Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, реферат
Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные важные качества.
Е.А Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек - техника», «человек - образ», «че-ловек-знак», «человек- живая природа» и «человек - человек». Именно эта классификация является максимально лич-ностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек.
Знакомство с юридическими профессиями мы начнем с самой общей характеристики юридической деятельности. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это ос-новное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д.
Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих словах базируется почти вся юридическая терминология.
В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросо-вестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большин-ства людей других профессий.
Во-первых, юридические
профессии характеризуются
Во-вторых, вся юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии регулируется правом, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мыс-ленно сопоставляет свои будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия. Прак-тически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятель-ность, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая общению специфический оттенок, выделяющий юридические профессии в особую группу.
Для большинства
юридических профессий
Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.
Для большинства
юридических профессий
• организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненор-мированного рабочего дня;
• организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе.
Для многих юридических профессий характерна необходимость преодолевать сопротивление отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу не-
редко наталкиваются на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.
По существу, для
всех юридических профессий
Вопросы и задания к практическим занятиям
Занятие 1. Профессия юриста: специфика и особенности (2 часа) 1. Профессия. Профессиональное становление личности.
2. Особенности личности,
изучаемые в целях
3. Предмет и задачи
психологии юридического труда.
4. Общие требования,
предъявляемые к
Литература
1. Апресян Р.Г. Мораль // Философия науки. 1998. № 3,4.
2. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.-Гл.1,2,16,18-20.
3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 1995.
4. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекции по этике. Ростов на Дону.1999.- Гл.1,2,9,10.
5. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика.Эстетика. Ростов н/Д.- 1999.-Гл.1,5-7.
6. Маслеев А.Г.
Этика Екатеринбург,1999.Гл.1,
7. Дмитриева М. А. и др. Психология труда и инженерная психология. – Л.: ЛГУ, 1979.
8. Климов Е. А. Психология профессионала. – М. – Воронеж: НПОМОДЕК, 1996. - 400 с.
Занятие 2. Нравственное содержание деятельности юристов любых специальностей (2 часа)
1.Нравственная сущность служения обществу и государству. Уважение закона - необходимое условие нравствен-ности.
2.Понятие служебного
коллектива и основные
3.Основные моральные требования, предъявляемые к деятельности служебного коллектива.
4.Факторы и условия, определяющие стабильность, результативность и эффективность деятельности служебных коллективов.
5.Нравственная
культура. Понятие, структура
6.Факторы - показатели
профессионально-нравственной
Литература:
1. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. /пер с фр. _ М., 1994.
2. Ветрова Г.Н.
Закон и нравственность в
3. Кобликов А.С. Юридическая этика. М.,1999.
4. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб.,1993.
5. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) // Собр. соч.: в 8 т. М., 1967. Т.4.
6. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.
Занятие 3. Моральный выбор в деятельности юриста (2 часа)
Вопросы:
1. Сущность и структура морального выбора.
2. Нравственные
конфликты в деятельности
3. Проблема соотношения цели и средств ее достижения в деятельности юристов любых специальностей.
4. Правовое принуждение.
Обоснованность применения
Литература
1. Моральная ответственность.
Бондаренко Ю.Я. У истоков
2. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.-Гл.1,2,16,18-20.
3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекции по этике. Ростов на Дону.1999.- Гл.1,2,9,10.
4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб.,1997.
5. Конфуций Я верю в древность. М.,1998.
6. Психология. Педагогика. Этика. М.,1999.Гл.15.
Задание для самостоятельной работы
Используя материалы
Приложения и дополнительные источники,
составьте таблицу «
Для получения зачета студентам необходимо:
1. Выполнить задание для самостоятельной работы (в письменной форме) 2. Работы выслать по адресу: j210708@mail.ru c указанием фамилии, имя, отчества студента, выполнившего задание и представительства.
ПРИЛОЖЕНИЕ Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование про-фессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового пpoцeссa: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условии труда.
Одним из основополагающих
принципов
Следователь
Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи.
Каждая из сторон
профессиограммы отражает, во-первых,
определенный цикл профессиональной деятельности,
а во-вторых, в ней реализуются
личностные качества, навыки, умения, а
также знания, которые обеспечивают
профессио-нальный успех на этом
уровне деятельности. В основе профессиограммы
лежит поисковая сторона
Следующий уровень
— это коммуникативная сторона
деятельности, в процессе которой
следователь должен получить необходимую
для раскрытия преступления информацию
от людей путем общения с ними.
На допросе нередко решается судьба
допрашиваемого и судьбы других людей.
Идет борьба умов. Победить в этой борь-бе
следователю помогают специальные
научные знания в области психологии
и тактики допроса, мастерство, проявля-ющееся
в профессиональных умениях и
навыках ведения допроса. Следователь
должен уметь организовать свое психическое
состояние. Хороший следователь
обладает навыками управ-ления своей
волевой и эмоциональной сферой
и — в рамках закона — эмоциями
допрашиваемого. Вся информация, полученная
в результате поисковой и коммуникативной
деятельности следователя или дознавателя,
в процессе удостоверительной деятельности
преобразуется в специальные
предусмотренные законом формы:
протоколы, постановления и т. д.
Для этого следователь должен
хорошо владеть письменной речью, иметь
навыки быстрого перево-да устной речи
в письменную. На следующем уровне
следователь выступает как
На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный ин-теллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, кри-миналистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисци-плин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования. Доминирующие виды деятельности:
* расследование преступлений;
* проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении;
* осмотры мест совершения преступлений;
* проведение обысков,
опознаний, следственных
* поиск улик, имеющих
отношение к совершению
* организация работы
других специалистов, участвующих
в расследовании (экспертов,
* выяснение причин
и условий совершения
* ведение документации (составление протоколов, постановлений и др.);
* анализ собранных данных по преступлению;
* сбор информации,
необходимой для раскрытия
* профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
СПОСОБНОСТИ: высокий
уровень развития восприятия, осмысленность,
хорошая концентрация внимания (способность
сосредоточивать внимание на необходимом
объекте), устойчивость внимания (способность
удерживать внимание на объекте длительное
время), избирательность внимания (способность
выбирать нужную информацию из множества
полученной), умение быстро и грамотно
записывать полученные данные, гибкость
мышления, хороший уровень развития
словесно-логической памяти, способность
быстро анализировать и перерабатывать
информацию, способность точно и
понятно выражать свои мысли (вербальные
способности), коммуникативные способности
(умение взаимодействовать с людьми),
ораторские способности (грамотная, интересная,
красочная речь), умение слушать
людей, развитое пространственное воображение,
быстрота мышления, абстрактное мышление,
высокий уровень развития мыслительных
процессов (об-разное понятийное мышление),
организаторские способности