Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, доклад
Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний.
Разрабатываемая акмеология управления как направление прикладной акмеологии имеет серьезный научный базис – общую акмеологию, психологию управления, теорию менеджмента. И хотя в психологии управления и теории менеджмента практически ие рассматривались вопросы профессионализма руководителей, менеджеров и управленческих кадров, было проведено немало интересных и результативных исследований, посвященных выявлению описаний психологических детерминант эффективного управления.
В настоящее время акмеология управления являет собой область научного знания, обеспечивающего достижение высших уровней профессионализма в управленческой деятельности. Поэтому в акмеологии управления центральной проблемой является профессионализм личности или деятельности руководителя как субъекта управленческой деятельности, но при этом осуществляется выход и на личностный уровень, обусловливающий поиск индивидуальных факторов самоэффективности и самореализации.
Управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные системные структуры. В этом смысле сам объект управленческой акмеологии весьма сложен, а в психологическом смысле в какой-то степени даже противоречив. Управленческие кадры, нацеленные на личностно-про-фессиональное развитие, достижение высокого уровня профессионализма, обычно осуществляют эти свои планы в процессе профессиональной карьеры. Она же имеет различные траектории, в том числе и те, которые могут негативно сказаться на выбранных профессиональных стандартах и нормативно-нравственной системе регуляции поведения и отношений.
В управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого труда раскрывается с различных позиций:
1) формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;
2) реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;
3) формирования психологической готовности к высокоэффективной управленческой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;
4) развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;
5) мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;
6) формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональных возможностей при управлении в экстремальных ситуациях.
Особое внимание уделяется развитию личностно-деловых и профессионально важных качеств управленца, прежде всего силы личности, самоэффективности и ответственности. К настоящему времени обоснована акмеологическая концепция развития профессионализма субъектов управленческой деятельности.
В то же время развитие управленческой акмеологии сопряжено с немалыми сложностями. Одной из самых значимых из них является отсутствие единства мнений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выдающихся результатов в этой сфере деятельности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Да, можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искусству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений. В то же время данное направление прикладной акмеологии получило хороший научный импульс и должно дать важные научно-практические результаты.
В рамках управленческой акмеологии в последние годы проводятся весьма интенсивные и конструктивные исследования по комплексной проблеме профессионализма государственных служащих, так как многие государственные служащие осуществляют комплексную управленческую деятельность, которую можно рассматривать как особую область данного направления прикладной акмеологии. Ее отличительной особенностью является тесное взаимодействие управленческой акмеологии с комплексом дисциплин, разрабатывающих проблемы профессиональной деятельности госслужащих.
Данный продуктивный симбиоз наук и дал основание говорить о нем как о новом направлении прикладной акмеологии. Это научное направление управленческой акмеологии являет собой новую научно-практическую область, в которой проводятся как теоретические исследования, так и решаются практические вопросы. Отметим главные из них:
1) профессиональная подготовка кадров госслужбы (включая обучение и практическую подготовленность и психологическую готовность к высокоэффективной деятельности);
2) психолого-акмеологическая диагностика, определяющая у государственных служащих соответствие профессионального типа личности выбранной специальности и траектории развития (по совокупности ценностных, мотивационных и др. данных);
3) содействие продуктивной ориентации внутри профессии (профессиональная специализация);
4) разработка моделей и алгоритмов оптимальной организации профессиональной деятельности госслужащего для разных ее видов, уровней, этапов;
5) осуществление психолого-акмеологической поддержки (тренинга, консультирования и т. д.) на протяжении профессиональной жизни государственных служащих;
6) разработка совокупности направлений данной профессиональной деятельности для создания классов психолого-профессиональных типичных задач и творческих проблем;
7) разработка ценностно-личностного профиля Я-концепция госслужащего;
8) разработка индивидуальных траекторий профессиональной карьеры государственных служащих;
9) разработка программ и акмеограмм личностно-профессионального развития государственных служащих.
В рамках данного направления управленческой акмеологии создана система понятий, позволяющая:
♦ соединять проблемы профессионализма с проблемами организации и оптимизации социальных систем;
♦ соединять ценностные психологические ориентиры, оптимизирующие деятельность, с личностными детерминантами мастерства и профессионализма;
♦ устанавливать связи между аксиологическими, психологическими, педагогическими, социальными, профессионально-кадровыми проблемами, продуктивной организации деятельности, ее алгоритмов.
Акмеологи, специализирующиеся в данном направлении, совместно с привлеченными коллективами психологов, медиков, педагогов, социологов и т. д. выделили такие теоретико-операциональные инварианты, которые составили фундамент акмеологической науки и ее прикладных направлений и позволили применить ее понятийный аппарат к научно-практическим проблемам, связанным с повышением профессионализма и с оптимизацией профессиональной деятельности и профессионального становления госслужащих.
Разработан комплекс акмеологических, психологических методов для диагностики, формирования и коррекции профессионально значимых качеств личности государственных служащих. С помощью известных и оригинальных методов исследования получены и обобщены новые научные факты, которые:
♦ расширяют представление о психологических и акмеологических нормативах и закономерностях обучения госслужащих;
♦ показывают правомерность и перспективность акмеологической концепции исследования профессионального становления, подготовки и обучения личности госслужащих.
Использование данного комплекса методов позволяет осуществлять:
♦ психолого-акмеологический отбор специалистов по профессиональным и личностным качествам;
♦ формирование управленческой команды;
♦ учет психологических механизмов регулирования межличностных отношений госслужащих;
♦ формирование и коррекцию их имиджа;
♦ акмеологическую разработку траекторий их личностно-профес-сионального развития и др.
Осуществляется также оказание психологической поддержки госслужащих в решении их психологических проблем с целью интенсификации их личностно-профессионального роста. Определены пути проведения дальнейших теоретических, экспериментальных и прикладных исследований профессионального становления и роста государственных служащих. Разработаны акмеологические модели профессионализма разных категорий государственных служащих, выявлены особенные акмеологические инварианты, созданы акмеологические технологии развития профессионально важных качеств. Разработаны научные основы и концепция акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации.
Вопрос 5: "Экологический подход к закономерностям психологического развития."
Экологический подход в психологии — [греч. oikos — дом, родина logos — наука, учение] — направление в теории социального научения, рассматривающее развитие личности ребенка в контексте его взаимодействия с социальной средой. В 70-е гг. возникает новое направление, представителями которого являются американские психологи Ю.Бронфенбреннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл и др., предложившие новый подход к изучению особенностей развития психики ребенка. Основные положения этого подхода изложены в работах Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по изучению психического развития в реальных жизненных условиях ребенка (Экология развития). К наиболее значимым с экологической точки зрения показателям относятся дом, семья, класс, транспорт, выполняемые ребенком социальные роли (дочери, сестры, ученицы и т.д.). По мнению автора, в исследовании должны быть представлены четыре сферы: семейная, социальная, культурная и историческая (обстановка, в которой растет то или иноепоколение).
Наибольшее распространение
экологическое направление
Экологический
подход к психологическим проблемам
проявляется в том, что действия
индивидуума рассматриваются в
неразрывной связи с
Результатом развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической точки зрения., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами.