Психология первобытного и традиционного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Содержание работы

- Введение.
- Традиционное искусство.
- Искусство эпохи палеолита.
- Искусство эпохи мезолита.
- Искусство эпохи неолита.
- Особенности первобытного и традиционного искусства разных народов.
- Заключение.
- Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 5 курс.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

   Центральное место  в наскальной живописи занимали  сцены охоты, в которых охотники  и животные связаны энергично  разворачивающимся действием. Охотники  идут по следу или преследуют  добычу, на бегу посылая в неё  град стрел, наносят последний  смертельный удар или удирают  от разъярённого раненого животного.  Тогда же появились изображения  драматических эпизодов военных  столкновений между племенами.  В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом  плане – фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором  – тесный ряд стрелков, поднявших  вверх луки. Изображения женщин  встречаются редко: они, как  правило, статичны и безжизненны.  На смену большим живописным  произведениям пришли малые. Зато  поражают детальность композиций  и количество персонажей: иногда  это сотни изображений человека  и животных. Человеческие фигуры  очень условны, они скорее являются  символами, которые служат для  того, чтобы изображать массовые  сцены.

   Первобытный художник  освободил фигуры от всего,  с его точки зрения второстепенного,  что мешало бы передавать и  воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек  для него – это прежде всего  воплощённое движение.

 

Искусство эпохи  неолита.

 

   Таяние ледников  в неолите, или новом каменном  веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело  в движение народы, начавшие заселять  новые пространства. Усилилась межплеменная  борьба за обладание наиболее  благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху  неолита человеку угрожала худшая  из опасностей – другой человек.  Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения.

   Наскальная живопись  в эпоху неолита становится  всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают  человека или животное. Это явление  характерно для разных районов  земного шара. Таковы, например, найденные  на территории Норвегии наскальные  рисунки оленей, медведей, китов  и тюленей, достигающие восьми  метров в длину. Помимо схематизма  они отличаются небрежностью  исполнения. Наряду со стилизованными  рисунками людей и животных  встречаются разнообразные геометрические  фигуры (круги, прямоугольники, ромбы  и спирали и т.д.), изображения  оружия (топоры и кинжалы) и  средств передвижения (лодки и  корабли).    Воспроизведение  живой природы отходит на второй  план.

   Наскальное искусство  существовало во всех частях  света, но нигде оно не было  так широко распространено, как  в Африке. Вырезанные, выбитые и  написанные красками изображения  обнаружены на огромных пространствах  – от Мавритании до Эфиопии  и от Гибралтара до мыса  Доброй Надежды. В отличие от  европейского искусства африканская  наскальная живопись не является  исключительно доисторической. Её  развитие можно проследить приблизительно  от VIII-VI тысячелетий до н. э.  вплоть до наших дней. Первые  наскальные изображения были  обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной  Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

   За каменным веком  следовал бронзовый (он получил  своё название от широко распространённого  тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной  Европе сравнительно поздно, около  четырёх тысяч лет назад. Бронзу  было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было  отливать в формы и шлифовать.  Поэтому в бронзовом веке изготовляли  всякого рода предметы обихода,  богато украшенные орнаментом  и обладающие высокой художественной  ценностью. Орнаментальные украшения  состояли большей частью из  кругов, спиралей, волнистых линий  и тому подобных мотивов. Особое  внимание уделяли украшениям - они  были крупного размера и сразу  бросались в глаза.

   В III-II тысячелетиях  до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения  из каменных глыб, обязанные своим  появлением также первобытным  верованиям – мегалиты (от греч. «мегас» – «большой» и «литос» – «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает «длинный камень». Сохранились и иного рода сооружения – дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.

   Многочисленные менгиры  и дольмены располагались в  местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины  такого святилища – кромлеха  в Англии недалеко от города  Солсбери - т.н. Стонхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.   Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Предполагается, что там поклонялись солнцу.

 

Особенности первобытного и традиционного искусства разных народов.

 

  В индустриально развитых странах Европы, Азии и Америки в связи с развитием промышленности и транспорта и проникновением ценностей современной жизни в самые глухие уголки, народное искусство, если не исчезло, то сильно изменилось. С расширением сферы туризма изготовление произведений народного декоративного искусства превратилось в сувенирный изобразительный фольклор с изрядной долей кича в своем составе. В этой ситуации очень важна роль профессионалов по традиционному искусству – искусствоведов, этнографов и музейных работников. В условиях рынка никакие запретительные меры невозможны, но если при музеях организуются центры традиционного искусства, способные конкурировать с уличными торговцами, их работу можно направлять в сторону сохранения художественных традиций.

   Изменения, произошедшие  в XX в., преобразили культуру и  быт ранее отсталых народов.  Из их среды стали выходить  профессиональные художники, которые  впервые обратились к современным  изобразительным средствам: к  рисунку, живописи, скульптуре. В  России очень важную роль в  этом деле сыграл в 20-е –  30-е гг. ХХ в. организованный  в Ленинграде Институт народов Севера и созданные при нем художественные мастерские. В них сформировались такие мастера своеобразной живописи как К.Панков (ненец), К. Натускин (хант), А. Ижимбин (селькуп) и многие другие. Много внимания уделял работе мастерских Н.Н. Пунин, который дал блестящий искусствоведческий анализ этому новому явлению в традиционном искусстве2.     Сходные явления наблюдались и на других континентах. Вместе с европейской колонизацией в среде традиционных народных искусств стали появляться и распространяться новые инструменты, материалы и технологии. Применение железных инструментов резьбы по дереву привело к созданию более совершенных произведений (тотемных столбов, масок, различных других декоративных предметов).

   На протяжении XX в.  возростала роль декоративного искусства в организации среды, получила широчайший размах промышленная эстетика, а собственно декоративное искусство заняло место, равное живописи и скульптуре. Современное народное искусство, имеющее автора, еще ориентировано на традицию, но уже не имеет прежнего ритуально-мифологического значения.

   Наиболее полное  представление о традиционном  искусстве дает зафиксированное  европейскими этнографами искусство  народов Африки, Океании и Южной  Америки. Однако, поскольку мы  с самого начала ограничились  территорией Евразии, в данной  главе остановимся на искусстве  народов России, еще в конце  XIX – начале XX века живших в  традиционном обществе. Это коренные  жители районов Крайнего Севера3, занимающих около половины территории  России. В этих районах проживают  народы и народности, разные по  своему этническому происхождению,  языку, типу хозяйства и культуре, но имеющие в своем развитии  сходные черты. 

Заселение северных территорий началось в глубокой древности, в  эпоху палеолита. Население здесь  никогда не было многочисленным, но всегда отличалось этническим и языковым разнообразием. Народы Крайнего Севера оказались разбросанными "островками" на огромной территории с исключительно  суровым климатом, вдали от центров  развития цивилизаций.   Такие  факторы, как малочисленность и  естественная изоляция способствовали консервации культуры этих народов. В связи с тем, что жителям  Севера приходилось приспосабливаться  к неблагоприятным условиям окружающей среды (полярная ночь, длительные морозы с метелями и пургой), их культура была необыкновенно рациональной во всем, что связано с человеческой деятельностью – в одежде, жилищах, средствах передвижения, и даже в  произведениях искусства. Для изготовления разных предметов быта использовался  довольно незначительный набор материалов – мех, кожа, кость, дерево, камень, сухожилия, волокна растений. Тем не менее, талант и мастерство в сочетании с глубоким знанием физических и технологических свойств материалов, позволяли достигать высокого совершенства художественных изделий.

   Весь уклад жизни,  особенности материальной и духовной  культуры северных народов сформировались  в древности. Природно-географические  условия и исторически сложившиеся  традиции определили тот или  иной тип хозяйства. В целом  для Севера характерно несколько  типов хозяйства. Население тундры  и лесотундры занималось в  основном оленеводством, в сезон  охоты промышляли диких оленей, горных баранов, пушных зверей, водоплавающих птиц, куропаток и  зайцев. Такой тип распространен  среди части коряков и чукчей, а также у ненцев, энцев, нганасан, долган и др. Оленеводы вели кочевой образ жизни, перевозя свои разборные чумы и яранги. В таежной зоне Севера процветала охота на крупных животных – лося, марала, изюбря, косулю, медведя, а также на пушных зверей и дичь; летом прибавлялось рыболовство. Морской зверобойный промысел был основой хозяйства народностей, живших по берегам Чукотского и Берингова проливов, а также северной части Охотского моря. Они охотились на тюленей, нерп, моржей, белух, китов. В хозяйстве использовали все части этих животных, обеспечивая себя питанием, освещением, отоплением, материалом для постройки жилищ, изготовления одежды, обуви и снасти. Опасный и сложный промысел, суровость природных условий создали материальную культуру, имеющую множество специальных изобретений для охоты и жизни человека, выработали идеальную сработанность всего коллектива охотников. Жизнь в гармонии с природой, одушевление животного и растительного мира сформировали своеобразное мировосприятие эскимосов. Объединяет северные народности то, что все они еще в конце XIX – начале XX вв. находились на определенном историческом этапе, который мы называемым первобытным. Только якуты выделялись более развитыми производственно-хозяйственными, общественными отношениями и развитием культуры.

   Отсутствие письменности  компенсируется богатством и  разнообразием устного фольклора,  который служит средством передачи  накопленного духовного опыта  последующим поколениям. В эпических  сказаниях повествуется о героических  и драматических событиях древней  истории. В фольклоре отражается  народная мудрость, многовековой  опыт борьбы за жизнь, неписанные  законы морали. Сказания насыщены  радостью и оптимизмом, верой  в силу человека, его разум,  изобретательность, выносливость  в борьбе со стихией и неожиданностями,  которые подстерегают людей на каждом шагу. Человек в этих повествованиях нередко выходил победителем в любой ситуации, даже в схватке с темными силами.

   Основой мировоззрения  северных народов была мифология,  тесно связанная с шаманской  ритуальной практикой. Шаманизм  в значительной степени ориентирован  на обрядовые действия и находит  отражение в устно-поэтической,  фольклорной традиции и в изобразительных  материалах. Не входя в подробности,  определим круг этих материалов. В основном, это предметы шаманского  культа – одежда шамана, предметы, с помощью которых он совершает  свои камлания, амулеты, обереги,  изображения духов-помощников, воплощение  в орнаментальных мотивах мировоззренческой  основы шаманизма – трехчленного  деления мироздания, а также, возможно, сюжетов, связанных с шаманскими  мифами и легендами о путешествии  души.

   Представления о  мире были связаны с анимизмом  – "одушевлением" явлений природы  и предметов, созданных самим  человеком. В центре всех представлений  о мироздании находился образ  Земли-матери, живого существа, женского  начала, с которым связано в  той или иной степени все.  Материнское начало распространялось  на образы Солнца, воды, Луны –  всего, что давало жизнь.

   Мировоззрение народов  Крайнего Севера нашло отражение  в ярком искусстве, существующем  в различных формах. Их декоративно–прикладное  искусство представляет собой  уникальное художественное явление,  в котором объединяющие черты  значительно преобладают над  различиями. Это искусство, существующее  до сих пор, представлено изделиями  народных мастеров, преуспевших  в обработке местных природных  материалов (кости, бересты, дерева, рыбьей кожи, шкур животных), а  также искусством орнаментации  одежды, национальной вышивки и  аппликации. В искусстве коренных  народов Крайнего Северо-Востока  Азии характерно одно любопытное  явление – разделение труда  между женщиной и мужчиной.   Художественной обработкой мягких  материалов (меха и кожи) и их  орнаментикой занимались женщины,  мужчины работали с твердыми  материалами – костью, деревом  и металлом.

Информация о работе Психология первобытного и традиционного искусства