Центральное место
в наскальной живописи занимали
сцены охоты, в которых охотники
и животные связаны энергично
разворачивающимся действием. Охотники
идут по следу или преследуют
добычу, на бегу посылая в неё
град стрел, наносят последний
смертельный удар или удирают
от разъярённого раненого животного.
Тогда же появились изображения
драматических эпизодов военных
столкновений между племенами.
В некоторых случаях речь идёт,
видимо, даже о казни: на первом
плане – фигура лежащего человека,
пронзённого стрелами, на втором
– тесный ряд стрелков, поднявших
вверх луки. Изображения женщин
встречаются редко: они, как
правило, статичны и безжизненны.
На смену большим живописным
произведениям пришли малые. Зато
поражают детальность композиций
и количество персонажей: иногда
это сотни изображений человека
и животных. Человеческие фигуры
очень условны, они скорее являются
символами, которые служат для
того, чтобы изображать массовые
сцены.
Первобытный художник
освободил фигуры от всего,
с его точки зрения второстепенного,
что мешало бы передавать и
воспринимать сложные позы, действие,
саму суть происходящего. Человек
для него – это прежде всего
воплощённое движение.
Искусство эпохи
неолита.
Таяние ледников
в неолите, или новом каменном
веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело
в движение народы, начавшие заселять
новые пространства. Усилилась межплеменная
борьба за обладание наиболее
благоприятными охотничьими угодьями,
за захват новых земель. В эпоху
неолита человеку угрожала худшая
из опасностей – другой человек.
Новые поселения возникали на островах
в излучинах рек, на небольших холмах,
т. е. В местах, защищённых от внезапного
нападения.
Наскальная живопись
в эпоху неолита становится
всё более схематичной и условной:
изображения лишь слегка напоминают
человека или животное. Это явление
характерно для разных районов
земного шара. Таковы, например, найденные
на территории Норвегии наскальные
рисунки оленей, медведей, китов
и тюленей, достигающие восьми
метров в длину. Помимо схематизма
они отличаются небрежностью
исполнения. Наряду со стилизованными
рисунками людей и животных
встречаются разнообразные геометрические
фигуры (круги, прямоугольники, ромбы
и спирали и т.д.), изображения
оружия (топоры и кинжалы) и
средств передвижения (лодки и
корабли). Воспроизведение
живой природы отходит на второй
план.
Наскальное искусство
существовало во всех частях
света, но нигде оно не было
так широко распространено, как
в Африке. Вырезанные, выбитые и
написанные красками изображения
обнаружены на огромных пространствах
– от Мавритании до Эфиопии
и от Гибралтара до мыса
Доброй Надежды. В отличие от
европейского искусства африканская
наскальная живопись не является
исключительно доисторической. Её
развитие можно проследить приблизительно
от VIII-VI тысячелетий до н. э.
вплоть до наших дней. Первые
наскальные изображения были
обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной
Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер,
Тибести, Феццана и др.)
За каменным веком
следовал бронзовый (он получил
своё название от широко распространённого
тогда сплава металлов - бронзы).
Эпоха бронзы началась в Западной
Европе сравнительно поздно, около
четырёх тысяч лет назад. Бронзу
было гораздо легче обрабатывать,
нежели камень, её можно было
отливать в формы и шлифовать.
Поэтому в бронзовом веке изготовляли
всякого рода предметы обихода,
богато украшенные орнаментом
и обладающие высокой художественной
ценностью. Орнаментальные украшения
состояли большей частью из
кругов, спиралей, волнистых линий
и тому подобных мотивов. Особое
внимание уделяли украшениям - они
были крупного размера и сразу
бросались в глаза.
В III-II тысячелетиях
до н. э. появились своеобразные,
огромного размера сооружения
из каменных глыб, обязанные своим
появлением также первобытным
верованиям – мегалиты (от греч.
«мегас» – «большой» и «литос» – «камень»).
К мегалитическим сооружениям относятся
менгиры – вертикально стоящие камни
высотой более двух метров. На полуострове
Бретань во Франции на целые километры
растянулись поля т.н. менгиров. На языке
кельтов, позднейших обитателей полуострова,
название этих каменных столбов высотой
в несколько метров означает «длинный
камень». Сохранились и иного рода сооружения
– дольмены – несколько врытых в землю
камней, перекрытых каменной плитой, первоначально
служившие для погребений. К мегалитам
относятся также и кромлехи – сложные
постройки в виде круговых оград диаметром
до ста метров из огромных каменных глыб.
Мегалиты были широко распространены:
они найдены в Западной Европе, Северной
Африке, на Кавказе и в других районах
земного шара. В одной только Франции их
обнаружено около четырёх тысяч.
Многочисленные менгиры
и дольмены располагались в
местах, которые почитались священными.
Особенно знамениты развалины
такого святилища – кромлеха
в Англии недалеко от города
Солсбери - т.н. Стонхендж (II тысячелетие
до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати
каменных глыб весом до семи тонн каждая,
а в диаметре составляет тридцать метров.
Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе,
откуда, как предполагалось, доставляли
строительный материал для этого сооружения,
находятся в двухстах восьмидесяти километрах
от Стоунхенджа. Однако современные геологи
считают, что каменные глыбы попали в окрестности
Стоунхенджа с ледниками из разных мест.
Предполагается, что там поклонялись солнцу.
Особенности первобытного
и традиционного искусства разных
народов.
В индустриально
развитых странах Европы, Азии и Америки
в связи с развитием промышленности и
транспорта и проникновением ценностей
современной жизни в самые глухие уголки,
народное искусство, если не исчезло, то
сильно изменилось. С расширением сферы
туризма изготовление произведений народного
декоративного искусства превратилось
в сувенирный изобразительный фольклор
с изрядной долей кича в своем составе.
В этой ситуации очень важна роль профессионалов
по традиционному искусству – искусствоведов,
этнографов и музейных работников. В условиях
рынка никакие запретительные меры невозможны,
но если при музеях организуются центры
традиционного искусства, способные конкурировать
с уличными торговцами, их работу можно
направлять в сторону сохранения художественных
традиций.
Изменения, произошедшие
в XX в., преобразили культуру и
быт ранее отсталых народов.
Из их среды стали выходить
профессиональные художники, которые
впервые обратились к современным
изобразительным средствам: к
рисунку, живописи, скульптуре. В
России очень важную роль в
этом деле сыграл в 20-е –
30-е гг. ХХ в. организованный
в Ленинграде Институт народов Севера
и созданные при нем художественные мастерские.
В них сформировались такие мастера своеобразной
живописи как К.Панков (ненец), К. Натускин
(хант), А. Ижимбин (селькуп) и многие другие.
Много внимания уделял работе мастерских
Н.Н. Пунин, который дал блестящий искусствоведческий
анализ этому новому явлению в традиционном
искусстве2. Сходные явления
наблюдались и на других континентах.
Вместе с европейской колонизацией в среде
традиционных народных искусств стали
появляться и распространяться новые
инструменты, материалы и технологии.
Применение железных инструментов резьбы
по дереву привело к созданию более совершенных
произведений (тотемных столбов, масок,
различных других декоративных предметов).
На протяжении XX в.
возростала роль декоративного искусства
в организации среды, получила широчайший
размах промышленная эстетика, а собственно
декоративное искусство заняло место,
равное живописи и скульптуре. Современное
народное искусство, имеющее автора, еще
ориентировано на традицию, но уже не имеет
прежнего ритуально-мифологического значения.
Наиболее полное
представление о традиционном
искусстве дает зафиксированное
европейскими этнографами искусство
народов Африки, Океании и Южной
Америки. Однако, поскольку мы
с самого начала ограничились
территорией Евразии, в данной
главе остановимся на искусстве
народов России, еще в конце
XIX – начале XX века живших в
традиционном обществе. Это коренные
жители районов Крайнего Севера3,
занимающих около половины территории
России. В этих районах проживают
народы и народности, разные по
своему этническому происхождению,
языку, типу хозяйства и культуре,
но имеющие в своем развитии
сходные черты.
Заселение северных территорий
началось в глубокой древности, в
эпоху палеолита. Население здесь
никогда не было многочисленным, но
всегда отличалось этническим и языковым
разнообразием. Народы Крайнего Севера
оказались разбросанными "островками"
на огромной территории с исключительно
суровым климатом, вдали от центров
развития цивилизаций. Такие
факторы, как малочисленность и
естественная изоляция способствовали
консервации культуры этих народов.
В связи с тем, что жителям
Севера приходилось приспосабливаться
к неблагоприятным условиям окружающей
среды (полярная ночь, длительные морозы
с метелями и пургой), их культура
была необыкновенно рациональной во
всем, что связано с человеческой
деятельностью – в одежде, жилищах,
средствах передвижения, и даже в
произведениях искусства. Для изготовления
разных предметов быта использовался
довольно незначительный набор материалов
– мех, кожа, кость, дерево, камень, сухожилия,
волокна растений. Тем не менее, талант
и мастерство в сочетании с глубоким знанием
физических и технологических свойств
материалов, позволяли достигать высокого
совершенства художественных изделий.
Весь уклад жизни,
особенности материальной и духовной
культуры северных народов сформировались
в древности. Природно-географические
условия и исторически сложившиеся
традиции определили тот или
иной тип хозяйства. В целом
для Севера характерно несколько
типов хозяйства. Население тундры
и лесотундры занималось в
основном оленеводством, в сезон
охоты промышляли диких оленей,
горных баранов, пушных зверей,
водоплавающих птиц, куропаток и
зайцев. Такой тип распространен
среди части коряков и чукчей,
а также у ненцев, энцев, нганасан,
долган и др. Оленеводы вели кочевой образ
жизни, перевозя свои разборные чумы и
яранги. В таежной зоне Севера процветала
охота на крупных животных – лося, марала,
изюбря, косулю, медведя, а также на пушных
зверей и дичь; летом прибавлялось рыболовство.
Морской зверобойный промысел был основой
хозяйства народностей, живших по берегам
Чукотского и Берингова проливов, а также
северной части Охотского моря. Они охотились
на тюленей, нерп, моржей, белух, китов.
В хозяйстве использовали все части этих
животных, обеспечивая себя питанием,
освещением, отоплением, материалом для
постройки жилищ, изготовления одежды,
обуви и снасти. Опасный и сложный промысел,
суровость природных условий создали
материальную культуру, имеющую множество
специальных изобретений для охоты и жизни
человека, выработали идеальную сработанность
всего коллектива охотников. Жизнь в гармонии
с природой, одушевление животного и растительного
мира сформировали своеобразное мировосприятие
эскимосов. Объединяет северные народности
то, что все они еще в конце XIX – начале
XX вв. находились на определенном историческом
этапе, который мы называемым первобытным.
Только якуты выделялись более развитыми
производственно-хозяйственными, общественными
отношениями и развитием культуры.
Отсутствие письменности
компенсируется богатством и
разнообразием устного фольклора,
который служит средством передачи
накопленного духовного опыта
последующим поколениям. В эпических
сказаниях повествуется о героических
и драматических событиях древней
истории. В фольклоре отражается
народная мудрость, многовековой
опыт борьбы за жизнь, неписанные
законы морали. Сказания насыщены
радостью и оптимизмом, верой
в силу человека, его разум,
изобретательность, выносливость
в борьбе со стихией и неожиданностями,
которые подстерегают людей на каждом
шагу. Человек в этих повествованиях нередко
выходил победителем в любой ситуации,
даже в схватке с темными силами.
Основой мировоззрения
северных народов была мифология,
тесно связанная с шаманской
ритуальной практикой. Шаманизм
в значительной степени ориентирован
на обрядовые действия и находит
отражение в устно-поэтической,
фольклорной традиции и в изобразительных
материалах. Не входя в подробности,
определим круг этих материалов.
В основном, это предметы шаманского
культа – одежда шамана, предметы,
с помощью которых он совершает
свои камлания, амулеты, обереги,
изображения духов-помощников, воплощение
в орнаментальных мотивах мировоззренческой
основы шаманизма – трехчленного
деления мироздания, а также, возможно,
сюжетов, связанных с шаманскими
мифами и легендами о путешествии
души.
Представления о
мире были связаны с анимизмом
– "одушевлением" явлений природы
и предметов, созданных самим
человеком. В центре всех представлений
о мироздании находился образ
Земли-матери, живого существа, женского
начала, с которым связано в
той или иной степени все.
Материнское начало распространялось
на образы Солнца, воды, Луны –
всего, что давало жизнь.
Мировоззрение народов
Крайнего Севера нашло отражение
в ярком искусстве, существующем
в различных формах. Их декоративно–прикладное
искусство представляет собой
уникальное художественное явление,
в котором объединяющие черты
значительно преобладают над
различиями. Это искусство, существующее
до сих пор, представлено изделиями
народных мастеров, преуспевших
в обработке местных природных
материалов (кости, бересты, дерева,
рыбьей кожи, шкур животных), а
также искусством орнаментации
одежды, национальной вышивки и
аппликации. В искусстве коренных
народов Крайнего Северо-Востока
Азии характерно одно любопытное
явление – разделение труда
между женщиной и мужчиной.
Художественной обработкой мягких
материалов (меха и кожи) и их
орнаментикой занимались женщины,
мужчины работали с твердыми
материалами – костью, деревом
и металлом.