Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, доклад
Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний.
С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:
Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов. С этих позиций необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее отдельных видов. Мы считаем, что уровень профессиональной компетентности во многом зависит и от личностных качеств субъекта деятельности – интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, мотивации профессиональных и личностных достижений.
Следует особенно
подчеркнуть, что в психолого-
В процессе изучения
компетентности как явления часто
возникает вопрос, какие виды (или
составляющие) компетентности являются
универсальными, необходимыми для эффективного
выполнения любого вида профессиональной
деятельности. По мнению А.А. Деркача
и В.Г. Зазыкина, таковыми являются социально-перцептивная,
аутопсихологическая, коммуникативная,
нормативная и рефлексивная (рефлексивно-статусная)
компетентности. Рефлексивные процессы
лежат в основе самопознания и
познания людьми друг друга, поэтому
считается, что рефлексивная компетентность
является как бы механизмом социально-перцептивной
и аутопсихологической
В практике психологических
и акмеологических исследований
обоснована общая структура
Между данными подструктурами имеются тесные системные функциональные связи. В то же время, по мнению ряда авторов (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин и др.), базисной является социально-перцептивная компетентность, которая во многом определяет развитие других видов.
Данная модель
на сегодняшний день считается обобщенной,
в то же время проводятся исследования
по ее дополнению и совершенствованию.
В частности, выделена еще и интерактивная
компетентность как разновидность
социально-психологической, связанная
с системой знаний, необходимых для
организации успешных профессиональных
взаимодействий. Надо заметить, что
интерактивная компетентность тесно
связана с социально-
Расширение комплексных
исследований профессиональной и психологической
компетентности привело к необходимости
изучения их акмеологического содержания.
В результате с развитием прикладных
исследований в этой области все
большее внимание стало уделяться
разработке психолого-акмеологических
моделей компетентности, а так
же моделей ее различных видов. Это
было обусловлено необходимостью решения
практических задач целенаправленного
развития профессионализма субъектов
труда. Многие такие модели создавались
на основе общетеоретической схемы
разработки психологических и
Рассмотрим содержание некоторых таких моделей. Особое внимание при рассмотрении моделей следует уделить не только систематизированному описанию, а выделению того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию.
В исследованиях
О.И. Денисова были разработаны две
психолого-акмеологические
В своих работах
Н.Э. Вегерчук разработала две психолого-
В работе В.Ф. Варукова представлена в описательном виде разработанная на основе акмеологического подхода и поэтапного формирования умственных действий теоретическая модель правовой компетентности служащих как система правовых знаний и умений и навыки. Данная модель имеет деятельностную ориентацию, в ней недостаточное внимание уделено личностным факторам.
М.С. Игельник в
своих трудах представил несколько
психолого-акмеологических
Л.А. Степнова разработала
общую описательную модель профессиональной
компетентности государственных служащих,
включающую следующие подструктуры:
на уровне структурно-содержательных
видов – психологическую, социально-психологическую,
социально-перцептивную, коммуникативную,
профессионально-
В ряде теоретических исследований были отмечены и другие модели. Данные психолого-акмеологические модели обладают общими свойствами, обусловленными видами системных описаний. Исходя из их содержания, к ним можно отнести, если не учитывать описания условий и факторов развития – когнитивные компоненты профессиографических описаний, широко представленные в исследованиях по психологии труда и управления, эргономики.
Отдельно следует
отметить исследования, посвященные
особенным видам
Профессиональная
компетентность – ключевая многоаспектная
проблема в педагогическом, психологическом
и акмеологическом плане. Ее актуальность
и значимость подчеркивается в современных
психолого-педагогических и акмеологических
исследованиях. Вместе с тем определение
сущности профессиональной компетентности,
ее содержание, структура, специфика, критерии,
показатели, уровни характеризуется
неоднозначностью трактовок, что свидетельствует
о сложности и противоречивости
анализируемой нами проблемы. Актуальными
на сегодняшний день являются вопросы,
связанные с уяснением и
Вопрос 2:" Закономерности психического развития человека в онтогенезе"
Онтогенез - процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
Развитие психики в онтогенезе и его особенности Дошкольная психология является составной частью детской психологии, в которой изучается психическое развитие ребенка в течение первых семи лет жизни. Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших до высших уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное усовершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях:
- Как становление организма - морфофизиологические онтогенез;
- Развитие человека
как сознательной
- Развитие личности - социальный онтогенез.
Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий - исследуются возрастному и дошкольным психологией. Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка.
Психическое развитие отмечается такими закономерностями.
1. Гетерохронность: неравномер
2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления. Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышления. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать означает вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать.
3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией. Характеристиками каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку. Как возрастные новообразования выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения в психике, которые позволяют перейти к новой стадии ее развития. Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития в определенной стадии (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности.