Психология профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные важные качества.
Е.А Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек - техника», «человек - образ», «че-ловек-знак», «человек- живая природа» и «человек - человек». Именно эта классификация является максимально лич-ностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек.

Файлы: 1 файл

психология профессии лекция.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

говорить. Примером такой необычной манеры может  служить оратор, который ртом ловит  воздух и в связи с этим, как  правило, выглядит комично. Во избежание  такого эффекта необходима тренировка дыхания. При построении фразы следует  учитывать, что предложение, состоящее  не более чем из 10-13 слов, воспринимается наилучшим образом, состо-ящее из 14-18 слов — хорошо, из 19-25 слов — удовлетворительно, из 25-30 слов — с трудом; предложение, насчиты-вающее более 30 слов, практически  не воспринимается. В связи с этим рекомендуется отдавать предпочтение коротким предложениям. К эмоциональному аспекту относят, в первую очередь, волнение перед публичным выступлением, которое характерно даже для очень  опытных ораторов, так как оставаться абсолютно бесстрастным невозможно, особенно работнику право-охранительной  системы, которому по долгу службы нередко  приходится сталкиваться с негативными  сторонами жизни общества. Эмоциональное  состояние человека существенно  влияет на его речь: могут появиться  мышечные зажимы, вплоть до спазмов  речевой мускулатуры, или, наоборот, эмоциональное возбуждение, при  котором изменяется боль-шинство  параметров речи: ее скорость, громкость, средняя продолжительность отрывков, произносимых без паузы, вре-мя. ответа, словарное разнообразие, количество жестов, ошибок, оговорок, тон и модуляция  голоса. К сожалению, мно-гие люди не задумываются над своей интонацией — и совершенно напрасно, так  как она может быть заискивающей или командной, слишком оптимистичной  или недовольной, брюзгливой и т. д. По утверждению В. М. Шепеля, интонирование  и паузы способствуют приращиванию информации до 10-15 %, что вы-текает из особенностей восприятия.

Речь должна быть в достаточной мере экспрессивной (эмоционально-напряженной) — не следует  стоять неподвижно, полезно использовать жестикуляцию. То же относится и  к живой мимике, — застывшее  лицо оратора не внушает дове-рия  и оставляет впечатление напряженности. Факторами проявления невербальной коммуникации являются поза, мимика, жесты, микродвижения конечностей (осо-бенно  рук), изменения тембра голоса, цвета  кожных покровов и др. В диалоге  с оппонентом и при выступлении  с обви-нительной речью для  оратора важно, используя наблюдения за этими невербальными проявлениями, поддерживать так называемую «обратную  связь», т. е. контролировать наличие  или отсутствие контакта, наличие  «эмоционального резо-нанса» как  результата своей реплики, произнесенного тезиса и т. д. Это необходимо, в  первую очередь, для контроля за состоянием аудитории и в необходимых  случаях — для коррекции своего выступления. Особым риторическим приемом являются паузы, которые должны четко отделять предложения и в еще большей мере — абзацы. Но применять их рекомендуется в том случае, если у оратора есть уверенность, что он полностью владеет вни-манием аудитории. Именно в этом случае пауза наиболее полезна для самостоятельного осмысления слушателями полу-чаемой информации и подключения к ней собственных знаний. Общеизвестны правила речи: произносить речь следует в размеренном темпе; говорить нужно громко, но не переходить на крик.

Эмоциональный компонент  речи рассматривается и с точки  зрения расслабления и снятия эмоционального напряжения у аудитории. Достигается  это, например, если позволить себе пошутить. Чем более включен слушатель  в коммуникативный процесс, чем  напряженнее этот процесс протекает, тем больше при-ходится прилагать  усилий по организации своего внимания, осуществляющегося при помощи воли. Необходимо учиты-вать, что сохранять  устойчивое внимание наиболее подготовленный слушатель может около 20 минут, а  затем происхо-дит колебание внимания на какой-то отрезок времени: обычно не более 2 минут, но в это время  человек не воспринимает информацию. В условиях же, например, судебного  процесса это может оказаться  существенным препятствием к адек-ватному  восприятию предъявляемой информации. Темп речи необходимо дифференцировать в зависимости от предла-гаемой информации и от контингента слушателей. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к приня-тию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в ней. Государственный обвинитель активно участвует в этом процессе. Как уже говорилось выше, наряду с доказательствами, подтверждающими  виновность подсудимого, прокурор анализирует  его личность. При этом анализу  подвергаются не только отрицательные  характеристики, толкнувшие подсудимого  на преступный путь, но и положительные, обеспечив-шие соответствующее поведение  уже на предварительном следствии (например, полное признание своей  вины, сотруд-ничество со следствием в  процессе получения дополнительных доказательств и т. п.). Далее прокурор, анализируя структуру отношений  подсудимого с социальной средой, обращает внимание суда, наряду с отрицательными контакта-

ми (членство в преступной группе), на положительные (например, любовь к родителям и забота о них, успехи в спорте и учебе и т. д.). Такой подход является реализацией  на практике гуманистической направленности деятельности прокуратуры. Объек-тивный анализ личности подсудимого, сделанный  государственным обвинителем, сочетающий в себе анализ как пози-тивных, так  и негативных свойств в структуре  его личности, способствует вынесению  благодаря этому справедливого  приговора. Этот анализ в ряде случаев  может рассматриваться как начальный  этап реализации правовой педагогики, так как иногда он побуждает преступника  коренным образом пересмотреть свою позицию по отношению к окружающим людям и к обществу в целом. Эксперт-криминалист «Если бы пришлось судить только тех убийц, которых  застали с ножом над жертвой, только тех отравителей, у которых  в руках захватили только что  данной ими кому-либо отравы, то большая  часть виновников подобных преступлений оста-лась бы без законного возмездия. Наказание сделалось бы привилегией  только тех, кто не умел совершить  преступления, в ком преступная воля не столько окрепла, чтобы давать возможность заранее обдумать и  подготовить удобную об-становку для своего дела...» — эти слова  принадлежат выдающемуся русскому юристу, публицисту и общественному  деятелю А. Ф. Кони. И в самом  деле, не так уж часто застают  преступника прямо на месте преступления — стреляющим, мошенничающим, крадущим. Но всегда преступник оставляет следы  на месте происшествия.

Деятельность криминалиста имеет два аспекта. Он должен:

* участвуя в  осмотре места происшествия вместе  со следователем, помочь ему отыскать  и зафиксировать эти следы  (ст. 58,168 УПК РФ);

* проводя по  поручению следователя или суда  экспертные исследования представленных  предметов, оружия и др. установить  их отношения и взаимосвязь  с подозреваемым, произвести их  идентификацию. 

В деятельности эксперта-криминалиста четко выделяются следующие стороны:

* поисковая —  на месте происшествия;

* познавательная  — как начальный этап экспертного  исследования;

* реконструктивная  — анализ и синтез полученной  информации, формулировка рабочей  гипотезы, план исследова-ния и  разработка окончательных выводов; 

* удостоверительная  — протокольная форма отражения  деятельности на месте происшествия, акт криминалистиче-ского экспертного  исследования.

Идентификация, или  установление тождества, является одним  из распространенных логических приемов  человеческого мышления, а также  распространенным приемом изучения объектов материального мира, широко применяемым в про-цессе познавательной деятельности в различных отраслях знания (в физике, химии, биологии, археологии, криминали-стике и т. д.). Установление тождества материальных объектов (предметов, явлений, процессов и т. д.) представляет собой сложный познавательный процесс, включающий изучение свойств отождествляемых  объектов с помощью научно-технических  приемов, а также логический и  психический познавательный акты, которые  составляют общую основу отождествления. Особую специфику имеет идентификация  материальных объектов в криминалистике. Прежде всего, это обусловлено за-дачей, которая стоит перед криминалистической идентификацией, как и перед расследованием в целом: устанавливать факты, имеющие  значение судебных доказательств. В  связи с этим криминалистическая идентификация должна осу-ществляться  строго в рамках уголовного процесса и в соответствии с его требованиями.

Определенную специфику  идентификации в уголовном судопроизводстве обусловливает и то обстоятельство, что изу-чение преступления, являющегося  событием в прошлом, носит ретроспективный, опосредованный характер: событие преступления познается не путем его непосредственного  наблюдения, а в результате изучения всевозможных источни-ков, которые  несут отраженную информацию этого  события. Поэтому и криминалистическое отождествление тех или иных объектов, связанных с событием преступления, происходит, как правило, по всякого  рода следам, оставленным этими объектами  в процессе их взаимодействия с обстановкой  преступления. В связи с этим перед  криминалистической идентификацией встают задачи разработки методов исследования преобразований, как бы «закодированной» в следах информации об объектах, их оставивших, а также разработки таких  методов обнаружения, фиксации и  изъятия следов, которые бы сохраняли  эту информацию в неизменном виде. Задача криминалистической идентификации  в такого рода исследованиях заключается  в том, чтобы максимально при-близить  результаты группового тождества к  индивидуальному отождествлению и  тем самым как можно больше сузить круг исследуемых объектов. Это достигается установлением  принадлежности объектов к предельно  узким группам (например, устанавливается  не только марка автоэмали, но и завод-изготовитель, производственная партия и т. д.). Од-нако установление минимально узких групп  возможно в том случае, если при отождествлении учитываются не только свойства, необходимо присущие отождествляемым объектам, но и случайные, возникшие в результате особенностей производства, хранения, транспортировки, эксплуатации. Таким образом, криминалистическая идентификация направлена на установление конкретных единичных материальных

объектов и максимально  узких групп материальных объектов по проявлениям их свойств в прошлом  с целью получения судебных доказательств. Юрисконсульт Юрисконсульт (юрист) —  это работник данной организации, выполняющий  функции правового обеспечения  ее дея-тельности, т. е. функции юридической  службы. Под организацией в данном случае понимаются министерства, институ-ты и университеты, хозяйственные предприятия, и социально-культурные учреждения, кооперативы и др. В деятельности юриста на предприятии следует выделить коммуникативную, конструктивную, организационную, удо-стоверительную и социальную стороны. Юрисконсульт участвует в составлении  договоров, визирует их тексты, а также  тексты протоколов разногласий, организует, а иногда непосредственно ведет  претензионную работу, готовит материалы  и выступает в арбитраже по преддоговорным спорам и спорам об исполнении хозяйственных договоров. Одна из основных функций юрисконсульта  заключается в том, чтобы вести  активную организационную работу по пра-вовым вопросам на предприятии, в учреждении.

Эта организационная  работа по своему содержанию выражается главным образом в том, что  можно назвать активным консультированием.

Юрисконсульт должен быть в курсе деятельности организации, ее подразделений, вникнуть в эту  деятельность. Его за-дача — путем  рекомендаций, советов, подготовки предложений  по правовым вопросам, визирования  проектов доку-ментов юридического характера  способствовать широкому использованию  правовых норм, средств для повышения  эф-фективности работы всех звеньев  организации, для внесения в эту  работу духа законности, для предупреждения право-нарушений. Юрисконсульт призван  свести к минимуму саму возможность  возникновения конфликтных дел, предупредить возмож-ное правонарушение в организации. Диапазон вопросов, с  которыми приходится сталкиваться юрисконсульту, чрезвычайно широк: это гражданское  право, трудовое право, вопросы арбитража, гражданский процесс, финансовое право, земельное право и т. д. Работа юрискон-сульта в значительной степени  построена на авторитете, на служебных  контактах, на сложившихся в организации  дело-вых отношениях. А это, в свою очередь, зависит от того, как «поставил» себя юрисконсульт, как он своей  работой дока-зал плодотворность юридической службы, ее важность для  деятельности коллектива, для выполняемых  коллективом за-дач. Анализируя работу лучших юридических отделов, можно  прийти к выводу, что хорошо организованная юридическая служба приносит предприятию  экономический эффект и непосредственно  влияет на результаты производственной дея-

тельности, сокращая или ликвидируя дебиторскую задолженность, нормализуя ритм поставок топлива, материалов, по-луфабрикатов, стабилизируя работу транспортных предприятий, поставщиков, получателей.

Юрисконсульты участвуют  в разработке мер по использованию  правовых средств в целях обеспечения  сохранности соб-ственности. Свои предложения  они основывают на результатах анализа  данных, содержащихся в актах инвентаризации, ревизии, служебных проверок, в претензионно-исковых  материалах; решениях судов, органов  арбитража, в сообщениях и представлениях органов прокуратуры, внутренних дел  о хищениях, недостачах, порче продукции, фактах бесхозяй-ственности. Юрисконсульт должен оказывать активную правовую помощь финансовой, бухгалтерской службам в работе по возме-щению материального ущерба, причиненного предприятию, по взысканию просроченной дебиторской задолженности, а также в применении действующего законодательства при списании материальных ценностей и денежных средств. Нотариус Работа нотариуса имеет специализированный характер. В отличие от деятельности многих других юристов, она охваты-вает строго определенный участок права, в основном гражданское право и процесс — ту их часть, которая касается формальной стороны юридических актов, осуществления лицами своих прав и обязанностей. Нотариус не уполномочен проверять по существу основания совершения тех или. иных действий, правильность реше-

ния, на основании  которого выданы документы и др. Его задача — проверить подлинность  документов, фактов, дей-ствий, засвидетельствовать, удостоверить их реальность и на основе этого придать документам юридическую  силу. То обстоятельство, что в ряде случаев придание юридической силы документам, фактам и т. д. связано  с нотариальными действиями, объясняется  тем, что государство признает необходимым  осуществить особую проверку документов и фак-тов квалифицированными юристами-нотариусами. Вместе с тем эта проверка своеобразна, она осуществляется особыми методами. В результате нотариальных действий копии документов становятся юридически достоверными документами, имеющи-ми равную силу с подлинниками: те или иные факты приобретают характер достоверности, подлинности, доказанности. Более того, проведенные через нотариат некоторые  юридические действия вообще считаются  совершившимися. Так, принял нотариус от должника денежные суммы или ценные бумаги для передач» их кредитору  — и обязательство при-знается  исполненным. Через нотариат могут  быть переданы — и это также  имеет юридическое значение —  заявления от одного лица к другому  и т. д. Нотариусы работают в особых учреждениях — нотариальных конторах — и именуются государственными нотариусами. При совершении нотариальных действий нотариусы независимы и  подчиняются только закону.

При психологическом  анализе профессиональной деятельности нотариуса нужно выделить в первую очередь следую-

Информация о работе Психология профессии