* формальное отношение
к работе;
* неумение излагать
свои мысли;
* плохое развитие
долговременной памяти;
* рассеянность;
* неспособность
воспринимать новую информацию;
* отсутствие умения
налаживать контакты с людьми;
* невыдержанность;
* жестокость, агрессивность,
нетерпимое отношение к людям.
Адвокат.
Доминирующие виды
деятельности: ♦ изучение законов,
подзаконных актов, нормативно-правовых
актов, международных договоров (также
учет действую-щего законодательства
и других нормативных актов) и
применение их на практике; ♦ оказание
юридической помощи посредством
консультаций, предоставление устных
и письменных справок по законо-дательству
(разъяснение действующего законодательства
как в целом по возникшей проблеме,
так и по отдельным ее нюансам);
♦ правовая защита граждан, организаций,
государства;
* составление исковых
заявлений, жалоб, претензий и
других документов правового
характера;
* запрос через
юридическую консультацию справок,
характеристик и иных документов,
необходимых в связи с оказанием
юридической помощи, из государственных
и общественных организаций, которые
обязаны в установленном порядке
выдавать эти документы или
их копии;
* подготовка непосредственных
обращений от имени клиента
в государственные, общественные,
производственные, научные, учебные,
культурные и другие организации
по необходимым вопросам;
* представительство
от имени клиента в государственных
(правоохранительных, судебных, административных),
общественных, предпринимательских
и других структурах;
* сбор различных
доказательств в пользу клиента
на основе запросов, экспертиз,
научных заключений, организации
экспериментов, заключений экспертов
и специалистов, дополнительных
обследований, ревизий, проверок, показа-ний
свидетелей и очевидцев, логических
умозаключений;
* информирование
в разумных пределах клиента
о положении рассматриваемого
дела, своевременные ответы на
обоснованные запросы, предоставление
информации и документов;
* организация встреч
с подзащитным в местах его
содержания для уточнения
* обстоятельств,
смягчающих вину подозреваемого,
подследственного, согласование с
клиентом мер по его защите
или бесспорному оправданию при
применении правоохранительными
органами мер заключения под
стражу;
* поддержание защиты
прав клиента при выполнении
следственных действий в судопроизводстве,
прояснение об-стоятельств дела
в пользу подзащитного.
Участвуя в судебном
разбирательстве, адвокат:
* строго следит
за соблюдением правил, установленных
процессуальным законом, и других
нормативных актов в интересах
подзащитного или клиента;
* обращается с
замечаниями, запросами к участникам
судебного разбирательства, свидетелям
по вопросам уточне-ния, проверки
отдельных положений, доказательств
и действий;
* заявляет отводы
в случаях необходимости участникам
процесса (составу суда, прокурору,
заседателям, присяжным);
* произносит защитительные
речи;
♦ по результатам
судебного разбирательства организует
обжалование неправильных, ошибочных
решений и постанов-лений по определенным
вопросам на основании возможностей
действующего законодательства. Качества,
обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности: Способности:
♦ высокий уровень развития аналитического
и синтетического мышления; высокий
уровень развития понятийного мыш-ления
(владение научными понятиями и способность
воспринимать и понимать различные
термины); ♦ высокий уровень развития
дедуктивного мышления (умение мыслить
от общего к частному);склонность к
исследова-тельской деятельности (развитое
внимание к деталям, способность
группировать множество фактов, устанавливать
при-чинно-следственные связи и т.
д.);
* высокий уровень
развития кратковременной и долговременной
памяти;
* наличие развитых
качеств коммуникативной группы:
а) умение устанавливать
психологический контакт со своим
подзащитным;
б) умение устанавливать
психологический контакт с составом
суда и со всеми остальными участниками
судебного про-цесса (реализация качеств
адвоката как судебного оратора);
в) умение вести переговоры, способность
убеждения; наличие хорошо развитых
вербальных способностей (умение правильно
и понятно изъясняться); высокий
уровень развития концентрации и
устойчивости внимания (способность
в течение длительного времени
сосре-доточиваться на определенном виде
деятельности); способность заниматься
длительное время кропотливой работой
(работа с досье, архивными документами);
способность воспринимать большое количество
информации (всестороннее адекватное
восприятие ситуации); способ-ность контролировать
свои эмоции. Личностные качества
* честность и
порядочность;
* организованность;
* эрудированность,
широкий кругозор (хорошие познания
в разных областях наук);
* пунктуальность,
ответственность;
* высокие моральные
качества (принципиальность, убежденность,
чуткость и
внимательность
к людям и т. д. тактичность (способность
проявлять чувство меры);
* гибкость, наличие
развитой интуиции;
* деловая хватка,
настойчивость, объективность;
* самоконтроль, хладнокровие;
* коммуникабельность,
энергичность;
* умение быстро
восстанавливать работоспособность;
* стремление к
самосовершенствованию.
Качества, препятствующие
эффективности профессиональной деятельности:
узость кругозора, неуверенность в
себе, нерешительность, низкий уровень
развития или отсутствие коммуникативных
способностей, плохая дикция, неуравно-вешенность,
бестактность, инертность, беспринципность,
непогашенная судимость, отсутствие интереса
к выполняемой работе, вспыльчивость,
импульсивность, неспособность сопоставлять
и анализировать факты, неумение
противостоять внешним факторам.
Судья Мышление судьи должно отличаться
объективностью, всесторонностью, конкретностью
и определенностью. Интуиция
и воображение участвуют
только в оценке информации на начальных
этапах исследования доказательств. Коммуникативная
сторона проявляется в общении
с людьми в ходе судебного процесса.
Это общение протекает в рам-ках
уголовно-процессуального регулирования,
и судья является главным организатором
общения. При этом реализуются такие
личностные качества судьи, как чуткость,
эмоциональная устойчивость, умение
слушать и разговаривать и
др. Очень важен хороший эмоциональный
настрой, который создается в
зале судебного заседания усилиями
председатель-ствующего и способствует
справедливому рассмотрению уголовного
дела по существу. Повышенная нервозность,
воз-никающая при рассмотрении уголовных
дел, и неумение некоторых судей
снимать нервное напряжение снижают
каче-ство судебного процесса и могут
привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная
сторона деятельности реализуется
также в судебных допросах, и при
этом успех допроса во многом зависит
от согласованности приемов допроса
с инди-видуальными особенностями
личности допрашиваемого. Для того
чтобы в зале судебного заседания
вызвать человека на откровенность,
снять растерянность, неловкость, раз-дражительность,
необходимы большой такт, чуткость,
культура и глубокое знание психологии
личности. Организационная деятельность
заключается в том, что председательствующий
руководит ходом судебного разбира-тельства
в рамках процессуального закона. Как
показали исследования, в этой деятельности
следует выделить два аспек-та: организованность
судьи и то, как он руководит всеми лицами,
находящимися в сфере судебного процесса.
При этом
реализуются такие
личностные качества судьи, как воля,
собранность, целеустремленность, настойчивость.
В организа-ционной деятельности
судьи есть черты, которые отличают
ее от руководящей деятельности в
общепринятом смысле: участники процесса
не находятся у судьи в подчинении,
его руководство ограничено рамками
процессуального регули-рования
и, как правило, имеет публичный
характер. Многие из опрошенных судебных
работников подчеркивали значе-ние
психологической совместимости
участников процесса (состав суда, секретариат,
адвокаты, государственный обви-нитель,
эксперты и др.) и отводили главную
роль председательствующему в решении
этой проблемы. Удостоверительная деятельность
завершает профессиограмму судьи
и представляет собой приведение
всей добытой в ходе процесса информации
в специальные, предусмотренные
законом формы: протокол, приговор,
определение и др. В этой деятельности
реализуется общая и специальная
культура письменной речи судьи, его
профессиональные навыки в составлении
письменных документов. Прокурор и
его помощники Деятельность прокуратуры
многогранна, она связана как
с работой государственных органов
и должностных лиц, так и с
охраной законных интересов и
прав граждан. Поэтому важно, чтобы
надзор был активным и принципиальным,
чтобы ни одно нарушение закона не
оставалось без последствий, чтобы
усилия концентрировались на главных
направлениях и способствовали повышению
ответственности должностных лиц,
которые призваны обеспечить соблюдение
российских законов на порученных им
участках работы.
Выделяются следующие
отрасли прокурорского надзора:
* надзор за исполнением
законов органами государственного
управления, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами
и гражданами (общий надзор);
* надзор за исполнением
законов органами дознания и
предварительного следствия;
* надзор за исполнением
законов при рассмотрении дел
в судах;
* надзор за соблюдением
законов в местах содержания
задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказаний
и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом.
Для достижения успеха
в своей деятельности прокурор и
помощник прокурора должны обладать
определенными каче-ствами.
Мышление, вскрывающее
причины каких-либо явлений, называют
причинно-следственным. Именно такой
характер но-сит, мышление прокурора. Ум
прокурора характеризуется следующими
свойствами:
* глубина — способность
проникнуть в сущность фактов,
понять смысл про исходящего,
предвидеть ближайшие и отдаленные,
прямые и побочные результаты
явлений и поступков;
* широта — умение
охватить широкий круг вопросов
и фактов, привлекая знания из
различных областей теории и
практики;
* мобильность —
способность к продуктивному
мышлению, мобилизации и использованию
знаний в сложных условиях, в
привычной обстановке;
* быстрота —
умение решать задачи в минимальное
время, ускоренно оценивая обстановку
и принимая необходи-мые меры;
* самостоятельность
— способность к постановке
цели и задач, умение находить
их решение и пути к их
достиже-нию без посторонней помощи;
* целеустремленность
— волевая направленность мышления
на решение определенной задачи,
способность дли-тельное время
удерживать ее в сознании и
последовательно, планомерно думать
над ее разрешением;
* критичность —
умение взвешивать сообщения,
факты, предположения, отыскивая
ошибки и искажения, раскры-вая
причины их возникновения; гибкость
— умение подойти к явлению
с различных точек зрения, устанавливать
зависимости и связи в порядке,
обратном тому, который уже был
усвоен, варьировать способы действия,
пере-страивать свою деятельность
и изменять принятые решения
в соответствии с новой обстановкой
Коммуникативная и
удостоверительная сторона деятельности
прокурора неразрывно связаны с
использованием речи в ее основных
формах — устной и письменной. Умение
передать свои мысли для прокурора
так же важно, как умение мыслить,
а умение слушать и слышать, в
свою очередь, не менее важно, чем
умение говорить. Прокурор должен обладать
незаурядными волевыми качествами. Его
профессиональная деятельность нередко
требует большой личной инициативы,
упорства, настойчивости, целеустремленности
и незаурядных организаторских
способно-
стей. Одним из факторов,
определяющих профессионализм государственного
обвинителя, является уровень его
психологиче-ской культуры. Государственный
обвинитель должен обладать системой
психологических знаний, а также
навыков и умений, которые способствуют
разрешению различных сложных ситуаций
и являются ключом к постижению истины
по уголовному делу. Психология труда
относит прокурорскую деятельность
к категории сложной интеллектуально-практической
деятельно-сти. Это означает, что
в такой деятельности имеется
несколько сторон (аспектов), каждая
из которых характеризуется своими
особенностями и целями. Именно благодаря
такой многосторонней деятельности
прокурора обеспечивается полнота
этой деятельности и успешность в
достижении целей и задач, которые
он последовательно ставит и решает.
И здесь необходимо отметить главный
фактор успеха профессиональной деятельности
— профессиональную структуру личности
данного прокурорского работника.
В эту структуру входит система
личностных качеств, навыков и умений,
которые и обеспечивают успех
в достижении сначала отдельных
этапов, а затем и основных целей
в профессиональной деятельности прокурора.
Важнейшей профессиональной стороной
деятельности государственного обвинителя
является коммуникативная сторо-на.
Реализуя свои коммуникативные способности,
прокурор должен быть тонким мастером
ведения диалога, опытным полемистом
и блестящим судебным оратором, для
которого характерно стремление к достижению
тесного взаимодей-
ствия между участниками,
направленного к единой цели. Применительно
к общению в процессе дискуссии
в суде такой целью является установление
истины по уголовному делу. В настоящее
время далеко не в каждом судебном
процессе можно видеть примеры такого
высокого уровня взаимодействия. Однако
опыт лучших государственных обвинителей
свидетельствует, что именно благодаря
высокому уровню профессионализма, основанному
на психологической культу-ре, в процессе
диалога прокурора с подсудимым последний
начинает давать показания, стремясь «рассказать
по этому делу всю правду, раскрыть истину»
и т. д. Анализ личности таких подсудимых,
сделанный в процессе судебно-психологической
экспертизы, приводит к выводу, что именно
индивидуальное воздействие в процессе
прокурорского допроса и сама личность
прокурора явились теми катализаторами,
которые способствовали возникновению
у подсу-димого психического состояния
катарсиса, т. е. очищения от путаницы и
лжи, которые возникли в связи с его преступ-ной
деятельностью. В создании такого состояния
далеко не всегда преобладает логический
анализ собранных доказа-тельств. В ряде
случаев ключом к раскрытию души подсудимого
и постижению истины по данному делу является
обра-щение к эмоциональной сфере подсудимого.
При описании искусства публичных выступлений
все авторы, отечественные и зарубежные,
наши современники и клас-сики подробно
останавливаются на культуре речи. Очень
важным при произнесении публичной речи
является так назы-ваемый эффект доступности.
Обычно его рассматривают в трех аспектах:
техническом, эмоциональном и смысловом.
Технический аспект включает в себя устранение
«барьеров» речи: неверной постановки
ударений, «слов-паразитов», не-грамотных
оборотов, нечеткости произношения —
вплоть до выраженных логопедических
дефектов, необычной манеры