Психология профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные важные качества.
Е.А Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек - техника», «человек - образ», «че-ловек-знак», «человек- живая природа» и «человек - человек». Именно эта классификация является максимально лич-ностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек.

Файлы: 1 файл

психология профессии лекция.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Знакомство с  юридическими профессиями мы начнем с самой общей характеристики юридической деятельности. Эта деятельность в первую очередь связана с  нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это  ос-новное понятие: правоприменительная  деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т. д.

Слово «юридический»  является синонимом слову «правовой». На этих словах базируется почти вся  юридическая терминология.

В целом юридическая  деятельность представляет собой требующий  большого напряжения, терпения, добросо-вестности, знаний и высокой ответственности  труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет  целый ряд черт, которые отличают его от труда большин-ства людей  других профессий.

Во-первых, юридические  профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа  решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую  задачу. Чем меньше шаблонов используется в подходе к делу, тем выше вероятность  того, что поиски истины увенчаются успехом.

Во-вторых, вся юридическая  деятельность при всей ее сложности  и разнообразии регулируется правом, и это накладывает отпечаток  на личность каждого юриста. Уже  при планировании своей деятельности любой работник мыс-ленно сопоставляет свои будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия. Прак-тически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятель-ность, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая общению специфический оттенок, выделяющий юридические профессии в особую группу.

Для большинства  юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность. Причем чаще это связано с отрицательными эмоциями, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать  на срав-нительно большой период времени.

Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства  лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство  повышенной ответственности за последствия  своих действий.

Для большинства  юридических профессий характерной  чертой является необходимой организационная  деятель-ность, которая, как правило, имеет два аспекта:

• организация  собственной работы в течение  рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненор-мированного  рабочего дня;

• организация  совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном  процессе.

Для многих юридических  профессий характерна необходимость  преодолевать сопротивление отдельных  лиц, а в некоторых случаях  и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в  поисках истины по делу не-

редко наталкиваются  на пассивное или активное сопротивление  со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.

По существу, для  всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из пере-численных характеристик.

Вопросы и задания  к практическим занятиям

Занятие 1. Профессия  юриста: специфика и особенности (2 часа) 1. Профессия. Профессиональное становление личности.

2. Особенности личности, изучаемые в целях профориентации.

3. Предмет и задачи  психологии юридического труда. 

4. Общие требования, предъявляемые к профессионалам  – юристам различных специальностей.

Литература 

1. Апресян Р.Г.  Мораль // Философия науки. 1998. № 3,4.

2. Гусейнов А.А.  Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.-Гл.1,2,16,18-20.

3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 1995.

4. Золотухина-Аболина  Е.В. Курс лекции по этике.  Ростов на Дону.1999.- Гл.1,2,9,10.

5. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика.Эстетика. Ростов  н/Д.- 1999.-Гл.1,5-7.

6. Маслеев А.Г.  Этика Екатеринбург,1999.Гл.1,2.

7. Дмитриева М.  А. и др. Психология труда и  инженерная психология. – Л.: ЛГУ, 1979.

8. Климов Е. А.  Психология профессионала. –  М. – Воронеж: НПОМОДЕК, 1996. - 400 с. 

Занятие 2. Нравственное содержание деятельности юристов любых  специальностей (2 часа)

1.Нравственная  сущность служения обществу и  государству. Уважение закона - необходимое  условие нравствен-ности. 

2.Понятие служебного  коллектива и основные профессионально-нравственные  характеристики его становления,  развития и функционирования.

3.Основные моральные  требования, предъявляемые к деятельности  служебного коллектива.

4.Факторы и условия,  определяющие стабильность, результативность  и эффективность деятельности  служебных коллективов. 

5.Нравственная  культура. Понятие, структура нравственной  культуры юриста любой специальности. 

6.Факторы - показатели  профессионально-нравственной деформации  юристов и ее основные причины. 

Литература:

1. Вейсс Ф.Р. Нравственные  основы жизни. /пер с фр. _ М., 1994.

2. Ветрова Г.Н.  Закон и нравственность в уголовном  судопроизводстве. //Вест. МГУ. Сер.11.Право.1996.№1.

3. Кобликов А.С.  Юридическая этика. М.,1999.

4. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика.  СПб.,1993.

5. Кони А.Ф. Нравственные  начала в уголовном процессе (общие  черты судебной этики) // Собр. соч.: в 8 т. М., 1967. Т.4.

6. Ликас А.Л. Культура  правосудия. М., 1990.

Занятие 3. Моральный  выбор в деятельности юриста (2 часа)

Вопросы:

1. Сущность и  структура морального выбора.

2. Нравственные  конфликты в деятельности работников  правоохранительных органов. Понятие  нравственного кон-фликта.

3. Проблема соотношения  цели и средств ее достижения  в деятельности юристов любых  специальностей.

4. Правовое принуждение.  Обоснованность применения правового  принуждения. 

Литература 

1. Моральная ответственность.  Бондаренко Ю.Я. У истоков современной  морали: очерки этико- философских  воз-зрений Эпиктета, Марка Аврелия  и Конфуция. М., 1991.

2. Гусейнов А.А.  Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.-Гл.1,2,16,18-20.

3. Золотухина-Аболина  Е.В. Курс лекции по этике.  Ростов на Дону.1999.- Гл.1,2,9,10.

4. Иванов В.Г.  История этики Древнего мира. СПб.,1997.

5. Конфуций Я  верю в древность. М.,1998.

6. Психология. Педагогика. Этика. М.,1999.Гл.15.

Задание для самостоятельной  работы

Используя материалы  Приложения и дополнительные источники, составьте таблицу «Профессиограммы юридиче-ских профессий», в которую  войдут: профессиограммы следователя, судьи, адвоката, прокурора и его  помощни-ков, юристконсульта, нотариуса, эксперта-криминалиста, инспектора таможни, уголовного розыска, ОБЭП, ГИББД, участкового  инспектора.

Для получения зачета студентам необходимо:

1. Выполнить задание  для самостоятельной работы (в  письменной форме) 2. Работы выслать  по адресу: j210708@mail.ru c указанием фамилии,  имя, отчества студента, выполнившего  задание и представительства. 

ПРИЛОЖЕНИЕ Понятие  «профессиография» включает процесс  изучения, психологическую характеристику и проектирование про-фессии. При  профессиографировании всегда изучаются  признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового  пpoцeссa: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условии труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования  стал принцип дифференцированного  подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа - подчинение профессиографирования  решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессио-нально важные навыки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, про-фессиональных знаний, умений и навыков.

Следователь

Профессиограмма следователя  представляет собой сложную иерархическую  структуру, в которой все стороны  профессиональной деятельности, а также  личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются  личностные качества, навыки, умения, а  также знания, которые обеспечивают профессио-нальный успех на этом уровне деятельности. В основе профессиограммы  лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к  раскрытию пре-ступления и заключается  в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Особое значение поисковая сторона  деятельности следователя имеет  на первом этапе расследования. Сущность ее за-ключается в вычленении из окружающей среды криминалистически  значимой информации (следы преступника, потер-певшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность  с достоверностью реконструировать собы-тие преступления с такой  степенью точности, как этого требует  закон. Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы  оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки  и способности следопыта, далее  имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек  и построения контура события), жизненный  опыт. Эффек-тивность процесса сбора  доказательств в значительной степени  зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального  информационного запаса.

Следующий уровень  — это коммуникативная сторона  деятельности, в процессе которой  следователь должен получить необходимую  для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других людей. Идет борьба умов. Победить в этой борь-бе следователю помогают специальные  научные знания в области психологии и тактики допроса, мастерство, проявля-ющееся в профессиональных умениях и  навыках ведения допроса. Следователь  должен уметь организовать свое психическое  состояние. Хороший следователь  обладает навыками управ-ления своей  волевой и эмоциональной сферой и — в рамках закона — эмоциями допрашиваемого. Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной  деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные  предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь  навыки быстрого перево-да устной речи в письменную. На следующем уровне следователь выступает как организатор  расследования. Принимая ответственные  решения, он до-бивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа ставит его ежедневно  в положение сдающего экзамен, требует  особой собранности, точности и организованности.

На следующем  уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный ин-теллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, кри-миналистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисци-плин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования. Доминирующие виды деятельности:

* расследование  преступлений;

* проведение допросов  подозреваемых, свидетелей, потерпевших  в преступлении;

* осмотры мест  совершения преступлений;

* проведение обысков,  опознаний, следственных экспериментов; 

* поиск улик, имеющих  отношение к совершению преступлений;

* организация работы  других специалистов, участвующих  в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педаго-гов и др.);

* выяснение причин  и условий совершения преступлений;

* ведение документации (составление протоколов, постановлений  и др.);

* анализ собранных  данных по преступлению;

* сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

* профилактические  мероприятия, направленные на  снижение преступности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

СПОСОБНОСТИ: высокий  уровень развития восприятия, осмысленность, хорошая концентрация внимания (способность  сосредоточивать внимание на необходимом  объекте), устойчивость внимания (способность  удерживать внимание на объекте длительное время), избирательность внимания (способность  выбирать нужную информацию из множества  полученной), умение быстро и грамотно записывать полученные данные, гибкость мышления, хороший уровень развития словесно-логической памяти, способность  быстро анализировать и перерабатывать информацию, способность точно и  понятно выражать свои мысли (вербальные способности), коммуникативные способности (умение взаимодействовать с людьми), ораторские способности (грамотная, интересная, красочная речь), умение слушать  людей, развитое пространственное воображение, быстрота мышления, абстрактное мышление, высокий уровень развития мыслительных процессов (об-разное понятийное мышление), организаторские способности Личностные качества: инициативность, настойчивость, целеустремленность, решительность (способность  быстро и самостоятельно принимать  решения), умение прогнозировать события, интуиция, ответственность, выносливость, склонность к исследовательской  деятельности, честность, принципиальность, гуманность, аккуратность, самоорганизо-ванность (умение организовать свое рабочее  время и др.), дисциплинированность, эмоционально-волевая устойчивость, находчивость, требовательность, умение хранить тайну, чувство собственного достоинства, нестандартность принимае-мых  решений, высокий самоконтроль, критичность, наблюдательность. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Информация о работе Психология профессии