Психология развития, акмеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, доклад

Описание работы

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний.

Файлы: 1 файл

АКМЕОЛОГИЯ.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

4. Дифференциация  и интеграция психических процессов  и свойств. Дифференциация означает  последовательное усложнение психики  путем накопления новообразований.  Так, после рождения наиболее  развитым психическим процессом  является ощущение, на его основе  возникает восприятие, затем память, впоследствии - наглядно-действенное  мышление и воображение. 

Интеграция - укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями - психология образования. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно. 

5. Изменение  соотношения детерминант психического  развития с возрастом ребенка  изменяется соотношение биологических  и социальных факторов психического  развития. С расширением связей  ребенка с социальной средой  возрастает роль социальных влияний.  Меняются и сами социальные  детерминанты (семья, школа, класс,  друзья). 

Для человека ведущую  роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда  является источником психического развития. В нем выделяют три компонента: 

• Макросреда - общество, его социально-экономическая и политическая система; 

• Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка; 

• Микросреда - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья. 

Общество организует передачу общественного опыта через  обучение и воспитание в специальных  учреждениях. Обучение и воспитание организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучить, выяснить.  Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития. 

6. Пластичность - способность психики к переменам,  с возрастом снижается. Так,  ребенок до 2-3 лет может овладеть  любой язык, в зависимости от  социального окружения и независимо  от расы или национальности. Но  уже в школьном возрасте усвоение  нового языка значительно усложняется.  Пластичность проявляется также  в компенсации определенных недостатков  одних свойств усиленным развитием  других. Например, ослаблены зрение  или слух вызывают усиление  осязания, обоняния. 

ВЫВОДЫ об общих закономерностях  онтогенеза психики: 

- Психическое  развитие выступает как процесс  количественных и качественных  изменений, происходящих в ходе  деятельности и общения ребенка; 

- Психическое  развитие имеет такие признаки, как: гетерохроннисть, асинхронность,  стадиальность, дифференциация и  интеграция психических процессов,  изменение соотношения детерминант  психического развития, пластичность; 

- Характеристиками  стадий психического развития  выступают социальная ситуация  развития, основные новообразования  психики и личности, ведущая деятельность; 

- Для человека  ведущую роль в психическом  развитии играет социальный фактор.

 

Вопрос 3: "Собеседование по концепции диссертационного исследования"

 

Система публичной  защиты письменных сочинений на научные  темы с целью получения научной  квалификации стала складываться еще  в средние века. Само слово "диссертация" в переводе с латинского означает исследование, рассуждение. Такие научные труды представляют собой специально подготовленные литературные сочинения, отражающие результаты научного исследования, и представленные на публичное обсуждение. В работе должны быть отражены как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные при этом результаты. При этом проводится всесторонней анализ и правомерность использования научных методов познания. Диссертант по своему усмотрению упорядочивает накопленные научные факты, доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений своей концепции, опираясь не на авторитет, традиции и веру, а на основе научного общезначимых норм и критериев.

Структура диссертационной работы должна удовлетворять следующим критериям:

Критерий целостности - структура работы должна представлять собой единство всех ее элементов, а  каждый элемент ее структуры - часть  произведения в целом, то есть рассматривать  свойства целого и частей как единое целое.

Критерий системности - требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает объединение разнородных элементов.

Связность является обязательным условием существования  текста как определенной структуры. Именно этот критерий обеспечивает взаимообусловленность  и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности  изложения научной информации.

Подготовка к написанию диссертации

Во-первых, нужно  определиться с темой диссертации. Выбирая тему, полезно принять во внимание два обстоятельства:

Определить к  какому типу исследования будет относиться работа - будет она фундаментальной  или иметь прикладной характер.

В какой степени диссертация будет соответствовать профилю базового образования диссертанта, так как всегда вызывает недоумение, когда соискатель берется за тему из совершенно другой области знания.

При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана, чтобы можно было ее глубоко прорабатывать. Показателем  содержательного охвата темы служит количество слов в ее названии. Чем  меньше слов в ее названии, тем шире охватываемая область научного познания. Они чаще всего состоят из 10…15 слов, включающие предлоги, союзы (на примере, на материале и т.п.) Выбор темы должен строиться на основе сведений, полученных из ранее защищенных диссертаций, после ознакомления с новейшими достижениями в смежных областях знания, прочтения ведущих журналов с научными публикациями. Для окончательного выбора тематики работы, нужно выявить малоизученные вопросы, имеющие актуальное значение, а также подходы и методы ведущих научных школ применительно к решаемой проблеме.

Во-вторых, познакомиться  с литературными источниками, сделать  патентный поиск глубиной не менее 20 лет, таким образом, просмотрев накопленные  сведения об уже проделанных исследованиях  и наличие соответствующих патентов. Просмотр должен включать различные  источники:

российские и  зарубежные научные издания (журналы, материалы конференций)

отчеты о научно-исследовательской  деятельности

диссертации и авторефераты

реферативные  журналы

реферативные  сборники

экспресс-информация.

Затем осуществить  детальный просмотр и отбор материала  из монографий, учебников, другой научной  литературы. Для этого лучше вначале  бегло просмотреть имеющиеся  источники информации, обязательно  записать все исходные данные (библиотечный шифр, название, авторы, год издания, название издательства и количество страниц). Затем сделать конспекты  или ксерокопии. Рекомендуется создать  отдельные папки для классификации  документов по тематикам (методы исследования, результаты работы других исследователей и т.д.). Все эти сведения могут  пригодиться при написании литературного  обзора, как отдельной главы диссертационной  работы.

В-третьих, приступить к работе над черновиком рукописи. Этот этап работы состоит из анализа, обобщения и теоретического обоснования  новых научных фактов, полученных в результате исследования. Обязательное условие успешного написания  любой научной работы - разработка детального ее плана. При работе над  рукописью, старайтесь не отклоняться  от темы, чтобы все части диссертации были примерно сопоставимы по структурному делению. В конце каждого раздела рекомендуется делать небольшое резюме - краткие выводы из предшествующего текста. На этом этапе работы лучше остановиться на следующих композиционных элементах:

введение

выводы и предложения

приложения

библиографический список

В-четвертых, продумайте композиционное построение диссертационной работы. Традиционно основными ее элементами являются:

титульный лист

оглавление

введение (постановка задач исследования, актуальность, научная новизна, практическая значимость)

главы основной части (материалы и методы исследований, результаты работы - 3 и более глав)

заключение

библиографический список (согласно требованиям ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа")

приложения

В-пятых, приступайте  к стилистическому оформлению тестовых блоков. Уделить внимание следует  заголовкам, содержащим от 2 до 14 слов, то есть не более двух строк, в которых  отражают ключевые слова, несущие смысловую  нагрузку конкретного раздела. Для  разбиения текста на блоки используется последовательная рубрикация, способствующая лучшему восприятию содержательной части работы. Часто используется цифровая система нумерации (многоуровневый список), в соответствии с которой  номера основных разделов состоят из одной цифры, подразделы - из одной  цифры и номера составной части  и т.д. Например, 1…1.1…1.1.1. Обратите внимание на язык и стиль диссертационной работы. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство действительности фактов, выявленных в результате научно-исследовательской работы. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. В него включают только точные факты и сведения, а для их описания применяются специальные термины, используемые только в данной области знания. Нежелательно применять профессионализмы (своего рода жаргон), то есть термины, понятные только очень узкому кругу специалистов. Фразеология диссертации призвана выражать логические связи между частями высказывания ("как показали результаты исследования", "резюмируя сказанное"). Для образования превосходной степени используются слова "наиболее", "наименее", а не "повыше", "пониже". В научной лексике часто применяются несовершенные формы глаголов, как "в данной статье рассматриваются". Синтаксически письменная научная речь - это безличный монолог, в котором изложение ведется от третьего лица. Так в описании методики проведения экспериментов имеет смысл написать "получено 1,5 кг алюминию за 3 часа работы" или "исследование выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ". Краткость и ясность изложения работы являются необходимым и обязательным показателями качества диссертационной работы.

В-шестых, требуется оформить работу: добавить таблицы, рисунки, графики; пронумеровать их; сформировать библиографический список и расставить ссылки на литературные источники; добавить приложения, перечень принятых условных обозначений; проставить номера страниц в документе. Диссертационная работа должна быть качественно распечатана и переплетена. Рекомендуемые поля документа формата А4 с односторонней печатью: верхнее и нижнее поля по 20 мм, левое для переплета - 30 мм, правое - 15 мм. Теперь эта диссертация будет корректироваться (не только автором, но и научным руководителем), затем рассматриваться на заседании кафедры или ученого совета, сдана в диссертационный совет, на ее основе оформляют автореферат.

Программа диссертационного исследования содержит в том числе календарный график этапов работы: 

- выбор темы;

- разработка рабочего плана; 

- выбор методологии исследования; 

- изучение проблемы и анализ источников;

- теория, концепция проблемы; 

- программа социологического исследования;

- проведение эмпирического исследования;

- обработка, интерпретация данных;

- написание текста диссертации;

- апробация; 

- подготовка к защите.

Аспирант, готовящийся  к защите диссертации, руководствуется программой изучения и консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант (соискатель) получают указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме. Кроме того, в задачу аспиранта (соискателя) входит необходимость самостоятельного поиска литературы по исследуемой теме. Соискатель «Психологии развития, акмеология» обязан:

  • знать место и роль психологии развития, акмеологии в общей системе психологической науки, а также связи этой отрасли психологии в системе междисциплинарных исследований при решении общих научных и практических вопросов обучения и воспитания;
  • анализировать историю и современное состояние отечественной и зарубежной психологии развития, акмеологии, основные теории развития;
  • глубоко разбираться в основных теоретических проблемах современной психологии развития;
  • владеть знаниями об особенностях психического развития индивида;
  • применять знания основных категорий психологии развития, акмеологии при решении прикладных задач психологии развития, акмеологии;
  • анализировать теоретические и прикладные проблемные вопросы психологии развития, акмеологии;
  • применять адекватную проводимому исследованию методологию и важнейшие методы исследования, выработанные в психологической науке;
  • владеть математико-статистическими способами обработки эмпирического материала.

 

Вопрос 4: "Общие характеристики управленческой акмеологии"

 

Акмеология управления (управленческая акмеология) получила признание и оформилась как самостоятельное направление в связи с актуализацией общественной потребности в управленческих кадрах, обладающих высоким уровнем профессионализма.

Прежний подход, основанный на формировании «управленческой номенклатуры», не удовлетворяет требованиям времени, а новые практически не были созданы. Правда, надо заметить, что научные, в том числе и акмеологические исследования по данной проблеме проводились, но они носили конкретно-прикладной, а не обобщающий характер.

Информация о работе Психология развития, акмеология