Скульптура, создаваемая
до начала ХХ в. в большом
количестве, играла важную роль
в общественной и семейной
жизни народов Севера и Дальнего
Востока. Скульптурные изображения
разного назначения сопровождали
человека на протяжении всей
жизни. Многие из них относилось
к религиозной сфере. В образах
деревянной скульптуры нашли
воплощение идеи, чаще всего отражающие
практическую направленность искусства
этих народов, потребность обеспечить
успех в охоте и рыболовстве, избавиться
от воздействия "злых духов", создать
благоприятные условия существования
для рода и семьи, и даже для душ умерших
сородичей. Меньшее место в жизни человека
занимала бытовая скульптура – фигурки-приманки,
используемые в промысловой деятельности,
игрушки и фигурные украшения.
Основное содержание
деревянной скульптуры – мифология
в самом широком значении. Деревянные
скульптурные изображения, которые
иногда называют идолами считались
вместилищами духов природы, хозяев
огня и животных, умерших предков,
покровителей семьи и рода. Это
могли быть изображения тотемных
и промысловых животных, изготовленных
с целью обеспечить удачную
охоту, и др. Деревянные фигурки
меньших размеров олицетворяли
собой амулеты, талисманы, охраняющие
от злых духов и приносящие
удачу. Деревянного идола размером
до полутора метров – не
то человека, не то природное
создание, устанавливали в жертвенных
местах под открытым небом.
Антропоморфные изображения в
рамках традиционного искусства
в XIX в. имели различные формы
– примитивные и более или
менее проработанные, условные
и более реалистичные. Практически
у всех культовых антропоморфных
изображений голова заканчивается
острым выступом (луч или головной
убор). Условность и схематизм
в решении образа идола как
бы подчеркивали его сверхъестественное
значение.
Среди жителей
Сибири был распространен культ
животных чаще всего медведя.
Почти в каждом жилище находилась
фигурка этого животного. Это
были крайне примитивные, до
предела схематичные изображения
мощного зверя – кусок дерева
с едва намеченным контуром
фигуры. Согласно представлениям
северных народов, создание скульптурного
изображения рассматривалось как
создание живого существа, в которое
может вселиться тот или иной
дух. Фигурки животных играли
особую роль в совершении различных
обрядов, как с участием шамана,
так и без него. Известны деревянные
скульптуры, изображающие духов
помощников шамана. Амурские народы
поклонялись тигру, здесь были
распространены деревянные фигурки
тигра символа духа охоты.
В шаманском культе
использовались маски. Маски эскимосов
и приморских чукчей в конце
XIX в. изготавливались обычно из
кожи. У коряков до первой четверти
ХХ в. бытовали деревянные антропоморфные
маски-личины, происхождение и назначение
которых пока неизвестно. Они
использовались и с целью изгнания
злых духов и в играх молодежи.
Форма и тщательность исполнения
масок были различными – встречаются
овальные, яйцевидные или заостренные
книзу маски с более или менее реалистичной
моделировкой черт лица.
Художественные изделия
из металла были распространены
у народов Северо-Восточной Сибири
меньше, чем обработка дерева. Кузнечное
ремесло к началу ХХ в. было
известно у коряков, эвенков,
эвенов, чукчей и др. Литой и
кованый металл служил для
изготовления мелких скульптурных
изделий: амулетов, оберегов, применявшихся
для украшения как обычной
одежды, так и обрядовых костюмов
шаманов. Шаманы применяли металлические
(в основном железные) украшения
скорее для эффектного звона
во время плясок. На шаманский
балахон нашивались плоские изображения
оленьих рогов, птиц, рыб, антропоморфные
фигурки, символизирующие духов.
У коряков это ремесло развилось
в первой половине XIX в. и, скорее
всего, было связано с появлением
на Камчатке, где они жили, русского
населения. Работали они на
привозном железе, которого делать
не умели. Коряки изготавливали
прекрасного качества ножи, топоры,
пилы, которые украшали латунью
и медью. Клинки ножей декорировались
гравированными рисунками на
лезвиях – изображениями оленей,
морских зверей, кочевых юрт, фигурами
охотников. На рукоятках ножей
выполнялись геометрические орнаменты,
сходные с орнаментом меховой
отделки на одежде.
Художественная обработка
кости наибольшего совершенства
достигла у чукчей и эскимосов.
Костяная скульптура этих народов
представляет собой уникальное
и исключительное явление в
декоративном искусстве народностей
Крайнего Северо-Востока Азии. Из
кости моржа и других морских
зверей делали самые необходимые
орудия труда – наконечники
гарпунов и стрел, иглы, пуговицы,
заколки и т.д.
Главными персонажами
были промысловые животные: нерпа,
кит, тюлень. Животные переданы
с хорошим знанием их анатомии
и пластики, в них отразилась
исключительная наблюдательность
и высокое художественное мастерство.
Скульптурные изображения животных,
которые изготавливались в XVIII-XIX
вв. чукчами и эскимосами, имеют
много общего с древней мелкой
пластикой, что подтверждается
археологическими материалами. Искусство
резьбы и гравировки по кости
у чукчей и эскимосов – одна
из областей материальной и
духовной культуры общества, сохранявшего
до недавнего времени свои
архаические черты. Оно возникло
в глубокой древности и прошло
длительный и сложный путь
развития. Чукотское и эскимосское
искусство XVIII-XIX вв. имеет свои
особенности. Скульптура этого
времени приобретает более реальные
черты. В XIX в. появляется сюжетная
гравировка на кости, уходящая своими
истоками в пегтымельские петроглифы
(1 тыс. до Р.Х.) и ритуальные рисунки на
дереве.
Специфичность каждого
из этапов чукотского и эскимосского
искусства не нарушает его
общности. В произведениях чукчей
и эскимосов человек представлен
как часть Вселенной, он не
изображается вне природы, не
наделяется какими-либо конкретными
чертами. Это – образ-символ. Охотничий
промысел развил у чукчей и
эскимосов исключительную наблюдательность
и точное знание анатомии зверя,
его повадок. Но одухотворение
животного породило иллюзорность
восприятия живой природы. Следствием
этого явилось слияние в искусстве
реальных, фантастических, мифологических
представлений.
Художественный косторезный
промысел чукчей и эскимосов
в 1920-хх гг. в значительной степени
наследовал культуру конца XIX-XX
в., когда на Чукотке в результате
развития торговли с американскими
и европейскими купцами и китобоями
появляется много предметов сувенирного
характера, предназначенных для
сбыта. Вещи утилитарного назначения,
которые не имели прямого отношения
к быту чукчей и эскимосов,
украшались скульптурой и гравировкой.
Для начала XX в. характерно появление
гравированных изображений на
моржовых клыках. Первоначально
они изготавливались как сувениры.
К 1920-м гг. сюжетная гравировка
на моржовых клыках прошла
определенный путь развития. В
целом произведения 1920-х гг. выполнены
с сохранением традиционных художественных
приемов и стилистических особенностей
резьбы и гравировки по кости
чукчей и эскимосов. При этом
в них все больше нарастает
повествовательность, усложненность
композиции и декоративность. Из
кости изготавливаются также
украшения – цепочки, колье,
серьги, подвески и утилитарные
предметы – курительные трубки,
ведерки, ножи, уключины для весел.
Эти вещи украшаются как миниатюрными
фигурками, так и гравировками.
Резные и гравированные
рисунки представляют собой либо
сюжетные сценки, повествующие о
морской или сухопутной охоте,
либо орнамент, состоящий из концентрических
кругов-узоров и геометрических
фигур – точек, кружков, коротких
полосок, ритмически организующих
поверхность скульптурной формы.
От чукотских и эскимосских
гравировок значительно отличаются
корякские рисунки на предметах
из моржового клыка и оленьего
рога. Им присущи более умелая
передача движения, экспрессия, а
также подчеркнуто реалистическая
трактовка фигур животных, птиц,
людей. Большее место в миниатюрной
декоративной скульптуре коряков
занимает человек, занятый каким-то
делом.
Шитье и украшение
меховых изделий было на Крайнем
Севере основным домашним занятием
женщин. Для рукоделия применялись
оленьи сухожилия (вместо ниток),
лоскуты подкрашенной замши-ровдуги
и сукна, блестящие пуговицы, тесьма, бляшки,
разноцветный бисер. Бисер, бусинки и даже
скульптурные фигурки из кости также украшали
и женскую одежду, и головные уборы, пояса
и даже предметы упряжи.
Мастерицы очень
тонко использовали естественную
палитру основного материала
– оленьего меха и разнообразную
фактуру меха пушных зверей, служащего
для отделки предметов одежды.
Колористическая выразительность,
сочетание различных материалов,
орнаментация превращали каждое
изделие в произведение искусства.
В декоре использовались как
простейшие геометрические элементы
– полосы, треугольники, зигзаги,
так и сложные – "головки",
"полголовки", "рога оленя",
"след птицы", "локоть лисицы"
и т.д. Для всего декоративно-прикладного
искусства северных народов характерны
растительные и спирально-ленточные
узоры, их происхождение связано
с древнейшими пластами истории.
Облачение шамана
было особым видом одежды, покрой
и украшения которой менялись
в зависимости от национальных
особенностей. Например, для одежды
эвенкийского шамана было характерно
обилие металлических подвесок,
шаманский костюм жителей Приамурья
богато расписан узором, состоящим
из изображений всевозможных
животных и пресмыкающихся. Часть
костюма составляют "лечебные"
нагрудники, обильно украшенные
стилизованными фигурками животных.
Чукотские шаманы носили кожаные
кружки, отороченные мехом, на
которых были нашиты изображения
человека и собаки из нерпичьей
кожи. Чукчи изготовляли из кожи
и меха амулеты, символизировавшие
Солнце, и пришивали их к одежде.
Эти амулеты защищали от злых
духов.
Одежда изготавливалась
не только из ткани, меха
и ровдуги (замши), но и из рыбьей кожи,
особенно у жителей Приамурья и Приморья.
Из нее делали мужские и женские халаты,
которые служили дождевиками. Они выполнялись
из кожи сома и были украшены аппликациями
из кожи, выкрашенной в синий цвет. В композиционном
построении узоров на шаманских халатах
из рыбьей кожи соблюдено членение на
три яруса. Эти изображения отражают сложную
картину мироздания – восприятие мира
как стройной трехчастной системы. Нижний
ярус – подземное и подводное царство,
с которым связаны представления о корнях,
истоках жизни и царстве навсегда ушедших
предков. Средний мир – цветущая
изобильная земля, населенная зверями
и птицами, земля – кормилица людей. Верхний
мир – небесный свод. Главным персонажем
всех орнаментальных построений в этом
случае является змея или дракон. Змеи
с перьями на голове, с двумя хвостами,
распространяющимися вправо и влево, с
когтистыми лапами ясно читаются в рисунке
на границе между нижним и средним мирами.
На границе среднего и верхнего миров
также изображались змеи. Змея, дракон
– древние символы всего живого и живущего
в земле, на земле и над землей (дракон
властвует даже в небе).
Одежда некоторых
народностей подвергалась китайскому
и монгольскому влиянию, она
изготовлялась из ярких шелковых
или переливчатых тканей (бархата
или вельвета), ввозимых из Китая.
Борта отделывались широкими
цветными каймами, по вороту
и борту украшенными цветной
вышивкой или аппликацией, а
по подолу – медными прорезными
бляшками. Узоры каймы представляют
собой растительный или спирально-ленточный
орнамент. Вышивкой украшались также
мужские рубахи и различные
дополнения к одежде.
У жителей Нижнего
Приамурья и Приморья (нанайцев,
ульчей, орочей и др.) основной верхней
одеждой как мужской, так и женской был
халат с длинными рукавами покроя "кимоно"
(в некоторых селах такую одежду можно
было встретить еще в середине XX в.). Иногда
такие халаты шили из рыбьей кожи. Халат
глубоко запахивался, при этом левая пола
заходила за правую. Сходная верхняя одежда
была у монголов, бурят, тувинцев.
В более поздних
композициях целостность трехъярусного
построения забывается и утрачивается.
Вместо трех ярусов остаются
два, в таких случаях композиции
начинаются со среднего яруса,
в котором изображалось древо
жизни (мировое древо) с раскинувшимися
ветвями, упирающимися в небо.
Ненцы, чукчи, эвенки, коряки
вплоть до 1930-х гг. носили преимущественно
одежду из меха. Украшения у каждого
народа были свои – меховая мозаика
у хантов, ненцев и коряков, узор из
бисера у эвенков, меховая отделка у чукчей.
У народов, носивших распашные кафтаны
(эвены, эвенки), полы которых сходились
и завязывались только на груди, были распространены
нагрудники или передники. Нагрудник одевался
под кафтан и всегда был богато украшен
бисером, шитьем и полосками меха. Нагрудник
украшался бахромой, металлическими бляхами,
монетами, колокольчиками и бубенцами,
которые при движении издавали шум и звон,
отпугивая злых духов.
Северные женщины
с незапамятных времен владели
искусством вышивки и аппликации,
изготовления изделий из кожи
и меха в технике меховой
мозаики. Меховая мозаика представляла
собой соединение контрастных
по цвету кусочков меха –
полосок, треугольников, кружков,
сшитых вместе. Шубы из оленьих шкур
украшались узкими меховыми полосками,
которые подчеркивали основные конструктивные
швы и обшлага. В нагрудный шов прокладывали
полоски цветного сукна, которые у проймы
выпускались длинными лентами или кисточками.
Летняя и зимняя обувь, также имела узорное
украшение. Летние сапоги или верхние
чулки отделывались каймой, заполненной
спирально-ленточным орнаментом. Вьющийся
растительно-рогообразный орнамент декорировал
чулки, туфли и другие бытовые изделия.