Психология развития, акмеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, доклад

Описание работы

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний.

Файлы: 1 файл

АКМЕОЛОГИЯ.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

Психология развития, акмеология

 

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme  — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития[1]. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации»[3] .

Человек с позиции  теории самоорганизации рассматривается  как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как  у человека сформированы необходимые  для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация  также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода  в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация  человека, какими механизмами она  движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить  идеальную модель самоорганизации  и жизненного пути индивидуума, грамотная  реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Психология развития, акмеология – область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей процессов развития и формирования психики в антропогенезе, сравнительным изучением развития психики в разных культурах, изучением формирования и развития психических процессов и психологических качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. «акме» – «цветущая сила», «вершина») – комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.

Процесс становления психологической  науки характеризуется ее дифференциацией  и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более  дифференцированно стали изучаться  микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о  психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам. Наблюдается  в психологии и обратная тенденция - к интеграции психологической науки. Процесс интеграции связан, с одной  стороны, с теоретическими обоснованиями  общих закономерностей в развитии психики людей, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики в грамотном  проведении диагностики и коррекции  психики. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс  обучения, воспитания невозможен без  активного участия в этих процессах  квалифицированных психологов, владеющих  знаниями, как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.

Жизненный путь человека: возрастные периоды в акмеологии:

  • Пренатальный период.
  • Период новорожденности.
  • Развитие в младенческом возрасте.
  • Период раннего детства. Характеристика кризиса трех лет.
  • Дошкольный возраст. 7 лет
  • Младший школьный возраст.
  • Подростковый возраст.
  • Юношеский возраст.
  • Развитие в зрелых возрастах:
  • Возраст ранней зрелости (молодость).
  • Возраст средней зрелости (период расцвета). Переход к расцвету (около 30 лет) Переход к зрелости (около 40) как «взрыв в середине жизни», осознание утраты молодости
  • Поздняя зрелость. Возрастные особенности познавательных процессов в период поздней зрелости. Причины появления очередного нормативного кризиса 50 - 55 лет:
  • Старение и старость.

Акмеология изучает:

закономерности  самореализации творческих потенциалов  зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

факторы объективные  и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;

закономерности  обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

самообразование, самоорганизацию и самоконтроль;

закономерности  самосовершенствования, самокоррекции  и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Направления акмеологии:

  • Общие основы акмеологии.
  • Профессиональная акмеология, которая делится на:
  • педагогическая акмеология,
  • военная акмеология,
  • социальная акмеология,
  • школьная акмеология,
  • медицинская акмеология.
  • Акмеология управления.
  • Креативная акмеология.
  • Синергетическая акмеология.
  • Акмеология образования.
  • Коррекционная акмеология.
  • Этнологическая акмеология.

В представлении  создателей данного направления вершина зрелости человека — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.д. Естественно, что данное состояние изменчиво. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает, поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.

Акмеология как наука изучает и проясняет те факторы, которые обусловили полноту, широту развития, продуктивность, время наступления и прочее. Она отслеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо — и микросоциумов (государство, трудовой коллектив, семья и т.д.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, разрабатывая определённые тактики и стратегии, которые будут способствовать самореализации человека.

Данное направление  отвечает на вопросы о том, как происходит самоорганизация, самовоспитание, самоактуализация человека и как ему добиться вершин признания.

Построение, на основе полученных знаний, модели самосовершенствования жизненного пути человека позволяет быстро добиться максимального успеха во всех областях.

В зарубежной психологии акмеологию не стали выносить в отдельное направление, однако в России акмеология получила большое признание на государственном уровне.

Конечно же, человек достигает вершин в своей жизни, в первую очередь, благодаря вере в свои силы, самоподготовке и самореализации. Однако, используя акмеологию, он может добиться всего гораздо быстрее и эффективнее, заранее зная, что его ждёт на жизненном пути.

 

Вопрос 1. Профессиональная компетентность

 

Проблема компетентности как свойства профессионала и  ее конкретных видов традиционно  является одной из важнейших в  психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности. В педагогической науке, психологии и акмеологии проведены  как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности – профессиональной, социальной, психологической, коммуникативной, аутопсихологической, конфликтологической, социально-психологической, компетентности при осуществлении  кадровой работы и пр. Выявлены их сущностные характеристики, особенности организации  педагогического процесса, психологическая  структура, психологические и акмеологические  условия и факторы развития, однако эта проблема еще пока далека от своего законченного решения. В частности, недостаточно изучены их системные  качества, свойства, механизмы формирования и развития, логические связи между  различными видами компетентности, а  так же некоторые ее важнейшие  виды, представляющие большой интерес  для практики. Поэтому анализ состояния  проблемы профессиональной компетентности хотелось бы начать с обоснования  проблемного поля.

Среди проведенных  психолого-акмеологических исследований компетентности заметное место занимают те, в которых была подвергнута  анализу категория «компетентность». Обобщение их позволяет утверждать, что в них «компетентность» (competentia – принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «… обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории:competence - «… законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий». Отсюда, компетентный (competens – принадлежащий, соответствующий, способный) - «…это знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы…». Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психологических и акмеологических исследованиях, педагогических теориях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования. В психолого-акмеологических исследованиях компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.

На уровне особенного изучались специальные (особенные) виды компетентности, отличительной  особенностью которых являются их содержание, а так же связь со спецификой профессиональной деятельности или взаимодействий. Поэтому  в контексте решаемых задач, обобщающей категорией на уровне особенного является категория «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность в  данном понимании означает высокий  уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами  профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность  успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [20]. В проведенных исследованиях  подчеркивалось, что профессиональная компетентность связана прежде всего  с профессиональной эрудицией и  профессиональным опытом, которые приобретаются  в процессе базового и дополнительного  образования и с годами в процессе практической деятельности.

В психолого-акмеологических  исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального  ведения субъекта труда, постоянно  расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что  позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Было отмечено, что структура и  содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой  профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.

Интегративный характер категории «профессиональная  компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют не только ее системные  связи с другими видами компетентности, но и «нежесткий характер». Иными  словами, она может как включать в себя другие виды компетентности как системные составляющие, так  и в значительной мере отождествляться  с ними (В.Г. Зазыкин).

В ряде психолого-акмеологических  исследований представлялись основания  для выделения специальных видов  компетентности, обладающих обобщающими  свойствами. Так, А.К. Маркова  указывала  на существование следующих видов  компетентности (по критерию «общее-особенное»):

  • специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);
  • социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;
  • личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;
  • индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии.

Информация о работе Психология развития, акмеология