Австралии признали  необходимость сохранения наскального  искусства на основе законодательства.

   Изучение искусства  народов и народностей, живущих  в традиционном обществе, важно  не только для выяснения его  роли на позднем историческом  этапе, но и для интерпретации  памятников древнего искусства,  семантика которых до сих пор  лежит скорее в области предположений,  чем доказательств. Между первобытным  и традиционным искусством много  сходства, а вместе они значительно  отличаются от изобразительных  традиций других эпох. Эти особенности  дают основания предполагать, что  и первобытное, и традиционное  искусство лежат вне пределов  эстетики, которой подчинялось художественное  творчество в иные времена. 

 

Заключение.

Первобытное искусство сыграло  важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение  человека воплотилось в новой  форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Першиц А.И. «История первобытного общества». М, 1991.

2. Тайлор Э.Б. «Первобытная культура». М, 1993.

3. Аванта +» (т. 7). М, 2000.

4. Кызласов Л.Р., Леоньтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. – М., "Наука". – 1980. – 176 с.

5. Федорова Н.Н. Северный  изобразительный стиль. 2002.

6. Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного общества.

7. Константин Панков. 1920-1930-е  годы. – М.:"Наше наследие", 2002.– 127 с.

 

 


Информация о работе Психология первобытного и традиционного искусства