Психология профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные важные качества.
Е.А Климов выделяет пять блоков профессиональной направленности: «человек - техника», «человек - образ», «че-ловек-знак», «человек- живая природа» и «человек - человек». Именно эта классификация является максимально лич-ностно ориентированной, поскольку во главу угла ставится человек.

Файлы: 1 файл

психология профессии лекция.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

* формальное отношение  к работе;

* неумение излагать  свои мысли; 

* плохое развитие  долговременной памяти;

* рассеянность;

* неспособность  воспринимать новую информацию;

* отсутствие умения  налаживать контакты с людьми;

* невыдержанность; 

* жестокость, агрессивность,  нетерпимое отношение к людям. 

Адвокат.

Доминирующие виды деятельности: ♦ изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также  учет действую-щего законодательства и других нормативных актов) и  применение их на практике; ♦ оказание юридической помощи посредством  консультаций, предоставление устных и письменных справок по законо-дательству (разъяснение действующего законодательства как в целом по возникшей проблеме, так и по отдельным ее нюансам); ♦ правовая защита граждан, организаций, государства;

* составление исковых  заявлений, жалоб, претензий и  других документов правового  характера; 

* запрос через  юридическую консультацию справок,  характеристик и иных документов, необходимых в связи с оказанием  юридической помощи, из государственных  и общественных организаций, которые  обязаны в установленном порядке  выдавать эти документы или  их копии; 

* подготовка непосредственных  обращений от имени клиента  в государственные, общественные, производственные, научные, учебные,  культурные и другие организации  по необходимым вопросам;

* представительство  от имени клиента в государственных  (правоохранительных, судебных, административных), общественных, предпринимательских  и других структурах;

* сбор различных  доказательств в пользу клиента  на основе запросов, экспертиз,  научных заключений, организации  экспериментов, заключений экспертов  и специалистов, дополнительных  обследований, ревизий, проверок, показа-ний  свидетелей и очевидцев, логических  умозаключений; 

* информирование  в разумных пределах клиента  о положении рассматриваемого  дела, своевременные ответы на  обоснованные запросы, предоставление  информации и документов;

* организация встреч  с подзащитным в местах его  содержания для уточнения 

* обстоятельств,  смягчающих вину подозреваемого, подследственного, согласование с  клиентом мер по его защите  или бесспорному оправданию при  применении правоохранительными  органами мер заключения под  стражу;

* поддержание защиты  прав клиента при выполнении  следственных действий в судопроизводстве, прояснение об-стоятельств дела  в пользу подзащитного.

Участвуя в судебном разбирательстве, адвокат:

* строго следит  за соблюдением правил, установленных  процессуальным законом, и других  нормативных актов в интересах  подзащитного или клиента; 

* обращается с  замечаниями, запросами к участникам  судебного разбирательства, свидетелям  по вопросам уточне-ния, проверки  отдельных положений, доказательств  и действий;

* заявляет отводы  в случаях необходимости участникам  процесса (составу суда, прокурору,  заседателям, присяжным);

* произносит защитительные  речи;

♦ по результатам  судебного разбирательства организует обжалование неправильных, ошибочных  решений и постанов-лений по определенным вопросам на основании возможностей действующего законодательства. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: Способности: ♦ высокий уровень развития аналитического и синтетического мышления; высокий  уровень развития понятийного мыш-ления (владение научными понятиями и способность  воспринимать и понимать различные  термины); ♦ высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить  от общего к частному);склонность к  исследова-тельской деятельности (развитое внимание к деталям, способность  группировать множество фактов, устанавливать  при-чинно-следственные связи и т. д.);

* высокий уровень  развития кратковременной и долговременной  памяти;

* наличие развитых  качеств коммуникативной группы:

а) умение устанавливать  психологический контакт со своим  подзащитным;

б) умение устанавливать  психологический контакт с составом суда и со всеми остальными участниками  судебного про-цесса (реализация качеств  адвоката как судебного оратора); в) умение вести переговоры, способность  убеждения; наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно  и понятно изъясняться); высокий  уровень развития концентрации и  устойчивости внимания (способность  в течение длительного времени  сосре-доточиваться на определенном виде деятельности); способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами); способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации); способ-ность контролировать свои эмоции. Личностные качества

* честность и  порядочность;

* организованность;

* эрудированность,  широкий кругозор (хорошие познания  в разных областях наук);

* пунктуальность, ответственность; 

* высокие моральные  качества (принципиальность, убежденность, чуткость и 

внимательность  к людям и т. д. тактичность (способность  проявлять чувство меры);

* гибкость, наличие  развитой интуиции;

* деловая хватка, настойчивость, объективность; 

* самоконтроль, хладнокровие;

* коммуникабельность, энергичность;

* умение быстро  восстанавливать работоспособность; 

* стремление к  самосовершенствованию. 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: узость кругозора, неуверенность в  себе, нерешительность, низкий уровень  развития или отсутствие коммуникативных  способностей, плохая дикция, неуравно-вешенность, бестактность, инертность, беспринципность, непогашенная судимость, отсутствие интереса к выполняемой работе, вспыльчивость, импульсивность, неспособность сопоставлять и анализировать факты, неумение противостоять внешним факторам. Судья Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью  и определенностью. Интуиция

и воображение участвуют  только в оценке информации на начальных  этапах исследования доказательств. Коммуникативная  сторона проявляется в общении  с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рам-ках  уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором  общения. При этом реализуются такие  личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и  др. Очень важен хороший эмоциональный  настрой, который создается в  зале судебного заседания усилиями председатель-ствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, воз-никающая при рассмотрении уголовных  дел, и неумение некоторых судей  снимать нервное напряжение снижают  каче-ство судебного процесса и могут  привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная  сторона деятельности реализуется  также в судебных допросах, и при  этом успех допроса во многом зависит  от согласованности приемов допроса  с инди-видуальными особенностями  личности допрашиваемого. Для того чтобы в зале судебного заседания  вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раз-дражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности. Организационная деятельность заключается в том, что председательствующий руководит ходом судебного разбира-тельства в рамках процессуального закона. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспек-та: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом

реализуются такие  личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организа-ционной деятельности судьи есть черты, которые отличают ее от руководящей деятельности в  общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками  процессуального регули-рования  и, как правило, имеет публичный  характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значе-ние  психологической совместимости  участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обви-нитель, эксперты и др.) и отводили главную  роль председательствующему в решении  этой проблемы. Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи  и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные  законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная  культура письменной речи судьи, его  профессиональные навыки в составлении  письменных документов. Прокурор и  его помощники Деятельность прокуратуры  многогранна, она связана как  с работой государственных органов  и должностных лиц, так и с  охраной законных интересов и  прав граждан. Поэтому важно, чтобы  надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы  усилия концентрировались на главных  направлениях и способствовали повышению  ответственности должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских законов на порученных им участках работы.

Выделяются следующие  отрасли прокурорского надзора:

* надзор за исполнением  законов органами государственного  управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами (общий надзор);

* надзор за исполнением  законов органами дознания и  предварительного следствия; 

* надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел  в судах; 

* надзор за соблюдением  законов в местах содержания  задержанных, в местах предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом. 

Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и  помощник прокурора должны обладать определенными каче-ствами.

Мышление, вскрывающее  причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой  характер но-сит, мышление прокурора. Ум прокурора характеризуется следующими свойствами:

* глубина — способность  проникнуть в сущность фактов, понять смысл про исходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты  явлений и поступков; 

* широта — умение  охватить широкий круг вопросов  и фактов, привлекая знания из  различных областей теории и  практики;

* мобильность —  способность к продуктивному  мышлению, мобилизации и использованию  знаний в сложных условиях, в  привычной обстановке;

* быстрота —  умение решать задачи в минимальное  время, ускоренно оценивая обстановку  и принимая необходи-мые меры;

* самостоятельность  — способность к постановке  цели и задач, умение находить  их решение и пути к их  достиже-нию без посторонней помощи;

* целеустремленность  — волевая направленность мышления  на решение определенной задачи, способность дли-тельное время  удерживать ее в сознании и  последовательно, планомерно думать  над ее разрешением; 

* критичность —  умение взвешивать сообщения,  факты, предположения, отыскивая  ошибки и искажения, раскры-вая  причины их возникновения; гибкость  — умение подойти к явлению  с различных точек зрения, устанавливать  зависимости и связи в порядке,  обратном тому, который уже был  усвоен, варьировать способы действия, пере-страивать свою деятельность  и изменять принятые решения  в соответствии с новой обстановкой 

Коммуникативная и  удостоверительная сторона деятельности прокурора неразрывно связаны с  использованием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение передать свои мысли для прокурора  так же важно, как умение мыслить, а умение слушать и слышать, в  свою очередь, не менее важно, чем  умение говорить. Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Его  профессиональная деятельность нередко  требует большой личной инициативы, упорства, настойчивости, целеустремленности и незаурядных организаторских  способно-

стей. Одним из факторов, определяющих профессионализм государственного обвинителя, является уровень его  психологиче-ской культуры. Государственный  обвинитель должен обладать системой психологических знаний, а также  навыков и умений, которые способствуют разрешению различных сложных ситуаций и являются ключом к постижению истины по уголовному делу. Психология труда  относит прокурорскую деятельность к категории сложной интеллектуально-практической деятельно-сти. Это означает, что  в такой деятельности имеется  несколько сторон (аспектов), каждая из которых характеризуется своими особенностями и целями. Именно благодаря  такой многосторонней деятельности прокурора обеспечивается полнота  этой деятельности и успешность в  достижении целей и задач, которые  он последовательно ставит и решает. И здесь необходимо отметить главный  фактор успеха профессиональной деятельности — профессиональную структуру личности данного прокурорского работника. В эту структуру входит система  личностных качеств, навыков и умений, которые и обеспечивают успех  в достижении сначала отдельных  этапов, а затем и основных целей  в профессиональной деятельности прокурора. Важнейшей профессиональной стороной деятельности государственного обвинителя является коммуникативная сторо-на. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим судебным оратором, для  которого характерно стремление к достижению тесного взаимодей-

ствия между участниками, направленного к единой цели. Применительно  к общению в процессе дискуссии  в суде такой целью является установление истины по уголовному делу. В настоящее  время далеко не в каждом судебном процессе можно видеть примеры такого высокого уровня взаимодействия. Однако опыт лучших государственных обвинителей  свидетельствует, что именно благодаря  высокому уровню профессионализма, основанному на психологической культу-ре, в процессе диалога прокурора с подсудимым последний начинает давать показания, стремясь «рассказать по этому делу всю правду, раскрыть истину» и т. д. Анализ личности таких подсудимых, сделанный в процессе судебно-психологической экспертизы, приводит к выводу, что именно индивидуальное воздействие в процессе прокурорского допроса и сама личность прокурора явились теми катализаторами, которые способствовали возникновению у подсу-димого психического состояния катарсиса, т. е. очищения от путаницы и лжи, которые возникли в связи с его преступ-ной деятельностью. В создании такого состояния далеко не всегда преобладает логический анализ собранных доказа-тельств. В ряде случаев ключом к раскрытию души подсудимого и постижению истины по данному делу является обра-щение к эмоциональной сфере подсудимого. При описании искусства публичных выступлений все авторы, отечественные и зарубежные, наши современники и клас-сики подробно останавливаются на культуре речи. Очень важным при произнесении публичной речи является так назы-ваемый эффект доступности. Обычно его рассматривают в трех аспектах: техническом, эмоциональном и смысловом. Технический аспект включает в себя устранение «барьеров» речи: неверной постановки ударений, «слов-паразитов», не-грамотных оборотов, нечеткости произношения — вплоть до выраженных логопедических дефектов, необычной манеры

Информация о работе Психология профессии